Специфика развития художественного стиля Нидерландов в эпоху Возрождения. Северным Возрождением называют период в культурном развитии стран, расположенных к северу от Альп, - Нидерланды, Германии, Франции 1-й трети 15-16 вв. Сев. Возрождение зародилось под влиянием Италии. Готическое искусство было той почвой, на которой взошло сер. Возрождение. В Северной Европе на становление новой культуры наибольшее влияние оказало не античное наследие, а христианство. Как и в Сред. Века, так и позднее, художники понимали что Бог в принципе неизобразим. Считалось, что образ Бога яснее всего запечатлен в окружающем мире. Поэтому предметом внимания североевропейского художника эпохи Возрождения сделались небеса и солнечный свет, вода и камни, растения и животные, сам человек, его жилище. Североевропейское искусство осмысливало место человека в мироздании иначе, чем итальянское. В искусстве Италии человек, наделенный безграничными творческим возможностями, способный преобразовать мир, рассматривался как центр Вселенной. В искусстве Сев. Европы человек – не вершина творения, а лишь одно из многочисленных свидетельств всемогущества Творца. Для них человек и прекрасен, и величав, но все же не более, чем любой камень или травинка.
Северное Возрождение - образы не наделялись гармонией (как в Италии), а копировали мельчайшие детали до натурализма. Худ-ков Северного Возрождения мало волновали красота человеческого тела, для них выразительней была готическая экспрессивность, нарушение пропорции фигур, складки одежды в беспокойном движении, мускулы и жилы на шее. Искусство этого времени было стилистически неоднородным и по-разному проявлялось в Нидерландах, Германии, Франции.
Новые черты ренессансного искусства проявились в Нидерландах. Эта страна была одной из самых богатых промышленно развитых стран Европы. Здесь свой идеал человека – ясный, трезвый, деловой. Обширные связи позволяли быстро воспринимать новые направления. Художники копировали каждую травинку своего пейзажа, мельчайшие детали быта, они во свеем этом видели прекрасное. В нидерландском искусстве сильны черты фольклора, фантастики, гротеска, острой сатиры, но главная его особенность – глубокое чувство национального своеобразия жизни, народных форм культуры, быта, нравов, типов, а также отображение социальных контрастов в жизни различных слоев общества. Стиль Возрождения в Нидерландах открыл Ян Ван Эйк. Одно из самых замечательных произведений - Гентский алтарь. Это двухъярусный складень, на 26 картин. Картины, составляющие алтарь объединены в 2 изобразительных цикла: повседневной жизни (живопись с внешней стороны алтарных створок, доступная зрителю, когда алтарь закрыт) и праздничная (внутренняя). Картина повседневности мгновенно сменяется зрелищем земного рая. Это прославление красоты земной жизни. Здесь видны наблюдения с натуры, фигуры и предметы в трехмерном объеме и весомы. В др. картине земной и небесный миры встречаются лицом к лицу – «Мадонна канцлера Ролена». Батья Ван Эйк открыли масляную живопись. Реалистическое содержание искусства Яна Ван Эйка проявилось в жанре портрета. Впервые в Европе был создан парный портрет «Портрет четы Арнольфине» на фоне жилой комнаты. Переданы черты индивидуального характера через копирование мельчайших деталей быта, одежды, фигур. Образ человека в окружении конкретных вещей. Передача перспективы и воздушной среды передана при помощи зеркала, в котором они отражаются, углубляет пространство.
Рогир Ван дер Вейден воспринял элементы реалистического изображения действительности от учителя Ян Ван Эйка, но остался под влиянием готики. В картине «Снятие с креста» отразился собственный экспрессивный стиль. Признаки этого стиля: силуэтная линия, четкие линейные контуры, большие яркие плоскостные цветовые пятна и богатый орнаментальный декор. Вейдена не привлекало многообразие мира. Он сосредоточен на человеке, видел в них источник красоты и духовного совершенства. Поэтому окружающую человека среду он передает без скрупулезности, это фон. А вот орнамент и детали выписывает скрупулезно в духе нидерландского натурализма. Например, алтарная картина «Поклонение волхвов» в Мюнхене. Тема религиозная, но из-за предельного реализма в передаче фигур обрела светское звучание. Поэтому напоминает жанровую сцену. Портреты, созданные художником, отличаются вниманием к сложному миру человеческих чувств и настроений.
Вторая половина 15 века - это политические и религиозные раздоры. В это время творил Иероним Босх. Его творчество стоит особняком в искусстве Нидерландов. Его живопись проникнута глубоким пессимизмом. В его творчестве проступает связь с народными поверьями, с фольклором, резче выявлена тяга к низменному, уродливому, к социальной сатире, облаченной в аллегорическую, религиозную или мрачную фантастическую форму. Он проник в глубину человеческой психики. Он сохранил средневековую уничтожительную оценку человека, от которой отказались все художники нидерландского Возрождения. В своем творчестве бичует пороки безвольного, бессильного, погрязшего в грехах человечества. Босх жил в своем собственном, страшном мире. Сюжет его картин показывали отрицательные явления жизни. Земное существование людей это греховное, за это будет Страшный суд. Образ преисподней вырос до грандиозных размеров. «Сад наслаждений», «Страшный суд», «Воз сена». В его композициях нет центра, нет главных действующего лица. Пространство заполняется многочисленными фигурами и предметами: преувеличенными гадами, жабами, пауками, в них соединены части разных существ и предметов. Цель композиции Босха – моральное назидание. Даже в бытовых картинах Босх дает низкую оценку человечеству. Он основоположник жанровой живописи. «Несение креста», «Корабль глупцов», «Блудный сын» – здесь люди носители зла и безумия. Для его творчества характерна связь с народными традициями. В свои картины художник вводил пейзажные и жанровые мотивы. Босх писал прозрачными голубыми, розовыми, изумрудными красками, создавал нежные колористические сочетания.
Новый подъем нидерландской живописи наступил в 16 в. Сопровождался разнообразием исканий, мучительной ломкой старых традиций, борьбой между новыми художественными течениями. Это привело к отказу от художественных традиций 15 в.. Художники обращались к более непосредственному отражению действительности, современности. В нидерландской живописи окреп источник народного реалистического искусства. К сер 16 в. не только изменился характер религиозной живописи, но и все более утверждались темы, посвященные жизни народных масс – крестьян, бедняков, бродяг, нищих, - развился монументальный бытовой жанр, натюрморт, индивидуальный и групповой портрет. Особого расцвета достигает «гротескный реализм» с характерными для него сказочно-смеховыми сюжетами и фольклорными мотивами.
Вершиной нидерландского Возрождения был Питер Брейгель Старший, его можно назвать певцом толпы. Его прозвали Мужицкий за любовь к народной тематике. Картины показывают жизненный уклад и обычаи своего народа в серед.16 века. Его искусство выросло на нидерландских традициях и народном фольклоре. «Нидерландские пословицы», «Игры детей» отражена активная бессмысленная деятельность людей. Они живут по законам безумного «перевернутого мира». Картины Брейгеля создавались не для крестьян, она для знатоков. Он не писал картины для общественных зданий, церквей. Мрачный дух того времени (притеснения и казни испанцами) отразились в картинах «Безумная Грета» и «Триумф Смерти». С его именем связано развитие жанра пейзажа. Он изображает множество мелких фигур на бескрайних просторах природы. Особенность композиций - взгляд сверху («Зимний пейзаж», «Охотники на снегу», «Падение Икара», «Детски игры»). Пейзажная и жанровая живопись Брейгеля – это его философские размышления. Создал серию «Времена года» где впервые изобразил полезную и осмысленную деятельность человека. Человек составная часть природы, зависит от нее и ищет гармонию с ней. В конце жизни Брейгель пишет картину «Слепые» – иллюстрация евангельской притчи о слепых. Слепота здесь символизирует слепой рок. Художник в образе калек символизирует образ человечества, физически и духовно слепого.
Своим творчеством Брейгель завершил искания нидерландских живописцев 15-16 вв. Вместе с тем он проложил путь к искусству 17 в., искусству Рубенса и Рембрандта.