рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Теория абсолютизации культурного значения игры (Хёйзинга, Ортега-и-Гассет, Гессе, Лем

Теория абсолютизации культурного значения игры (Хёйзинга, Ортега-и-Гассет, Гессе, Лем - раздел Культура, РЕБЕНОК — ИГРА — КУЛЬТУРА § 1. Игра — многоликая данность человечества Обзорно Эти Теории. Теория Избытка Нервных Сил, Компенсаторности....

обзорно эти теории.

Теория избытка нервных сил, компенсаторности. Эта тео­рия возникла в XIX в., когда преобладала точка зрения, что иг­ра есть явление, замещающее, компенсирующее активность.

Ф.Шиллер в своих знаменитых письмах об эстетическом во­спитании, говоря о "проблемах свободы" животного мира, пода­ренных живым существам природой, когда особи живого мира "наслаждаются бесцельным расходованием себя" в играх от из­бытка силы, невольно заложил "теорию избытка сил", которую долго муссировали в научной литературе5. Родоначальником же этой теории следует считать английского философа Г.Спенсера (18201903), который считал игру результатом чрезмерной ак­тивности, возможности которой не могут быть исчерпаны в обычной деятельное.™. Согласно Спенсеру, игра значима только тем, что позволяет разрядить избыток жизненной энергии, кото­рая появляется у животных с высоким уровнем организации и у человека. Последователь Г.Спенсера Г.Шурц в своем капиталь­ном труде "История первобытной культуры" пишет: "Под влия­нием голода или опасности, разумеется, животное или человек напрягает все свои силы ради достижения известной цели; ког­да принуждение исчезает, эти силы проявляются свободно и не­обузданно, и потребность движения Проявляется уже не в труде, а в игре. Для тех, кому еще нужно накопить силы и развить их невинными упражнениями, игра совершенно заменяет целесооб­разную деятельность"''.

Последователи Г.Спенсера М.Лацарус и Д.Патрик установи­ли, что люди и животные способны играть и в состоянии уста­лости и не только тратить, но и восстанавливать силы. Они вы­сказали точку зрения на то, что игра не только компенсаторна, но и обладает уравновешивающей активностью, что позволяет ей вовлечь в активную работу ранее бездействовавшие органы и тем самым восстанавливать жизненное равновесие7. Дети, безу­словно, играют и в состоянии усталости, когда у них нет избыт

 

 

ка сил, и именно игра становится фактором их восстановления
[ появления новой энергии ребенка. Уже в конце Х1>
К.Гросс констатировал, что игра не есть способ реали­
зации "избыточных", "свободных" сил организма; игра не есть
"отдушина" для "лишних" сил, избыток силы не причина появ--
ления игры, а лишь очень благоприятное для нее условие. У ре­
бенка нет избытка, но есть силы, "предназначенные" для реали­
зации игровой деятельности, необходимые для игры. Причину
происхождения эстетического чувства Спенсер также видит в
незаинтересованной игре как проявлении избытка сил или энер-|

 

гии человеческого организма. Спенсер считает, что "эстетичес­кие чувства берут свое начало в тех импульсах, которые побуж­дают к игр'ам" . Анализируя игры животных. Спенсер приходит к выводу, что избыток сил у животных зависит от их улучшен­ного питания и приводит к тому, что энергия организма оказы­вается в некотором избытке под непосредственными нуждами. Именно этот избыток приводит к появлению игры, "к чрезмер­ному и бесполезному упражнению способностей, которые долго находились в покое", и тех способностей, "которые играют са­мые выдающиеся роли в жизни животных"9. Далее Спенсер утверждает, что и игры людей, в том числе детей, есть проявле­ние инстинктов, направленных на успех "в борьбе за существо­вание^, порождают "идеальное удовлетворение" этих инстинктов и совершаются ради этого удовлетворения^0. Такой же вывод де­лает и Ж.Гюйо (1854-1888) — французский философ, по мне­нию которого, искусство есть "род утонченной игры", является "безвредным употреблением избытка сил" и происходит из "ин­стинкта борьбы с природой или людьми"^. У Г.Спенсера чита­ем: "Постоянно возрастающий избыток энергии принесет с собой возрастающую пропорцию эстетических деятельностей и на­слаждений... "12

"Свободная игра сил" в том смысле, который придается этой причине философией Спенсера и его последователей, трактовка игры как объективно не обусловленной деятельности на стадии высших животных не замечена. Что же касается детской игры, то поздние исследования также свидетельствуют, что и у людей невозможно рассматривать игру в, качестве деятельности, не на­правленной на удовлетворение' социальных потребностей. Уста­новлено, и весьма доказательно, что все виды игр строго детер­минированы той действительностью, на основе которой и на­правлена собственное игра.

Теория инстинктивности, функции упражнения в игре, предупражнения инстинктов. В начале века особую популяр•■ ность приобрела теория предупражнения швейцарского ученого К.Гросса. Гросс считал игру первичной, изначальной, какими бы внешними или внутренними факторами она ни вызывалась: избытком сил, усталостью, стремлением к соперничеству, подра­жанию и т.п. По Гроссу, игра — вечная школа поведения.

Гросс рассматривал игры детей как подготовку к будущей трудовой деятельности, к жизни, как средство естественного са­мовоспитания ребенка. Он составляет схему развития ребенка, в

 

 

которой игру относит к непреднамеренному самовоспитанию и противопоставляет ее воспитанию извне. По Гроссу, игра целесо­образна с точки зрения сохранения рода. Почему Гросс называет свою теорию теорией упражнений? Упражняться — значит сис­тематически совершенствовать у себя те или иные навыки. Уп­ражнение — практика развития. Игра повторяема в опыте де­тей. Ребенок многократно к ней-обращается, испытывая удо­вольствие от повтора. Признавая, что у высших животных и че­ловека недостаточно наследственных реакций для поддержания жизни, ученый вместе с тем принимает именно наследственные реакции (упражнения) за основу. Он сам об этом пишет: "Ставя вопрос относительно первоначального возникновения игры, мы без сомнения, должны исходить из наследственных реакций". Гросс полагает, что к инстинктивным действиям присоединяют­ся психологические явления. Он утверждает, что наследствен­ные реакции побуждаются импульсивной потребностью к дея­тельности, а импудьсивная потребность дает повод к новоприоб-ретениям. К.Гросс, как и Г.Спенсер, сводит игру детей и вы­сших животных к деятельности прежде всего1 инстинктивной: "Игра сама является только своеобразным способом проявления различных инстинктов и влечений"^.

Г.Спенсер внес в понимание игры эволюционный подход, ука­зав на распространение игр у тех животных, у которых ин­стинктивные формы поведения недостаточны для приспособле­ния к изменчивым условиям существования. В играх животных происходит предварительное приспособление — предупражнение инстинктов к условиям борьбы за существование по мере их взросления. К.Гросс стоял на такой же позиции укрепления и развития наследственных форм поведения в играх, критически относится к теориям отдыха и избытка нервных сил. Объясняя свою теорию игры, он исходит из "принципа разряда". Готов­ность к разряду возникает, по его мнению, в период роста орга­низма индивида без каких-либо внешних раздражений. Поводом для игры может быть внутреннее побуждение организма. Вся суть концепции Гросса, таким образом, сводится к отрицанию рефлекторной природы и к признанию спонтанности развития за счет "разряда внутренней энергии в организме". По Гроссу, развитие игры ребенка идет за счет внутренних сил и внутрен­ней энергии, т.е. в игре упражняются лишь инстинкты.

Идеи К.Гросса развивал В.Штерн (1871-1938) — немецкий

Психолог и философ, занимавшийся психологией раннего де-

Р( гвн. ПТторн, исходя из принципа "конвергенции" (сближения),

• ■ I и 1Л, что развитие игры есть результат конвергенции внут-

| и:пых с внешними условиями среды.

 

Штерн пишет: "Бессознательный выбор между материалами для подражания, способ их усвоения и переработки зависит все-цело от прирожденных расположений: от внутренних условий развития"*5. Значит, внешняя жизнь дает образцы для подра­жания, а внутренняя, инстинкт игры, определяет сам процесс усвоения: "Игра есть инстинктивное самообразование развиваю­щихся задатков"16. Опираясь на принцип "конвергенции", Штерн все-таки приходит к признанию инстинктивности источ­ников игры, к спонтанности и самопроизвольности игровой дея­тельности и вольно или невольно к отрицанию воспитания.

Ф.Бейтендейк, критикуя позиции К.Гросса и Г.Спенсера, ут-ш'рждал, что инстинктивные формы поведения животных не нуждаются в упражнении (предупражнении). Ф.Бейтендейк, как и З.Фрейд считал, что в игре лежат исходные влечения, а имен­но: к освобождению, к слиянию, к воспроизведению. Однако Ф.Бейдендейк все-таки относит игру к категории ориентировоч­но-исследовательской деятельности, полагая, что игра есть дей­ствие с предметом, который для животных обладает элементами новизны. Единой точки зрения на природу и функции игры у животных до сих пор нет. Современная этология уделяет боль­шое внимание описанию игрового поведения животных и его дифференциации от других видов поведения, в особенности от исследовательского поведения.

Игра не просто импульсивная деятельность, не самопроиз-нольный разряд избытка энергии. Развитие ее содержания, ее форм регулируется особыми влечениями, которые не связаны с борьбой за существование и являются глубоко характерными пилениями для детей разного возраста. Нет необходимости признавать существование особого инстинкта игры, ибо игра сама является только способом проявления инстинктов и влече­ний. Потому-то ребенок относится к ней как к серьезной дея­тельности. Он не признает ее искаженной реальностью или вре­менной пустой забавой. В момент игр ребенок захвачен ими полностью, для него это реальная жизнь, в которой он находит и |дход всех своих влечений и запросов.

Теория рекапитуляции и антиципации. Американский психолог, педолог Г.С.Холл (1846-1924) выдвинул идею рекапи­туляции (сокращенного повторения основных этапов развития человечества) в детских играх. Холл полагает, что в процессе развития ребенка в разных его играх как бы оживляются типы деятельности, последовательность которых можно проследить на протяжении истории человеческой цивилизации. Э.Геккель (1834-1919) — немецкий биолог, и Г.С.Холл предполагали, что

 

 

вся история индивида как бы воспроизводит историю предшест­вующей жизни его рода. В играх детей отражается биогенети­ческий закон, сама игра — атавизм, биологический и культур­ный пережиток прошлого, ибо в детских играх можно заметить приметы этого прошлого — элементы охоты, войны, собиратель­ства, кочевничества, семейного быта и т.п. Игра, по мнению сто­ронников этой теории, помогает преодолевать инстинкты прош­лого, становиться цивилизованнее". Те, кто солидаризируется с этой теорией, воспринимают игру, игровую атрибутику, все иг­рушки как редуцированную деятельность. Данные исследовате­ли воспринимают обычную беготню детей, их рогатки, стреляю­щие трубки, луки как воспроизводство охоты в далеком прош­лом. Детские карнавалы, театральные костюмы, маски, шапоч­ки — отражением культовых церемоний и т.п. Эта теория во­спроизведения филогенеза в онтогенезе несостоятельна. Генети­ческое соотношение культурных периодов цивилизации и этапов развития психики ребенка должно быть биологически таковым в этом случае, что в наследственность должны включаться не только действия (бытовые, трудовые, профессиональные), но и соответствующие им орудия. Организм человека не способен фиксировать таковые системы. Эта гипотеза происхождения иг­ры возникла на границе биологического и социального. Да, мы наблюдаем в играх детей некие "корни" прошлого, но возника­ют они на базе традиций культуры, на порою неуловимых источниках, питающих игровое воображение детей. Дети заим­ствуют друг у друга то, что им недодают взрослые. Но именно социально-культурный опыт взрослых — источник этой под-нитки.

Существует также идея антиципации будущего в детской иг­ре. Ее сторонник — французский педагог А.Валлон (1879-1962). Его гипотеза: "... Игры можно рассматривать как предвосхище­ние и научение тем видам деятельности, которые должны поя­виться позже"г8. Валлон рчитает, что игры у мальчиков и дево­чек различны, ибо обусловлены жизненной ролью, которая их ждет. Морфологическое развитие детей разного пола способно стимулировать функциональное предчувствие, предвосхищение инстинкта в игре. О временных аспектах игры пишет О.С.Газ-ман, занимавшийся игровой деятельностью детей последние де­сятилетия: "Игра всегда выступает одновременно как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной сторо­ны, она дарит сиюминутную радость, служит удовлетворением назревших актуальных потребностей. С другой — игра всегда направлена в будущее, так как в ней моделируются какие-то жизненные ситуации либо закрепляются свойства, качества, со-

 

 

стояния, умения, способности, необходимые личности для вы­полнения-социальных, профессиональных, творческих функций, I также для физической закалки развивающегося организма"^9, Игра сама по себе является результатом противоречия между ■•нободной деятельностью и той деятельностью, в которую она шслючается. Она всегда развивается в противоречиях и реализу­ет их через преодоление временных противоречий. Антиципация КАК бы вытекает из этих противоречий, считает Валлон. Таким образом, приверженцы этих теорий пытаются доказать, что иг­ры, с одной стороны, генетически повторяют прошлое, с другой стороны, предвосхищают будущее, но "работают" на настоящее. Гх'сспорно одно: игры хранят и передают по наследству от по­коления к поколению детей опыт, культуру, традиции прошло­го; игры, естественно, способны ориентировать детей на буду­щее и даже в чем-то его опережать; но главное назначение помогать ребенку найти себя в настоящем.

Теория фунционалъиого удовольствия, реализации врожденных влечений. Фактически это теория психоанализа, т.е. совокупности способов выявления в психотерапевтических цолях особенностей переживаний и действий человека, обуслов­ленных неосознаваемыми мотивами. Наслаждение как исход­ный принцип в толковании сущности досуга подчеркивает Арис­тотель, который в своей "Политике" рассуждает о природе пра­здничного состояния, которое отражается в развлечениях, иг-рах, подобно отдыху, сну,' еде, питию, и служит духовному, "высокому досугу" и познанию человеком истинного счастья20. Авторы данной теории считают, что скрытые желания бессозна­тельной сферы в играх имеют преимущественно эротическую ок­раску и обнаруживаются чаще всего в ролевых играх. А.Адлер (1870-1937) — австрийский психиатр и психолог, ученик ;*.Фрейда, основатель индивидуальной психологии, считал ис­точником мотивации стремления ребенка к самоутверждению как компенсации возникающего в детстве чувства неполноцен­ности. Адлер объясняет появление игры и ее своеобразие как ре­ализацию желаний, которые ребенок не может осуществить в действительности.

Учитель Адлера З.Фрейд — основатель психоанализа — ис-следовал идею компенсаторного характера игры, связывая ее с бессознательными механизмами психики человека. По Фрейду, | несознательные влечения реализуются в детских играх 'симво­лически. Игры, по исследовательским данным Фрейда, очищают В оздоравливают психику, снимают травматические ситуации, являющиеся причиной многих неврологических заболеваний. 11онимая игру как специфическую деятельность, связанную с

 

 

развитием психики, последователи З.Фрейда М.Клейн, Г.Гуч-Гельмут это развитие трактуют как следствие борьбы между врожденными влечениями и потребностями ребенка и социаль­ными влияниями, направленными на подавление этих потреб­ностей и влечений. Названные ученые считают игру одним из способов выхода либидознои энергии наряду с творчеством, сно­видениями и т.п. Понятие "принцип удовольствия" выдвинуто З.Фрейдом, но он не объяснил многомерную сущность самой ка­тегории "удовольствие", рассматривая его как "либидо" (сексу­альное влечение). С одной стороны, принцип удовольствия есть принцип регуляции психической жизни, заключающийся в стремлении избегать неудовольствия и неограниченно получать наслаждение; с другой стороны, удовольствие есть удовлетворе­ние воли, волевых устремлений, связанных с интересами.

Теория Фрейда2^, кроме того, исходит при объяснении игр в определенной степени из эволюционного принципа, свойственно­го теориям реконструкции и функциональной антиципации, но Фрейд считает, что половой инстинкт все же первичен. Половой инстинкт до тех пор не сможет фиксироваться на главном объ­екте, пока его фиксации определяются сочетанием чувствитель­ных зон, характерных для каждого этапа индивидуального раз­вития ребенка и которые могут восходить к отдаленному про­шлому человечества. По Фрейду, это атавистические "комплек­сы". Они не могут вытеснить либидо, а лишь заставляют его маскироваться. Как считает Фрейд, в противоположность гипо­тезе антиципации игры выступают не как выражение функции, а как ее изображение. Полезность игр, согласно теории Фрейда, заключается в том, чтобы вызвать с помощью удовлетворения, получаемого окольным путем, подлинный катарсис. Игры по­зволяют либидо развернуться и выразиться, высвобождать чув­ственность, стремящуюся испытать и познать себя.

Немецкий психолог К.Бюлер (1879-1963) также определял игру как деятельность, совершаемую ради получения функцио­нального удовольствия. В теории Бюлера внимание обращается на то, что в игре важен не практический результат, а сам про­цесс игровой деятельности, от которого ребенок испытывает удо­вольствие.

Для детей погружение в мир досуга, игры — это ожиданиеоткровения, предощущение тайны, скрытого, но важного для них смысла жизни. Это не бессознательное стремление, а, ско­рее, подсознательное. Дети если не генетически, то интуитивно, собирательно осознают моменты приближения открытия чего-то важного для себя, открытия истины. Полагаем, что такая внутренняя установка, особенный личностный настрой, интен

 

ция и создают состояние "либидо" — всемогущей радости, пол­ноты переживаний и наслаждений. Досуг, игра — источник на­слаждения, законы и правила которого непредсказуемы, но ко­торые воссоздают предсостояние радостного бытия. Дети наст­раиваются на встречу с игровым наслаждением, этот настрой — важный момент приближения к истине, время их свободного личного действия. Действия эти могут быть несовершенными, слова — недосказанными, мысли — недодуманными, но они имеют важнейшие и необратимые последствия для развития ре­бенка, для его настоящей и будущей жизни.

Теория отдыха в игре. Аристотель не придавал игре особого значения, видя в ней лишь развлечение и отдых, которые, по его мнению, важны лишь как подготовка к серьезной деятель­ности, к труду.

Игру как средство поддержания бодрости и силы трактовали Шиллер и Спенсер. Понимая, что в игре человек не только тра­тит, но и восстанавливает энергию, такие исследователи, как Лацарус, Шалер, Валлон, Патрик, Штейнталь, считали игру не столько компенсаторной, сколько уравновешенной, значит, от­дыхом.

Игру называют отдыхом как противопоставление трудовой (учебной) деятельности. Это утверждение спорно и не во всем является "действительным для ребенка, так как он еще не тру­дится и вся деятельность его выражается в игре"22. А.Валлон считает, что игровая деятельность взрослых, дающая им отдых, в чем-то сходна с игровой деятельностью ребенка. Но дети в иг­рах часто затрачивают значительно больше энергии, чем в про­цессе труда: "В игре используются силы, не растраченные в про­цессе труда. Но игра не всегда состоит в том, чтобы восстано-нить равновесие между неравномерно использованными видами деятельности... "23. А.Валлон полагает, что любая деятельность, какой бы трудной она ни была, может служить мотивом для иг­ры. Цели игры не должны нести причины, находящиеся вне их самих. В этом плане определение, данное Кантом искусству, считает Валлон, можно отнести и к игре: "Конечная цель без це­ли" — реализация, которая и стремится использовать только самую себя. Вывод: с того момента, когда деятельность стано-пится полезной и выступает как средство достижения цели, она теряет привлекательность и признаки игры. Игра позволяет вов­лечь в работу ранее бездействовавшие органы и тем самым вос­становить жизненное равновесие. Русский педагог и психолог П.Ф.Каптерев (1849-1922) доказывает это: "Не подлежит ни ма­лейшему сомнению полное соответствие живости и увлекатель­ности детской игры состоянию здоровья и запасу энергии у де

 

тей... Игра есть верный показатель детской силы, детской энер­гии, детского здоровья"24. Если отдых — отстранение от всех забот, то игра представляет собой деятельность, обеспечиваю­щую психофизиологическое состояние ребенка, достигаемое в процессе переключения с одного вида деятельности на другой и заключающееся в восстановлении физических, эмоциональных и интеллектуальных сил.

Теория духовного развития ребенка в игре. К.Д.Ушинский (1824-1871) считается родоначальником теории игры в отече­ственной науке, Он противопоставляет проповеди стихийности игровой деятельности идею использования игры в общей систе­ме воспитания, в деле подготовки ребенка через игру к трудовой деятельности. Ушинский, ценя двигательную активность ребен­ка в игре, на первое место выдвигает потребности души: "Мы не должны видеть в телесных движениях дитяти одно удовлетворе­ние телесным стремлениям: в этих движениях принимает учас­тие душа и извлекает из лих такую же пользу для своего разви­тия"25. Великий русский ученый-педагог видит прямую зависи­мость подвижности ребенка от умственной практической дея­тельности его души: "Шалость и игра — это весь мир практи­ческой деятельности для ребенка"26. Выступая против чисто ге­донической (наслаждение) теории игры, Ушинский свидетель­ствует, что дети в игре ищут не только наслаждение, но и само­утверждение в интересных занятиях. Игра, по Ушинскому, сво­еобразный род деятельности, притом свободной и обязательно сознательной деятельности, под которой он понимал стремление жить, чувствовать, действовать. "Не надо забывать, — пишет К.Д.Ушинский, — что игра, в которой самостоятельно работает детская душа, есть тоже деятельность для ребенка"2''. Ушин­ский один из первых утверждал, что в игре соединяются однов­ременно стремление, чувствование и представление. Лишение ребенка игры как сознательной деятельности есть самое страш­ное наказание для него.

В теориях Ж.Пиаже, К.Левина (1890-1947) — германо-амери-ки некого психолога, в, работах отечественных психологов В.Вы­готского, Д.Эльконина моделирующая и ориентирующая функ­ции игры объясняются способностями ребенка оперировать иг-ровыми символами. Данные символы заменяют безусловные ц>мжители и служат для детей элементами культуры. Д.Эль-КОПИИ полагал, что организуя с помощью символов деятель-игр:! учит ориентироваться в явлениях культуры, духов

 

ности в целом, использовать их соответствующим образом2*. ;(той точки зрения придерживался историк культуры Ф.Рат-|ц !|ь, который отмечал, что "игры народов представляют ценное '■нидетельство их образа жизни и воззрений на жизнь"20. Имен­но они, по Ратцелю, питают игру, стимулируют ее появление. |а этой же позиции стоял Шацкий, который полагал, что появ-1вние игры зависит "и от богатства внутренней жизни, .развива­ющейся в душе ребенка"30. Многие ученые, в том числе Пиаже, Левин, Выготский, Эльконин, Ушинский, Макаренко, Сухом-линский полагали, что игра возникает в свете духовности и слу­жит источником духовного развития ребенка.

Теория воздействия на мир через игру. С.Л.Рубинштейн (1К89-1960), советский психолог и философ, первым сделал по-пытку создать отечественную теорию игры. Он не отрицал кон­цепции Гросса, Спенсера, Бюлера, Фрейда и других, но полагал, «по эти исследователи отметили лишь отдельные сущностные проявления игры. Рубинштейн понимает игру как вечную по­требность ребенка, рождающуюся из контактов с внешним ми­ром, как реакцию на них. Согласно Рубинштейну, сущность иг­ры заключается в том, что она есть порождение практики, через которую преобразуется действительность, изменяется мир: "В игре формируется и проявляется потребность ребенка воздей-стковать на мир"3^. Уже поэтому она есть осмысленная деятель­ность. Согласно Рубинштейну, мотивы игры кроются не в ути­литарном эффекте, а в многообразных переживаниях, значимых для ребенка, вызванных окружающей действительностью. Уче­ный доказывает, что ребенок не стремится к вещному результа­ту, а реализует разнообразные мотивы человеческой деятельнос­ти: "... в игровой деятельности действия являются скорее выра­зительными и семантическими актами, чем оперативными прие­мами"32.

Выводы Ушинского и Рубинштейна о том, что игра есть ос­мысленная деятельность, развил в своих трудах А.Н.Леонтьев. Леонтьев считает игру ведущим типом деятельности дошкольни­ка. "Специфическое отличие игры преддошкольника, — пишет Леонтьев, — от игры животных характеризуется тем, что это не инстинктивная, но именно предметная деятельность, которая, г оставляя основу сознания ребенком мира человеческих предме­тов, определяет собой содержание игры ребенка"33. Он считает

 

что игру можно объяснить, лишь исходя из его потребности в деятельности: "Игровое действие рождается из потребности дей­ствовать по отношению к широкому миру"34. По Леонтьеву, в дошкольный период жизни ребенка развитие игры является вто­ричным, отраженным процессом. Он, как и Рубинштейн, рас­сматривал игру как вид человеческой предметной деятельности и давал ей характеристику, исходя из особенностей труда с точ­ки зрения цели, мотивов и способов действия. Леонтьеву при­надлежит генеральная мысль: "игра не является продуктивной деятельностью, ее мотив лежит не в результате, а в содержании самого действия"35. Таким образом, заключает он, овладение ре­бенком более широким, непосредственно недоступным ему кру­гом действий может совершаться только в игре.

Стоит обратить внимание на позицию этого ученого-психоло­га по поводу ведущей деятельности ребенка: "Что представляет собой вообще ведущая деятельность? Ведущей мы называем та­кую деятельность, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения психики ребенка и внутри которой раз­виваются психические процессы, подготавливающие переход ре­бенка к новой, высшей ступени его развития"36.

Рубинштейн, Леонтьев и их последователи объяснили игру как доступный для ребенка путь понимания и освоения мира. Своеобразие игровой деятельности, таким образом, проявляет­ся в единстве с практической деятельностью и потому носит активный, действенный характер.

Связь игры с искусством и эстетической культурой. Этот вопрос мы хотим рассмотреть более подробно. Существует нема­ло теорий происхождения игры, ее связи с искусством, с эстети­ческой культурой личности растущего человека. В этом плане необходимо обратиться к наследию Платона, на идеи которого до сих пор опирается педагогическая мысль цивилизованных

стран.

Платон с его эстетическим видением мира воспринимал игру как нечто прекрасное и ценное само по себе, потому и призывал жить, играя, дабы снискать милость богов и прожить согласно свойствам своей природы. Не случайно в идеальном государстве Платона люди в основном занимаются прекраснейшими, "иде­альными" играми. Великий философ в своих "Законах" приспо­сабливает досуг и все его механизмы — праздники, театр, игры, пляски, песнопения, состязания — к нуждам своего политичес­кого проекта, где свобода и антагонизм сходятся как в фокусе. Но все акты культуры досуга он приближает к Добродетели

 

олицетворением которой в античном мире является равновесие п стабильность рабовладельческого общества. Интересны мысли Ичатона о том, что души молодых не могут выносить абсолютно серьезное, потому требуют игр, забав, песен как таковых, не со-рлпсуемых с интересами государства. Обращаясь к законодате­ля м, он пишет: "... можно убедить души молодых людей, в чем угодно... заставить всех живущих совместно людей постоянно, мю свою жизнь, выражать как можно более одинаковые взгля­ды..."37

Правильным, по мнению Платона, является такое воспита­ние, которое включает в сферу педагогического воздействия все, что присуще жизни ребенка и не противоречит жизни общества. ^ Воспитание необходимо организовывать в соответствии с при­родными возможностями дитя и характером его будущих заня­тий. Значит, детей необходимо с раннего возраста готовить к бу­дущему, сначала в играх, забавах, а затем и в серьезных заня­тиях. Но игры и забавы должны быть отобраны, узаконены. Чи-1*пем у Платона: "Я утверждаю, что характер игр очень сильно I влияет на установление законов и определяет, будут они проч-I ними или нет. Если дело поставлено так, что одни и те же лица принимают участие в одних и тех же играх, соблюдая при этом одни и те же правила и радуясь одним и тем же забавам, то все •то служит незыблемости также серьезных узаконений. Если же Молодые колеблют это единообразие игр, вводят новшества, ■щут постоянно перемен... то мы полностью вправе сказать, что ,11 я государства нет ничего более гибельного, чем все это"3*. Та­ким образом, Платон считает, что репертуар досуговой деятель­ности должен контролироваться государством, причем оговари-И1Н-Т, что античная государственность весьма далека от идеала досуговой культуры. Он рассматривает "величайший досуг" как ■ социальный институт. Выдвигая идею создания 365 празднеств, Им каждый день по одному, философ ищет структуру таких I ежедневных массовых досуговых деяний и в качестве альтерна-Тнны предлагает сериалы праздников, посвященных всем богам, . имена которых носили двенадцать фил, и всем иным богам; хо-' роноды и мусические состязания; гимнастические соревнования; отдельные празднества для мужчин, женщин, детей; празднест-Им, посвященные всем временам года; торжественные бои, ими-•тирующие настоящие; приятные забавы и игры; состязания поэ-Т<П1, драматургов, актеров, певцов и т.д. С одной стороны, Пла­тон предлагал огромный выбор досугов, с другой — учреждал их жесткую'государственную регламентацию и тем самым уста-п.шливал статику исторического развития досуговой практики, обусловленную эпохой рабовладельчества и классового неравен-I гва. Оставаясь верным античным идеалам, он указывал на не

 

обходимость гармонического сочетания духовного и физического начал в человеке, причем подчеркивал особую важность эстети- I ческого развития ребенка средствами музыки, поэзии, танцев, игр, дающих простор творчеству.

Мысли Платона были подхвачены и развиты всеми тотали­тарными государствами поздней цивилизации. Особенно показа­тельна эта тенденция для фашистских режимов Германии, Ита­лии, Испании, позднее она ярко проявилась в жизни социалис­тических тоталитарных государств. И все же греческий мир, ан­тичная культура приближали досуг, все его эстетико-художест-венные акты и ценности к идее разностороннего развития лич­ности человека, использования самоценности досуговых богатств во имя высших целей человеческого существования. И хотя со­циальная утопия Платона является по своим идеям педагогичес­кой утопией, его идеи максимального использования игры, пе-дагогизации среды остались для мировой педагогики весьма

перспективными.

Такие крупнейшие философы, как И.Кант и Ф.Шиллер, свя- ! зывали игровую деятельность человека со сферой его эстетичес­кой практики, резко отделяя игру от иных видов деятельности. Шиллер утверждает, что только в играх гармонично сочетаются все противоборствующие стремления человека, только в играх они облагораживают друг друга, так как побуждением к игре служит красота, в которой, по мнению Шиллера, находит пол­ное выражение целостная природа человека. Шиллер убежден, что с красотой можно и нужно играть, ибо она не приемлет чис­то утилитарного к себе отношения. Он пишет, что человек "иг­рает только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет"39. Мож­но предположить, что Пушкин вслед за Шиллером и перед Спенсером считал искусство игрой. У человека после удовлетво­рения физиологических потребностей остается запас сил и даже их излишки, которые он и употребляет на игру, переходящую в искусство. Пушкин считал искусство этически бесцельным, но эстетически направленным: особый род интеллектуальных заня­тий, ведущий к наслаждению. То же и в игре, которая воссозда­ет одновременно социальные отношения людей и эстетические условия этих отношений, как правило, вне их утилитарной дея­тельности.

Позиция Д.Эльконина по этому поводу наиболее научно кор­ректна: "Для Шиллера игра есть эстетическая деятельность. Из­быток сил, свободных от внешних потребностей, является лишь условием возникновения эстетического наслаждения, которое, по Шиллеру, доставляется игрой"40. В XIX в. эстетический ас-

 

 

н кт игровой деятельности исследовался: в психологии — Спен-ввром, в педагогике — Фребелем, в эстетике — Гроссом. Спен-егр вообще считал, что "эстетические чувства берут свое начало « тох импульсах, которые побуждают к играм"4^.

Попытка соединения теории игры с искусством Принадлежит ♦шоке немецкому философу Э.Кассиреру, (1874-1945), который ■Читает, что единственным отличием игры от искусства являет-вм то, что ребенок играет с вещами, тогда как художник играет 9 формами, мыслями, рисунками, ритмами и мелодиями. Срав­нимо искусства и игры у Кассирера не находит методологичес­кого обоснования и основано на внешнем сходстве. Подобный Вйгллд на игру был развит у нас еще в 20-30-е гг. известным ■гикологом Л.Выготским, который считал, что игра синкрети-Васки объединяет в себе все виды художественного проявления ккеГк'ика: "... игра ... является подготовительной ступенью его множественного развития"42. Стало быть, Выготский рассмат-Квш'т игру как подготовительный этап для художественного §огпитания ребенка. В 1911 г. В.Фаусек, чуть позднее В.СЛадко-Внцев, Н.Евреинов43 - известные деятели русской культуры — Ьк-сматривали, к примеру, театр, театральное действие как рпрму общественной игры. Названные авторы утверждают, что ■ктр, став искусством, остался, вместе с тем игрой, ибо "не ета-Щ1! перед собой утилитарных целей". Сладкопевцев рассматри-|ш-т природу театральной игры как условие гипнотического воз­действия на зрителя.

Грузинский психолог Д.Н.Узнадзе (1886-1950), поборник дет-

В|ой игры, рассматривает ее в аспекте иных типов поведения, а

Именно как художественное творчество ребенка, как интроген-

■Ь1с формы поведения, содержание которых определяют прежде

' §пч'о внутренние мотивы личности, ее эмоционально-интимные

■Суждения, связанные с ощущениями радости и удовольствия.

У.шпдзе буквально не отождествляет искусство и игру, но свиде-

Вщьствует о близости игры и художественного творчества через

Кличие у них одинаковых условностей, иллюзий, импровиза-

Ьн и фантазии. Ой подчеркивает наличие чувственного удо-

■вльствия в процессах игры, художественного творчества, а бли-

|ог'п. между ними видит в интрогенных формах поведения, во

внутренних установках44.

Игры развивают и стимулируют обогащение творческого по-^•нциала и воображения ребенка. Это подметил главный идео-

лог и культуролог первых лет создания народного образования в
советской России, затем в СССР первый нарком просвещения
А.В.Луначарский. Вот что он писал в те годы: "Чистейшим род­
ником игры, бьющим непрерывно и весело, является детская
жажда играть, стержнем которой надобно признать театраль­
ный инстинкт. /

Хорошо еще, если взрослые оставляют втуне этот кристаль­ный источник детского вдохновения. Как часто они забрасыва­ют его каменьями своей черствой рассудочности или мусором своей ленивой деловитости! Но детям не только нельзя препят­ствовать играть, надо помогать им играть. Надо осторожно, ру-кою нежной, о любящих пальцах, направлять резвый ручеек в благоприятную сторону по благоприятному ложу"45. Игра в дет­ском искусстве обладает огромным эвристическим и убеждаю­щим потенциалом, она позволяет разъединять то, что вроде бы едино, и сближать то, что как бы сопротивляется. Содержание и цель игры — азарт, творческая жизнедеятельность и удоволь­ствия. Сама игра, ее ход и является ее художественным произ­ведением; эстетическим предметом. В играх нет созерцателей, все — творцы, участники. Выбывает из игры временно лишь тот, кто по правилам обнаружен, "застукан", или "выбит", или по сюжету игры отведен за ее рамки.

Культурная Ценность игры бесспорна, игра несет в себе по­тенциал всех видов эстетической деятельности человека, но осо­бенно функционал театрализованного общения как "истинной и настоящей роскоши". Исследователи игры часто ссылаются в своих трудах на роман немецкого писателя Г.Гессе "Игра в би­сер"46, в котором автор рассматривает эстетический аспект иг­ровой деятельности в жизни людей XX столетия.

Гессе выступает против элитизма в воспитании и убеждает, что игра, оторванная от жизни, может превратиться в жестокое аморальное средство, способное формировать бездумную актив­ность и жестокое функционерство. Он увидел такие игры в на­рождающейся, системе фашизма, в его гитлерюгенде и поместил их в 2200 год в вымышленную провинцию Касталия, где в эли­тарных школах молодежь воспитывают не для жизни, а для иг­ры в стекляшки. У Гессе игра — символическое обозначение ра­финированной духовности интеллектуалов, средство найти,гар­монию и смысл жизни в комбинаторике игровых знаков. В сво­ем романе-монументе он доказывает, что дети, выросшие в стра-хе политических, экономических, моральных потрясений, вне ребячьих веселых забав, могут быть оболванены игрою в бисер. Гессе убеждает читателей в том, что жизнь и воспитание едины, что подлинная гармония достигается общностью действитель­ности и соответствующих ей игр, наполненных воздухом дет

 

'ни. Детство создается социумом, который вносит коррективы в нн-лг'дственность, разрушает или сберегает гармонию. Игровое и'тство, по мнению Гессе, выступает в роли фактора, который щюделяет развитие ребенка изнутри. Игра — феномен .его со-■мтлизации. Детям не нужны игры в бисер, игры, отчуждаю-| 1Ис их от жизни и от себя самих. В своем романе он вместе с и'М трепанирует игру как универсальный инструмент приобще­нии к истокам и тайнам духовйой культуры человека. По мне->)ИК> Гессе, эстетический характер игры как таковой выражает-<М и чувствах свободной незаинтересованности, легкости отноше-<||й и наслаждением творческой основой игры. Можно согла-ея с автором, что игра действительно приносит ребенку наи-|сшую радость, включает его в творчество, дает разрядку ото видов напряжений, накопленных в деятельности неигрово-| содержания. Это подтверждает поборник эстетического воцпи-детей известный художник Б.М.Неменский, создавший, |к и прекрасный музыкант Д.Б.Кабалевский, свою систему ^питания прекрасным: "Прослеживая эти связи в детской иг-9вой деятельности на пластических искусствах, мы выделяем ри их формы как сферы пластической художественной деятель-гти: постройку, изображение и украшение. Эти занятия, так

• чокающие детей в играх, можно рассматривать как первич-

клеточку художественной деятельности, первооснову, зна-ую и первобытным народам, и современному обществу47. В тастическом романе "Этот бравый мир" известного англий-о писателя О.Хаксли (1894-1963) детей бедноты с помощью и игрушек отучают оТ всего значительного и прекрасного, приучают к труду как источнику удовольствия с помощью довых игр, игровых аксессуаров, изображающих орудия

)дин из популярных западных эстетиков — англичанин ЙМ'ид — центральным моментом в шиллеровской эстетике так-■«< признает теорию игры, биологизируя Шиллера, приписывая ■пследнему открытие "инстинкта игры", хотя понятие игры у |Пнллера вовсе не подразумевает инстинктивной деятельности . Связывая мир эстетики и мир игры воедино, Г.Рид от-что "только искусство обеспечивает развитие игрового импульса, так как оно адекватно его задаче примирения и ре­конструкции. В этом состояло великое историческое заключение Шиллера. Рид называет игру универсальным методом воспита­ния через искусство. Он истолковывает труд как процесс субли*-миции инстинктов человека, благодаря чему эти импульсы (неформируются в творческую энергию, которая и создает все

• мнолы и ценности культуры. Но поскольку труд в целом есть
■желая механическая работа, он не в состоянии осуществлять

 

 

процесс сублимации. Его должна заменить игра. Эти рассужде­ния Рида не лишены смысла, но вместе с тем он все-таки выда­ет желаемое за действительное. Да, ребенок часто рисует, играя, и мы вправе обозначить существование в природе игры-рисунка, игры-танца. Ребенок может петь, играя, "фантазируя" песню, импровизируя в ней, как в танце. И все-таки прямого тождества между игрой и искусством нет. В то же время мысль о том, что ] из феномена игры путем сопоставления его с разными видами ] умственной деятельности можно вывести основные формы и ме­тоды эстетического воспитания, не лишена смысла. Рид выво­дит из аспекта чувства через игру персонификацию драмы, из аспекта ощущения — рисование, из аспекта интуиции — танец и музыку, из аспекта мысли игра может быть развита посред­ством приближения конструктивной деятельности к ремесленно­му мастерству и т.д. В названные четыре вида художественной деятельности можно уложить конкретные виды эстетической и учебной деятельности. Так, драма охватывает выразительное чтение, театральное творчество, мелодекламацию, красноречие и даже изучение литературы, родного языка и иностранных языков. Танцы-игры включают в себя пластику, пантомиму, физические упражнения. Рисунок-игра знакомит с живописью, моделированием, черчением, а ремесленная деятельность — с шитьем, вязанием, чеканкой, выпиливанием, выжиганием, са­доводством, опытничеством, сельскохозяйственными работами и даже прикладной химией и физикой. Еще одна, на наш взгляд, важная ссылка на Рида: "Игровой метод, если его правильно по­нимать, должен координировать и направлять игру, а это зна­чит — превратить игру в искусство. Игра есть прежде всего вид неформальной деятельности, способной превращаться в худо­жественную деятельность и таким образом оказывать влияние на органическое развитие ребенка"48.

Мы выбрали концепцию Рида, ибо его работы по эстетике весьма популярны не только в Европе, но и в США и отражают типовые взгляды на игру и искусство в последнюю четверть XX столетия. Таким образом, игровую деятельность можно рассмат­ривать как один из механизмов формирования эстетической культуры ребенка. Вместе с тем создание общей философско-эс-тетической теории игры пока еще завтрашняя перспектива. Слишком сильны категоричные тенденции марксистско-ленин­ской эстетики и теории советской культуры в целом. Исследова­тели, относя к первой совокупность всех проявлений искусства, вторую переносят на иные виды и формы деятельности людей, а именно на освоение природы, труд, общение и общественное вза­имодействие. Но ведь нельзя не признать что и художественная деятельность включает игровые начала, хотя прежде всего отра­жает совокупность проявлений искусства.

 

 

Известно, что ранние художественные формы деятельности •и- ювека органично соединили жизнь, игру и искусство, когда • |.прикосновение с искусством переживалось как нечто более |*жное, чем утилитарные явления жизни. Но уже на ранних Ступенях становления культуры появились игры, сущностью ко-9<>|>ь1х стало перевоплощение играющих в иные существа. В §Тчм случае создавались модели жизни" на основе вольной фан-Таиии. Такие игры в научной литературе называют ролевыми,

тными.

Г. А.Праздников предлагает называть их художественными:

Щ^мусловно, между двумя указанными видами игр нет непрохо-

Л"

ой грани. Возникнув из одного источника, они оставались

ма тесно связанными и в дальнейшем. Именно поэтому ху-

сственный элемент глубоко проникает во многие древние и

именные спортивные игры, в которых процесс игры не ме-

нажен и интересен, чем результат, а ряд художественно-ро-

.IX игр имеет строгие правила и вызывает интерес к их исхо-

. Роль художественных игр в эстетическом формировании

ности особенно велика, ибо они объединяют воспитательные

ложности самой игры и искусства"^9. Не возражая против

хода данного автора, отметим, что игровой элемент активно

пикает в различные формы детского искусства. Для детей

одеятельное искусство — это развитая, специализированная

и. Необходимо отметить, что сюжетно-ролевые игры и их

менты, будучи первоначально чисто утилитарными, посте-

■0 переходили в социально-символические обряды, где худо-

.тненно-игровые начала4 превращались в условные, театраль-

Щ, В произведениях и моделях взрослого искусства игровая

рма объективирована, опредмечена, как и художественное со-

)жание. В детских формах самодеятельного искусства, иных

,'втических формах самовыражения игра выступает в качестве

икции консолидации детского коллектива, нацеливания его

, коллективное творчество (школьный драматический театр,

|тр песни, агитбригада, детский цирк, киностудия рисованно-

фильма, танцевальный ансамбль и т.п.). Игра является фор-

п и способом образного Ътражения действительности, при-

тия и сохранения художественного опыта народа. Худо-

м I пенно-игровой синкретизм древней культуры (скоморохи,

■•шпик, куклы) в цивилизованном обществе продолжается в

«л I. к лоре, который в последние годы становится популярным.

дм ции фольклорной художественной игры продолжаются в

Ком самобытном эстетическом творчестве как эстафета соци-

| п.турного опыта.

П.Хёйзинга, Х.Ортега-и-Гассет, Г.Гессе, С.Лем видят в игре опоры культуры, организованные в виде уникальной сово

 

купности ролей, положений, норм, правил, ценностей. Они же утверждают, что культура и есть система игр. Й.Хейзинга, отождествляя игру и культуру, считает, что в играх отражаются закономерности церковных служб, философских диалогов, юри­дических противоборств, театральной драматургии, системы на­град и наказаний, законы войны и даже любовные отношения

людей.

Есть еще одна очень интересная проблема, требующая своего осмысления — использование скрытых игровых начал в худо­жественных произведениях детской литературы. Законы игры в своих стихах, рассказах, повестях широко использовали извест­ные советские поэты и писатели А.Гайдар, Л.Кассиль, С.Михал­ков, С.Маршак, А.Барто и другие50. Маршак говорил, что у дет­ских писателей должна быть игровая природа творчества.

Философ М.С.Каган, разрабатывающий проблемы человечес­кой деятельности, рассматривает игру ребенка и как феномен общения и как синкретически-художественную деятельность. Сюжетно-ролевые, подражательные игры, игры-драматизации, режиссерские, художественные игры самим характером своей деятельности открывают эстетическому воспитанию в игре "зе­леный свет", через игру формируется воображение вообще и ху­дожественное в частности, развив'ается творческая фантазия, идет активное приобщение к эстетической культуре в целом.1 . ;

Вместе с тем близость игровой и художественной деятельное-1 ти отнюдь не означает их полного тождества, но наглядно дока­зывает связь игры с искусством и эстетической культурой. Бо­гатство игровых признаков в культуре служит важным критери­ем в оценке ее гуманистического смысла. Резкое возрастание интереса к проблемам игры характерно для настоящего време­ни. Игра введена в изучение эстетических процессов культуро­логии и рассматривается даже как один из механизмов форми­рования эстетической культуры человека. Поэтому теория про­исхождения игры в соотношении с искусством, эстетикой имеет право на существование.

Труд как источник появления игры. Связь игры и труда. Выше мы говорили о том, что основой досуга является пережи­вание досуговой деятельности как самоценной, самозначимой, самоцельной. Переживание любой деятельности у детей связано с игровым мироощущением, частично с игровым поведением и игровой символикой. Философ М.В.Демин считает, что игру можно трактовать как наиболее значимую диалектическую аль­тернативу труду, как самый характерный признак развитого до

 

1*гп''''. Бесспорно, и труд и игра обладают для человека ог-щмной значимостью и необходимы и целесообразны на всем Цчтмжении его жизни. Но труд в сравнении с игрой прежде |р»г<| утилитарно-полезен, как правило, продуктивен и мотиви­руется конечным результатом. Труд и игра способны усиливать >\т друга, взаимопроникать друг в друга. Они родственны по вот-хождению, по своей сверхзадаче. Многие западные ученые и видели разницы между игрой и трудом или рассматривали ■М труд как забаву, например, у людей в жарких странах (Бю-• 1'1 или делали упор на физиологическом значении игры, |>м1 туя ее как средство поддержания бодрости и силы, в том И-1С в труде (Шиллер, Спенсер), или сосредоточивали внима-К» на биологическом значении игры (Гросс). Культуролог •Гкйлор, исследовавший культуру первобытных людей, к при­му указывал, что многие игры "составляют лишь шуточные илр;г.кания серьезному жизненному делу"52. У него же встреча-■ и другую позицию: "... игре обыкновенно приходится пере-Вмнпть то серьезное занятие, которому она служит подражани-Г ' Таким образом, граница между игрой и трудом была в 1.И1 м х исследованиях разной, но вывод можно сделать один: Ъ старше труда.

Существуют ли иные точки зрения? Конечно. Приведем в ка-гно примера категоричную позицию немецкого экономиста .Мохера (1847-1930). Вот, что он пишет: "Игра старше труда, а ■усство старше производства полезных предметов"54. В то же |»мя в своей книге "Работа и ритм" Бюхер противоречит сам б«\ говоря, к примеру, о танцахТ "танцы первобытных народов ■яются не чем иным, как сознательным подражанием извест­им работам/.."55

I К.Гросс считает, что в игре происходит предупреждение ин-РИш гов применительно к будущим условиям борьбы за сущест-Ьние^ следовательно игра в чем-то старше труда. Любопытен ■•ляд на игру К.Бюхера как На порождение ритма, когда труд ^••мращается в ритмическую игру, облегчая духовное и физи-И'|,<к> напряжение работающим. Власть ритма побуждает обле-рт1. работу в игру (рабочие песни, группы людей, которые тру-|Тгя, действуя размеренно).

Н советской научной литературе спор о происхождении игры Пню разрешен в пользу материалистического понимания исто-|и и генезиса игры из трудовых процессов (Лафарг, Плеханов). ^Шествует и западная "трудовая теория игры" (В.Вундт,

 

 

Г.Спенсер, Э.Тэйлор). Г.Спенсер (1820-1903), английский фило­соф, утверждает, что утилитарная деятельность и у людей и у животных предшествует игре. В.Вундт (1832-1920) доказывает, что "игра есть дитя труда". Он пишет: "Нет ни одной формы иг­ры, которая не имела бы своего образца в том или другом виде серьезного занятия, как это само собой разумеется, продшеству-ющего ей во времени. Ибо жизненная необходимость принужда­ет-к труду, а в труде человек мало-помалу научш-гсл смотреть на употребление в дело своей силы как на удовольствие"'''.

Резкую критику биологического понимания ч«лоиоч<>ских игр, а также биологического обоснования возникновении эстети­ческого чувства и искусства дает Г.В.Плеханов в своой извест­ной работе "Письма без адреса": "Если игра действительно стар­ше труда и если искусство действительно старше производства предметов, то материалистическое объяснение истории ... не вы­держивает критики фактов..."57. Конечно, игры животных, пи­шет Плеханов, "имеют совершенно определенную биологическую цель", но даже из того, что "у животных содержание игры опре­деляется тою деятельностью, с помощью которой поддерживает­ся их существование", ясно, что "утилитарная деятельность предшествует игре..." И в человеческом обществе "деятельность, необходимая для поддержания жизни отдельных лиц и коегооб­щества, предшествует игре и определяет собой ее содержание"58. По мысли Плеханова, игра является деятельностью, возникаю­щей в ответ на потребности общества, в котором живут дети и активными членами которого они должны стать. Он установил "вторичность" игры в споре с К.Вюхером, который считал, что игра в генезисе возникла ранее труда, что ей присущ природно-биологический смйсл, о чем свидетельствуют игры животных. Плеханов, отрицая первородство игры как инстинкта, утвержда­ет, что в филогенезе она, как деятельность, окультуренная чело­веком, становится отражением труда и делается одновременно сферой социального общения.

Идя по стопам идеалиста К.Д.Ушинского, опираясь на пози­ции Платона и Аристотеля, марксист Плеханов продолжал рас­крытие и такой важнейшей общественной ценности игры, как первородство в ней искусства, эстетических и коммуникативных начал социальной практики людей. Вот что,он пишет: "Решение вопроса об отношении труда к игре — или, ,если хотите, игры к ТРУДУ — в высшей степени важно для выяснения генезиса ис­кусства"59. Плеханов полагает, что игра — деятельность, кото­рая предваряет, готовит ребенка к труду, к серьезной творчес­кой активности. Именно под влиянием трудовой деятельности:

 

 

охоты и других социальных отношений — между людьми возни­кают социальные игры, из которых затем развивается искусство танцев и театрализованных представлений.

Возражая Гроссу и Бюхеру, Плеханов справедливо отмечает, что игра и пляски не есть забавы, они символизируют процесс труда, вызывают магическим путем успех охоты или результа­ты обработки почвы, и труд не мог быть забавой в условиях пер­вобытного хозяйства. И Гросс, и Бюхер, и Вундт собрали боль­шой эмпирический материал для материалистического объясне­ния генезиса игры. Плеханов же доказал происхождение игр из практической деятельности людей, начиная еще с доклассовых обществ. Дифференциация и расщепление первобытного синкре­тизма дали Плеханову право вычленить игру обрядовую как ос­таток религиозно-магического действия, игру трудовую как ос­таток охотничьих, рыбацких, земледельческих трудовых цере­моний, игру-состязание как продолжение борьбы с природой за выживание и т.п.

Таким образом, Г.В.Плеханов в ряде своих работ доказывает, что игра возникла в ответ на общественную потребность в подго­товке детей к жизни. Именно это его положение помогает по­нять теорию возникновения игры в истории общества на основе труда, а в жизни отдельного человека, по его мнению, игра предшествует труду. Плеханов считается первым марксистом России. А как сами марксисты относились к игре, к ее проис­хождению? В работах К.Маркса и Ф.Энгельса понятие "игра" как психолого-педагогический феномен, по нашим данным, не употреблялся вовсе, они его используют в понятии, скорее, иг­ровой модальности. Исследуя происхождение искусства, Маркс и Энгельс либо относят игру к сфере творчества "по законам красоты", либо, раскрывая явление труда, говорят об игре "фи­зических и интеллектуальных сил", чтобы подчеркнуть значе­ние труда как формы процесса, совершающегося между челове­ком и природой, процесса, в котором человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен ве­ществ между собой и природой"6". Плеханов же, углубляя выд­винутое классиками марксизма основополагающее положение о возникновении эстетической деятельности, искусства как тако­вого из труда и общения, как и их последующее положение о свободном, абсолютно естественном и бескорыстном характере труда, его практически-духовной природы, вводит понятие игры в систему иных эстетических категорий. Он связывает игру с конкретной практикой людей, рассматривая ее во временном и пространственном измерениях. Для него игра — уникальный полигон практики, освоение опыта и выявление недостаточности социального опыта,,; средство социализации человека способами, опирающимися на принцип удовольствия, отсюда ее важная

 

 

коммуникативная сущность. Доказывая автономное эстотико -культурное значение игрь^ для человека, которая аккумулирует и раскрывает творческие «потенциалы индивида, Плеханов отно­сит игру к собственно досугово-художественной деятельности. В данном случае он, в отличие от Маркса и Энгельсп, как бы отка­зывается от широкой трактовки понятия "игра" и пермюдит его таим образом в сферу воспитательную, конструктивную. Так, критикуя взгляды Чернышевского, который сводит игру к заба­ве, развлечению, Плеханов пишет: "На. исторических взглядах Чернышевского отразился основной недостаток философии Фе­йербаха: неразработанность ее ... диалектической стороны. И только потому, что не разработана была эта сторона в усвоенной им философии, Чернышевский мог не обратить внимания на то, как важно понятие игры для материалистического объяснения искусства"6*. Являясь ярым приверженцем марксизма, он неу­коснительно отражает марксистское понимание возникновения искусства из труда, но он первым из теоретиков марксизма ста­вит между трудом и искусством явление игры, первым уточняет связь игры с культурой. Здесь" Плехайов опирается на Канта, который доказывал, что искусство подобно игре, оно свободно, раскованно и тем отличается от ремесленного труда. Стало быть, он не гнушается выводами теоретиков идеализма, их методоло­гией анализа искусства через соотнесение его с игрой, а далее с трудом. Плеханов, как и Кант(, утверждает прямую связь игры и искусства и противопоставляет игру и труд~: Но сущность иг­ры эти философы рассматривают по-разному. Для Канта игра — абстрактная духовность, она не несет социальных функций, а лишь снимает противоречия между мирами рассудка и чувство­вания. Кант считает игру категорией внейсторической, которая лишь отражает разные стороны духовной и эстетической актив­ности человека. Плеханов же понимает игру как творческое практическое действие, в котором человеческое творчество вы­ражается, главным образом, в процессе, а не в результатах дей­ствия. Отсюда, согласно его теории., игра-искусство у первобыт­ных людей синтетична, ибо' отвечает потребностям жизни. По Канту, игра —- "свободная игра познавательных сил", в том чис­ле "воображения и рассудка". По Плеханову, игра - деятель-, ность, действие, которым присущи одновременно разум, вообра­жение, интуиция, красота, значит, и социальная полезность. Он оценивает игру с позиций исторического материализма, рас­сматривает ее в контексте истории и, значит, эволюции челове­ка (ребенка) в игре и через игру. Различие же игры и искусства Плеханов видит в конечном их продукте. В игре созидаются ду­ховные силы, искусство завершается созданным им художест­венным произведением. Плеханову импонируют позиции Маркса в этом плане: "Действительно свободный труд, например, труд

 

композитора ... представляет собой дьявольски серьезное дело, интенсивное напряжение"62. Полезность игры, по Плеханову, иного рода в сравнении с утилитарными результатами труда, ибо эта полезность направлена не на воспроизводство материаль­ных ценностей, а на воспроизводство самого человека. Ему близ­ки позиции классиков марксизма, по которым близость искус­ства и труда есть антитеза игры. Игра как бы облегченный сле­пок искусства, который потому, и доступен детям. И все-таки Плеханов не отрицает самоценного значения игры как источни­ка в том числе художественного творчества, защищает игру от трактовок ее как несущественной забавы, не имеющей социаль­ной ценности. Он одним из первых поставил вопрос о социаль­ной природе детской игры. В дальнейшем проблемы социально­го происхождения игры ребенка, ее специфического содержания и структуры в отличие от игровой деятельности животных раз­рабатывались в трудах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Ру­бинштейна, Д.Б.Эльконина и других. С некоторыми позициями Плеханова можно не согласиться, ибо игра необычайно эволю­ционировала в последующие годы и стала серьезным механиз­мом диагностики и. коррекции человека, средством развития профессиональных качеств и коммуникативных связей, компо­нентом многих важных неигровых видов деятельности, актив­ным способом активизации творческого, процесса.

Связь игры и труда несомненнаГ Игра воспроизводит не только приемы и способы труда, но и многие иные человеческие проявления, явления природы, повадки зверей, словом, отража­ет жизнь во всем ее многообразии. Если бы игры отражали только трудовую деятельность, то богатство игровых начал зави­село бы от развитости труда, а мы этого не замечаем. Игровой элемент присутствует во всех видах деятельности, но акцентиро­вание игры как самоцельной активности ребенка свойственно прежде всего его досугу.

Рассматривая игру в широком аспекте, известнейший ученый 11.1'.Ананьев (1907-1972) утверждает, что игра характерна не только для детей, но и для всякого взрослого человека. По его мнению, игра взаимосвязана с иными видами деятельности че­тника, такими, как рбщение, познание, учение, труд. Б.Г.Ана-пкев в своих концепциях человекопознания как комплексной дисциплины отмечает: "Игровая деятельность взрослых детей составляет важную сторону их жизни, связанную с так называе­мым свободным временем. В этих условиях существуют такие Гонкие переходы от труда к игре и учению, которые затрудняют однозначную характеристику человеческой деятельности"63. Синтетичность, комплексность деятельности человека очевидны.

 

Еще одна любопытная позиция: "Игра выступает как альтер­натива не только труду, но и безвольно-апатичному, потреби­тельскому существованию... Если в труде человек перестраивает внешний мир, создает культуру и вместе с тем специализирует­ся в каком-то виде деятельности, то в игре он активизирует в гармоническом взаимодействии весь спектр своих родовых и ин­дивидуальных потенций. Игра воссоздает целостность бытия человека. Досуг ориентирован на поиск наиболее развивающих форм деятельности, а наиболее ярко эти ориентации выражены

в игре"64.

Таким образом, тесная связь игры с трудом вроде бы сущест­вует объективно. Но даже марксистская педагогика иногда про­бует это оспорить. В 40-е гг. в советской педагогике вокруг игры неожиданно развернулась полемика.

Довольно известный в те и последующие годы профессор П.А.Рудик, психолог и педагог, занимавшийся теорией игры, пишет книгу "Игры детей и их педагогическое значение", в ко­торой беспокоится, что в игре возможен "грубый отрыв от дей­ствительности" представителей "самого счастливого детства". Нападая на Л.С.Выготского, П.А.Рудик называет позиции по­следнего по детским играм "в корне неверной теорией". Назван­ная нами работа наиболее ярко демонстрирует попытки "демон­тировать" истинную сущность детской игры. Рудик считает, что в играх "отсутствует функциональное удовольствие", что в игре главное — "результат, а не процесс". Наконец, данный исследо­ватель утдерждает, что "нельзя рассматривать игру как простую забаву". Противопоставляя труд игре, Рудик опирается на ти­пичные для того времени "аргументы": совершенно другой ха­рактер носит труд в нашем социалистическом обществе, где ос­вобожденный труд в

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

РЕБЕНОК — ИГРА — КУЛЬТУРА § 1. Игра — многоликая данность человечества

РЕБЕНОК ИГРА КУЛЬТУРА Игра многоликая данность человечества... Игра уникальный феномен общечеловеческой культуры ее исток и вершина... Игра сердцевина досуга Игра как огромный пласт культу ры разнообразит и обогащает досуг людей воссоздавая...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Теория абсолютизации культурного значения игры (Хёйзинга, Ортега-и-Гассет, Гессе, Лем

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Теория абсолютизации культурного значения игры (Хёйзинга, Ортега-и-Гассет, Гессе, Лем) и т.п.
обходимость гармонического сочетания духовного и физического начал в человеке, причем подчеркивал особую важность эстети­ческого развития ребенка средствами музыки, поэзии, танцев, игр, дающих прос

Как наблюдатель, ребенок, который довольствуется ролью "запасного", зрителя, пассивного лица,участвующего в игре косвенно.
В психологии, по мнению А.Н.Леонтьева, различают ролевое запрограммированное поведение личности и поведение личности как индивидуальности. С некоторой условностью можно ска­зать, что роли определяю

Роли другого пола (мальчики играют роли девочек и наобо­рот).
Интенсивное развитие личности ребенка идет через смену ролей, которые помогают ему укрепиться в различных жизнен­ных позициях. Содержание игрового процесса — реальные дей­ствия, реальные операции д

И.И.Фришман — руководитель программы "Игра — дело се­рьезное" выдвинула в этом виде игр понятие "хоббитские игры"50.
Английский филолог и философ Д.Р.Толкиен опубликовал в 1954 г. книгу "Властелин колец", которую счита­ют романом XX столетия. Эту книгу более 40 лет не замечали в нашей стране, как и и

Существуют известные азартные игры — карты, лото, кости, домино, бильярд. Они неравноценны.
Карты предполагают раз­витую логику мышления, математический расчет, память. В Ка­наде карты и кости введены в уроки математики, включены в учебники. Бильярд требует особой ловкости, развитой ку

Все мате­риализованные (вещные) объекты досуговой деятельности и ус­ловности, важные в системе взаимоотношений партнеров по до-суговому общению.
Анализ досуговой деятельности позволяет представить типологию атрибутивности: - атрибуты, стимулирующие к активной деятельности, твор­честву, самовыражению (игровые акс

Знак и символ. Знак — предмет, явление, служащие пред­ставителем другого предмета, явления, процесса5.
Проблема зна­ка трактуется философией, психологией, педагогикой, логикой, семиотикой и другими науками по-разному. Само обозначение понятия знака в научной литературе также разнопланово.

Символ — то, что служит условным обозначением какого-либо понятия, идеи, образа.
  Символы — это, скорее, наглядно-об­разное выражение абстрактных идей и понятий. Символы могут отражать то, что способно вызвать ассоциацию идей, которых, возможно, и не было

Сигналы свистом, пересвистом; музыкальными игрушками; слэнг, принятый в общении детских имолодежных групп и подгрупп, и др.
  3 ПОДХОД . Существуют субстратно-субстанциональные знаки призна­ния успехов ребенка в досуговой практике, они имеют свои сим­волические эквиваленты и используются с точки зрения тип

Наличие неизменной идеи, стабильность отдельных элементов, передающихся от одного поколения к другому.
    Сошлемся на еще недавний опыт Всероссийского лагеря "Ор­ленок", придумавшего за 30 лет целую систему особых тради­ций, создавших неповторимый колорит эт

Архаические обряды
преднамеренное подра­жание старым обрядам, старинным народным формам, мане­рам, обычаям.   . Язык, песня, танец, ритуал, обряд, миф, культ несут печать игры-досуга,

Ритуалы отмирают, ме­няются в связи со сменой или реформой тех или иных социаль­ных явлений жизни людей.
Уходят, к примеру, ритуалы школь­ных "перекличек" накануне учебного года, школьных дисципли­нарных линеек, на которых еженедельно разбирали нерадивых. Меняется церемония "первого зво

Основные принципы организации игры.
1. Отсутствие принуждения любой формы при включении детей в игру. Авторитаризм противоречит сущности игры. Иг­ровое взаимодействие по своей природе исключает какое бы то ни было прину

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги