рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Ритуалы отмирают, ме­няются в связи со сменой или реформой тех или иных социаль­ных явлений жизни людей.

Ритуалы отмирают, ме­няются в связи со сменой или реформой тех или иных социаль­ных явлений жизни людей. - раздел Культура, РЕБЕНОК — ИГРА — КУЛЬТУРА § 1. Игра — многоликая данность человечества Уходят, К Примеру, Ритуалы Школь­Ных "перекличек" Накануне Учебного...

Уходят, к примеру, ритуалы школь­ных "перекличек" накануне учебного года, школьных дисципли­нарных линеек, на которых еженедельно разбирали нерадивых. Меняется церемония "первого звонка".

Однако есть ритуалы, которые сохранились до сих пор, так как хранят и передают долговременные ценности народа, нации, общества, детского со­общества.

-Это воинские ритуалы присяги, отдавания чести, ношения воинской формы и подражание этим ритуала в играх детей, в частности в установлении поста № 1 у памятников воинской славы, вечного огня, памятных мемориалов, в выносе гирлянды или венка славы и др.

-Это христианские ритуалы, уходящие корнями в тысячелет­нюю религию народа, исполняемые в дни религиозных или при­родных праздников.

-Это ритуалы истинно народных празднеств, массовых гуля­ний, состязаний, природных праздников, таких как Рождество, Новый год, Масленица, Крещение (колядование, гадание и т.д.).

-Это современные ритуалы типовых школьных праздников: Дня знаний, Дня книги, Дня театра, праздника Букваря, вы­пускного бала, праздника урожая, дня встречи с выпускниками, Дня учителя и т.п.

-Это спортивные ритуалы командных и одиночных соревнова­ний, олимпиад, спартакиад (торжественное начало, вынос спор­тивного флага, зажжение огня соревнований, церемониал на­граждения, закрытия и т.п.).

-Это редкие ритуалы отдания чести Государственному флагу, Гимну, ритуалы встречи именитых гостей, вручения символов, ритуалы открытия выставок, новых зданий и т.п.

-Это ритуалы, связанные с началом некоторых народных игр и досугов, делением на команды, группы, выбором водящего, ведущего, голящего, разрешением игровых споров (жеребьевка, выбор поля состязания, право начала состязания и др.).

-Это ритуалы школьных линеек, митингов, манифестаций, праздничных костров возвышенного типа.

-Это ритуалы, связанные со специфической досуговои деятель­ностью: открытие и проведение туристических слетов; проведе­ние морских и речных праздников, фестивалей искусств; фести­валей технического творчества, осенних балов, дней именинни­ков (близнецов, тезок), карнавалов и т.п.

-Это новые ритуалы, связанные с созданием или обновлением деятельности детских общественных, религиозных, пионерских, скаутских, милосердных и иных организаций, ассоциаций, объ­единений и клубов.

 

Ритуалы и церемониалы, практикуемые в настоящее время должны отвечать следующим кри­териям:

-опираться на прошлый и настоящий опыт; соответствуют идеалам, вкусам, интересам, возрастным и половым особенностям детей (национальным, местным тра­дициям);

-содержать драматургию, импонирующую модным и утили­тарным притязаниям детей;

-иметь простор для свободной импровизации и содержат разумные правила, не ущемляющие достоинство детей; содержат игровые начала, игровые сюжеты и роли, игровые аксессуары.

Досуг — явление очень сложное, многомерное и противоречи­вое. Со времен античности он выступает во всех обществах двойственным явлением, как индивидуальный мир субъекта и мир социальных систем, подсистем, в контексте деятельнос­ти которых индивид проявляет себя по-разному, играя проти­воречивые роли.

В собственно социально-педагогическом значении досуг, его игровые модели, их образы, сигналы, знаки, символы, обряды, ритуалы проявляются активно лишь тогда, когда ориентиро­ваны на перспективы культуры, на свободные формы жизнеде­ятельности учащихся и проектируются непосредственно на личность.

ЛЕКЦИЯ VI

ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ДЕТСКИХ ИГР

§ 1. Психолого-педагогическиеусловия организациидетских игр

Оправдано ли вмешательство в детскую игру? Правомерно ли говорить об организации, темболее руководстве, регуляции или даже управлении детскимииграми? Возможно ли заранее предугадать результаты детскойигры? Имеет ли право взрос­лый вмешиваться в игры детей?На любой из этих вопросов можно ответить "нет", можно - "да".

 

СУЩЕСТВУЕТ ПРОБЛЕМА Игра теряет свою специфику как форму детской самодея­тельности и превращается в типичные, хотя в чем-то и свое образные, занятия, если воспитатель, злоупотребляя дидакти­ческими задачами, переносит методы дидактики в ткань иг ры, регламентируя, детей на каждом этапе их игрового дей­ствия, нарушает партнерство, заранее распределяет роли, ак тивно вмешивается в игровой процесс и т.п.

Организатор игры — воспитатель, способный регулировать игровые процессы, выходит на реальный опыт индивидуальных или коллективных переживаний, на врожденный демократизм детей, на их способность или неспособность проявления органи­заторских данных, личную инициативу, умение сдерживать свои эгоистические порывы, уступать партнерам по игре, на са­мообладание, солидарность, ответственность за свои действия и действия товарищей и т.д. и т.п.

 

Значит, руководство игрой прежде всего есть управление отношением детей к де­йствительности.

 

Если игра — средство "для управления развитием детей", ВЫДЕЛИМ РОЛЬ, ПОЗИЦИИ И СТАТУС ВЗРОСЛОГО В ЭТОМ РАЗВИТИИИ

Единой универсальной роли взрослого в игре не существует хотя бы по­тому, что дети не каждого взрослого пускают в свои игры.

По­зволим себе вычленить несколько типовых ролей и позиций.

С точки зрения оценки игры как таковой взрослые способны за­нимать следующие позиции:

рестриктивную, которая вытекает из консервативно-охра­нительной установки "как бы чего не вышло", из желания оградить себя и детей от нежелательных последствий неп­редсказуемости игр и стремления взрослых сохранить власть над детьми;

пермиссивную позицию, которая вытекает из ложных пред­ставлений о свободах ребенка, из стремления жить с детьми бесконфликтно, подкупить их или откупиться от них;

позицию пассивного нейтралитета, которая вызывается индифферентным отношением к детям и пониманием игры как "второстепенного" явления их жизни;

позицию "разумной середины", означающую поиск опти­мума участия взрослого в игре;

позицию активного участия в игре взрослого в разных ролях.

Такие роли могут иметь следующие назначения: прямой ру­ководитель и организатор игры (лидер). Выше мы рассматрива­ли понятие "ведущий" игру. Прямой руководитель может быть ведущим игру, если его в этой роли принимают дети.

 

ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРЫ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ТОТ СПОСОБ ПОВЕДЕНИЯ КОТОРЫЙ ВЫБИРАЕТ РЕБЕНОК

1. Обособление. Играющий ребенок уходит от связей с партнерами по игре. Он осознанно уклоняется от соприкосновения со
всеми остальными, ибо чувствует удовлетворенность от самостоятельного положения в игре. Такой "обособленный" существует
как бы сам по себе, вне общения с партнерами. Здесь возможны
сильные самоуглубления в игру или ярко выраженный индивидуализм.

2. Компромисс. Ребенок, чтобы укрепить свои позиции и авторитет в игре, прибегает к компромиссу путем уступок. Такая
дипломатия" необходима детям ради сохранения процесса игры, ради сохранения условий для того, чтобы испытать удовольствие в той или иной игре.

3. Уступки. Дети отказываются от противодействия в игре,
сознательно уклоняются от конфликтов, принимают компромиссные решения в играх ради права участия в них, общения со
сверстниками. Они уступают лидерам, более сильным и активным партнерам, не испытывая дискомфорта. Игровые переживания выше компромисса уступок.

4. Отключение. Ребенок, прерывая игровое действие, отключается от игры. Временно или надолго. Отключением дети
регулируют свое состояние и поведение в игре: эмоциональную
или физическую перегрузку, усталость, напряжение или пере­
напряжение, конфликтность. Такой способ поведения закономе­
рен и естествен.

5. Изоляция. Есть дети, которых в силу различных, "странных"'или негативных черт их характера сверстники
воспринимают плохо, конфликтно. Их с трудом берут или вообще не принимают в игру. Их положение в компании сотоварищей сложное, часто изоляционное или даже бойкотное.

Изоляция может спонтанно возникнуть в процессе игры, так как игра
всегда обнажает сущность каждого игрока. В игре могут сложиться такие условия и ситуации, когда не вписавшиеся в игру
дети, обладающие субъективными качествами деструктора, отрицательного лидера, яркого индивидуалиста-эгоиста, отвлекают ресурсы игры на себя, на свое самовыражение и консервацию своих взглядов, вкусов, интересов вопреки остальным
участникам игры.

6. Завершение игры. Впечатление у детей от игры зависит от ее окончания. Администрирование, пресечение, окрик в иг­рах недопустимы. Дети надолго отходят от игры

 

Напоминаем: ведущий — это тот, кто ведет игру, значит, разъясняет ее правила, распределяет (или участвует) роли, гото­вит все, что необходимо для игры, и т.д.;

один из руководителей игры, отвечающий за какую-то ее часть или выполняющий одну из ведущих ролей;

косвенный руководитель игры через помощников (взрослых или детей);

включенная роль (консультант, эксперт);

оценочная роль (арбитр, судья, член жюри);

нейтральная роль (наблюдатель со стороны, не вмешиваю­щийся в игру);

исследовательская роль (экспериментатор, диагностик). .

 

 

Главный статус любого взрослого в детской игре — партнер, значит, прямой или косвенный участник по отношению к игра­ющим —взаимодействие воспитателей и воспитанников, выводит на истинное сотрудничество, на "субъект-субъектные" способы взаимодействия, на партнерство.

Взрослый — участник игры, если он ее использует целенап­равленно, осуществляет методическое руководство ею. Это дея­тельность, регулирующая способы осуществления практической педагогической деятельности с целью обеспечения играющих ве­дущими идеями и достижениями теории, методики и практики. Организатор игры как методист определяет цели и задачи игры или игрового комплекса, уточняет пути и способы их решения, намечает этапы игры и порядок ее организации, критерии и по­казатели ее результативности, выявляет допускаемые методи­ческие ошибки, осуществляет методическую коррекцию"^.

Условия, способствующие эффективности руководства детскими играми.

1. Признание игры как ведущего вида деятельности детей, признание их субъектной позиции, которая проявляется в признании права выбора игры, роли, сюжета, атрибутов и т.д.

 

2. Педагог должен занять позицию партнера по игре

3. . Дети должны знать и понимать то содержание, кото­рое лежит в основе сюжета, фабулы, программы игры. Любая игра опирается на предшествующий опыт ребенка.

 

4. Учет индивидуальных особенностей ребенка и группы детей в целом, то есть индивидуальный и индивидуально-дифференцированный подход.

 

5. Опора на личный опыт ребенка или группы детей. Так как игра детерменирована окружающей действительностью.

6.. Конструктивный подход в организации игр, например в подборе партнеров в игре, распределении ролей (активные-неактивные) исходить из важности развития каждого ребенка в игре, а не разыгрывать показательные игры или проявлять избирательность в организации игры (любимчики НЕ путать с индивидуальным подходом)

7. правильно руководить соревновательными мотивами в игре. Не культивировать дух соперничества, а развивать уважение к партнеру по игре

8. Выделение в педагогическом процессе достаточного времени на детскую игру правильный выбор времени для игры

9. Игра не должна насильственно вытесняться другими видами деятельности или сама вытеснять их все должно исходить из интересов детей и целесообразности

11., Наличие элементов юмора в игре — средство прео­доления напускного скептицизма особенно начинающих педагогов. Юмор — силь'нейшее педагогическое средство.

12. Целенаправленное, рациональное и оптимальное создание предметно-игровой среды и предметно-игрового

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

РЕБЕНОК — ИГРА — КУЛЬТУРА § 1. Игра — многоликая данность человечества

РЕБЕНОК ИГРА КУЛЬТУРА Игра многоликая данность человечества... Игра уникальный феномен общечеловеческой культуры ее исток и вершина... Игра сердцевина досуга Игра как огромный пласт культу ры разнообразит и обогащает досуг людей воссоздавая...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Ритуалы отмирают, ме­няются в связи со сменой или реформой тех или иных социаль­ных явлений жизни людей.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Теория абсолютизации культурного значения игры (Хёйзинга, Ортега-и-Гассет, Гессе, Лем
обзорно эти теории. Теория избытка нервных сил, компенсаторности. Эта тео­рия возникла в XIX в., когда преобладала точка зрения, что иг­ра есть явление, замещающее, компенсирующее а

Теория абсолютизации культурного значения игры (Хёйзинга, Ортега-и-Гассет, Гессе, Лем) и т.п.
обходимость гармонического сочетания духовного и физического начал в человеке, причем подчеркивал особую важность эстети­ческого развития ребенка средствами музыки, поэзии, танцев, игр, дающих прос

Как наблюдатель, ребенок, который довольствуется ролью "запасного", зрителя, пассивного лица,участвующего в игре косвенно.
В психологии, по мнению А.Н.Леонтьева, различают ролевое запрограммированное поведение личности и поведение личности как индивидуальности. С некоторой условностью можно ска­зать, что роли определяю

Роли другого пола (мальчики играют роли девочек и наобо­рот).
Интенсивное развитие личности ребенка идет через смену ролей, которые помогают ему укрепиться в различных жизнен­ных позициях. Содержание игрового процесса — реальные дей­ствия, реальные операции д

И.И.Фришман — руководитель программы "Игра — дело се­рьезное" выдвинула в этом виде игр понятие "хоббитские игры"50.
Английский филолог и философ Д.Р.Толкиен опубликовал в 1954 г. книгу "Властелин колец", которую счита­ют романом XX столетия. Эту книгу более 40 лет не замечали в нашей стране, как и и

Существуют известные азартные игры — карты, лото, кости, домино, бильярд. Они неравноценны.
Карты предполагают раз­витую логику мышления, математический расчет, память. В Ка­наде карты и кости введены в уроки математики, включены в учебники. Бильярд требует особой ловкости, развитой ку

Все мате­риализованные (вещные) объекты досуговой деятельности и ус­ловности, важные в системе взаимоотношений партнеров по до-суговому общению.
Анализ досуговой деятельности позволяет представить типологию атрибутивности: - атрибуты, стимулирующие к активной деятельности, твор­честву, самовыражению (игровые акс

Знак и символ. Знак — предмет, явление, служащие пред­ставителем другого предмета, явления, процесса5.
Проблема зна­ка трактуется философией, психологией, педагогикой, логикой, семиотикой и другими науками по-разному. Само обозначение понятия знака в научной литературе также разнопланово.

Символ — то, что служит условным обозначением какого-либо понятия, идеи, образа.
  Символы — это, скорее, наглядно-об­разное выражение абстрактных идей и понятий. Символы могут отражать то, что способно вызвать ассоциацию идей, которых, возможно, и не было

Сигналы свистом, пересвистом; музыкальными игрушками; слэнг, принятый в общении детских имолодежных групп и подгрупп, и др.
  3 ПОДХОД . Существуют субстратно-субстанциональные знаки призна­ния успехов ребенка в досуговой практике, они имеют свои сим­волические эквиваленты и используются с точки зрения тип

Наличие неизменной идеи, стабильность отдельных элементов, передающихся от одного поколения к другому.
    Сошлемся на еще недавний опыт Всероссийского лагеря "Ор­ленок", придумавшего за 30 лет целую систему особых тради­ций, создавших неповторимый колорит эт

Архаические обряды
преднамеренное подра­жание старым обрядам, старинным народным формам, мане­рам, обычаям.   . Язык, песня, танец, ритуал, обряд, миф, культ несут печать игры-досуга,

Основные принципы организации игры.
1. Отсутствие принуждения любой формы при включении детей в игру. Авторитаризм противоречит сущности игры. Иг­ровое взаимодействие по своей природе исключает какое бы то ни было прину

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги