рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Как наблюдатель, ребенок, который довольствуется ролью "запасного", зрителя, пассивного лица,участвующего в игре косвенно.

Как наблюдатель, ребенок, который довольствуется ролью "запасного", зрителя, пассивного лица,участвующего в игре косвенно. - раздел Культура, РЕБЕНОК — ИГРА — КУЛЬТУРА § 1. Игра — многоликая данность человечества В Психологии, По Мнению А.н.леонтьева, Различают Ролевое Запрограммированное ...

В психологии, по мнению А.Н.Леонтьева, различают ролевое запрограммированное поведение личности и поведение личности как индивидуальности. С некоторой условностью можно ска­зать, что роли определяют "фасад человеческого поведения".

Досуг активно выявляет истинный образ ребенка, его инди­видуальность. Сущность образования, в том числе в системе организованного досуга, и есть создание, формирование образа человека, а образ — это обнажение того, что максимально зах­ватывает, интересует людей, общество.

См.:
В.М.

Ребенок — часть природы, и сама природа существует и раз­вивается по законам гармонии. Исходя из объективного социо-генезиса, можно понять истинную миссию ребенка в жизни, а

значит, и цели его воспитания, и саму концепцию воспитания,
которую представляв1!! гомоцентрическая страв'еГИя вместо тра­
диционной социоцентртчебкой М ев Манипулятивной и автори­
тарной тактики. % •'-.. ' -

Великая идея всестороннего .(разностороннего) и гармоничес­
кого развития личности была ойорбчеййа авторйтарцо-тоталитар-
ной системой и режиком "социалистического" общества, кото­
рые практиковали узкоролевой подход к жизни ребенка. Пред­
полагаем, что бедность используемого до сих,пор досуга объяс­
няется прежде всего тем, Что досуг--не сутц* ест* богатство разно­
образных социальных ролей, именно потому его социальное по­
ле было насильственно ограничено. "

Социоцентризм во все времена был порождением режима, "истины" которого выводились из господствующих норм, при которых человек принадлежал системе, а не система существо­вала для человека. Генезиса личности не существовало, значит, ценным и нравственным признавалось лишь то, что соответство­вало мойополитике, моноидеологии* монодосугу. Значит, педа­гог и воспитатель длительно были проводниками моносистемы. Уже не раз проводилась связь между образом школы и образом армии, в которых индивидуализм и нон-конформизм не только не считались ценностями, а просто уничижались. В школе — заданные обществом роли "директор", "завуч", "учитель", "классный руководитель" и "ученики". В армии — "команди­ры" и "солдаты". Субординация отношений, жесточайшая ие­рархия в одежде, прическах, безликая страсть к гигиене, внеш­ней чистоте, "казарменной" эстетике в армии и школе были почти идентичны. Схоже и отсутствие ролевого общения, кото­рое и там и там было заменено на идеологическое (или иное) об­щение, т.е. отсутствие человечности/

В отечественном народном образовании длительно существо­вала официальная установка на главейст'Вующйй первичный коллектив — учебный или политический, в ротором круг ролей был заданным и узким: ученик (отличник, хорошист, "сред-няк", неуспевающий); пионер-комсомолец (с поручениями и без поручений); член какой-то общественной или приятельской группы (лидер или подчиненный) и т.п. Принадлежность к досу-говым объединениям не оценивалась и Не учитывалась. Более того, существовала узаконенная "ревность", неприятие права ре­бенка входить в какие-то клубные или иные объединения и группы внй школы. Предполагаем, Что именно отсутствие бога­того ролеврго общения в досуге приводило и приводит молодых людей к катастрофам в армейской жизни и в жизни "на выез­де", в рабочих Общежитиях. Вне досуга практически школьник не может стать коммуникантом. Именно досуг обеспечивает раз­нообразие социальных ролей, положений, обусловленных цен­ностями, принятыми- в них. Досуговые роли это объективная

 

миссия ребенка в жизни, его ожидания и требования, идеалы и нормы поведения, соответствующие ролевой деятельности.

Генеалогический анализ организованного досуга детей свиде­тельствует, что он обеспечивает возможностями быть готовым к выполнению системы социальных ролей в жизни:

первоначально в собственной и будущей семье (сын, дочь, родственник, супруг, супруга, отец, мать);

далее в разнообразных "коллективах действия": профессио­нально-трудовых, экономических, учебных, управленческих, ко-иммуникативных, воспитательных (лидер, руководитель, подчи­ненный, сотрудник, клиент, воспитатель);

в перспективе в общественных коллективах: национальных и интернациональных, политических, религиозных, правовых, патриотическо-градеданственных, экологических, досуговых и т.д. (роли творческие, сотворческие, исполнительские и др.);

выход на геосо!|Жальные, интернациональные роли в масш­табах всего мира;

изначальное исивлнение ролей в сфере "я сам" как реализа­ция субъективно-материальных потребностей учения, труда, до­суга, творчества, самовоспитания в пснхосаморегулятивной и целеутверждающей сферах деятельности.

Школьник входит в игровой, досуговый образ очень сильно, срабатывают и магические "как будто бы", и желание выразить себя публично, и стремление постигнуть краски принимаемого образа, пережить все ролевые перипетии в процессе общения. Ребенок вступает в такое общение, тем более если оно на игро­вой, театрализованной основе, уже как бы раздвоившись со сво­ими ценностями и представлениями о мире и с принятыми в маске-образе, маске-роли качествами, которые остаются в его сознании, в его опыте.

Досуговое, игровое общение детей, молодежи — это часто ла­
тентный спектакль с внутренней борьбой за успех, соперничест-
иом со сверстниками, который разворачивается стихийно в соот­
ветствии со сценарием с привычными или неожиданными сюже­
тами. Школьникн-учдстники таких "спектаклей" несут приня­
тые ими или навязанные им социальные маски (роли, амплуа).
Понятие "маска" наиболее тождественно истории и теории досу­
га, особенно теории" зрелищ. Невозможно установить, когда
впервые жизнь ч^ежЭДрка была уподоблена игре актера в пьесе на
сцене. Бытовавшее понятие "персона" соответствовало значени­
ям "особа", "личное1!*", Щ термин "особа" также трактовался
как лицо, лИчностьДНо филологически "персона" выступала с
давних времен все*-та]кй как.маска актера, как сам актер, и тог­
да истоки пониманий жизни человека как вечное разыгрывание
ролей следует искать у этрусков. Римляне у них заимствовали
этот термин, и он в |вдачитвльй&й степени соответствует русско­
му понятию "лицедей". ,.,_,; . *^'

Амплуа — буквально сходные по характеру роли, соответ­ствующие дарованию и внешним данным актера. Социальное амплуа школьника также может зависеть от его самобытности, а может быть деперсонифицированной его оценкой, идущей не от личности, а от безличности индивида. Н.Хренов пишет точно: "Маска — выражение деперсонифицированной сущности персо­нажа, или персонажа как "хомо социологикуса"^. Актер несет маски (амплуа) трагика, комика, героя, инженю, простака, тра­вести и т.п.

Школьник в досуговой среде сверстников или тем более в разновозрастной среде выражает огромное количество масок. Еще Я.Корчак отмечал, что ребенок — актер с тысячью масок. Но маска, принимаемая надолго, уже способна отразить соци­альный тип ребенка, персонифицированную личность. Навязан­ная досуговая маска вырйякает отношение к школьнику, это уже образ, возникший в сознании той или иной социальной школь­ной группы и спроецированный на конкретного индивида. Груп­па или ее сильный лидер хочет видеть индивида именно таким. Хотя чаще всего такая проекция не отражает истинной сущнос­ти школьника как социального персонажа.

Коснемся вновь понятия "роль". Любая досуговая, особенно игровая деятельность насыщена ролями. Но это имитированные роли — маски водящего, ведущего, судьи. Или конкретные ро­ли, к примеру, игры "в сыщики-разбойники", где действуют сы­щик, вор, судья, палач и др. Досуговые роли не есть социаль­ные роли. Роль в социальной психологии социальная функция личности, соответствующий принятым нормам способ (об­раз) поведения людей в зависимости от их статуса или пози­ции в системе межличностных отношений в обществе, группе,

компании.

Развитие личности, с точки зрения Дж.Г.Мид — американ­ского социолога и психолога, автора интеракционизма, — про­исходит в процессе взаимодействия с другими людьми, обмена символами, важнейшей особенностью которых признается спо­собность человека принимать роль другого как партнера по об­щению. Ученый решал два вопроса, относящиеся к теории ро­лей: возникновение и функции социально отраженного поведе­ния и социального контроля. Кроме Мид теорией ролей занима­лись Джемс, Холл, Болдуин, Дьюи, Бинэ и Блондель, Линтон и другие. Родоначальником экспериментального изучения личнос­ти как совокупности ролей считается Д.Морено. Различие поня­тий статуса и роли, где роль является связующим звеном между индивидуальным поведением и социальной структурой, сделал известный антрополог Р.Линтон и социолог Т.Сарбин.

Диапазон и количество досуговых ролей зависят от многого: от содержания досуговой деятельности, от претензий, интере­сов каждого индивида, от своеобразия социальной группы де­тей, их отношений, от творческого потенциала лидера, руко­водителя досуговой деятельности или объединения и т.п.

Практически почти в любом случае школьники выступают в двуедином образе, вбирающем в себя их объективный статус и ролевую сущность игровой маски, хотя имеется и нечто третье. Известный театровед М.Левидов под театральной маской подра­зумевает следующее: "... это сгущенный, сконденсированный и сконцентрированный быт эпохи, процеженный через сито мо­ральной тенденции"^5. Но и досуговая, игровая маска есть син­тез черт, "процеженных через сито эпохи", хотя и заданных сю­жетом досугового действия.

Дети — участники активной коллективной игровой деятель­ности — принимают к исполнению досуговые роли по-разному. Можно вычленить несколько подходов:

1-й подход. Роль навязана группой неформального общения или ее авторитетным для большинства членов группы лидером. 1)то, пожалуй, конформная игровая роль. Ребенок, подчиняясь коллективному мнению, воздействию, берет ее как уступку себе. Его признали пусть в такой, не всегда позитивной для него ро­ли, и он этому благодарен, ибо входит вместе с ней в сообщест­во сверстников. Обычно это "обслуживающие роли". Младших допускают подавать мячи из-за ворот, готовить площадки, уби­рать место встреч, бегать в магазин, приносить воду. Иногда их берут в игру или иную досуговую забаву, заменяя кого-то. Это уже доверие, проверка. Такая роль обусловлена коллективным восприятием индивида.

2-й подход. Школьник захватывает роль, которая ему нра­вится, соответствует его статусу, его интересам. Обычно так поступают активные или агрессивные натуры. Они могут лиди­ровать в иной деятельности, недосуговой, быть для других авто­ритетом в чем-то. Можно назвать такую роль рефлексивной.

3-й подход. На роль избирается тот, кто владеет либо каким-то игровым аксессуаром (гитара, транзистор, мяч), либо даже костюмом. Это, скорее, репрезентативная роль.

4-й подход. Демократическое решение коллектива, кому ка­кая роль достанется. Это наиболее часто используемый подход, особенно в коллективе, где сложились нормальные межличност­ные отношения. Роль в этом случае достается по свободному выбору.

Назовем такую роль выборной.

5-й подход. ^Наконец, школьник получает роль в силу своей яркой индивидуальности. Досуг школьников все-таки не внеин-дивидуальная стихия, и каждый — живое лицо со своим набо­ром и богатством социальных черт. Сверстники выбирают его (ее) на роль именно по причине той индивидуальности, что со­ответствует роли, характерности амплуа, "жанровости фигуры", устоявшемуся социальному ее содержанию. В этом случае мас­ка — это социальный символ, своеобразные олицетворение иде­алов окружающих сверстников с установкой на уровне принято­го школьниками образа.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

РЕБЕНОК — ИГРА — КУЛЬТУРА § 1. Игра — многоликая данность человечества

РЕБЕНОК ИГРА КУЛЬТУРА Игра многоликая данность человечества... Игра уникальный феномен общечеловеческой культуры ее исток и вершина... Игра сердцевина досуга Игра как огромный пласт культу ры разнообразит и обогащает досуг людей воссоздавая...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Как наблюдатель, ребенок, который довольствуется ролью "запасного", зрителя, пассивного лица,участвующего в игре косвенно.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Теория абсолютизации культурного значения игры (Хёйзинга, Ортега-и-Гассет, Гессе, Лем
обзорно эти теории. Теория избытка нервных сил, компенсаторности. Эта тео­рия возникла в XIX в., когда преобладала точка зрения, что иг­ра есть явление, замещающее, компенсирующее а

Теория абсолютизации культурного значения игры (Хёйзинга, Ортега-и-Гассет, Гессе, Лем) и т.п.
обходимость гармонического сочетания духовного и физического начал в человеке, причем подчеркивал особую важность эстети­ческого развития ребенка средствами музыки, поэзии, танцев, игр, дающих прос

Роли другого пола (мальчики играют роли девочек и наобо­рот).
Интенсивное развитие личности ребенка идет через смену ролей, которые помогают ему укрепиться в различных жизнен­ных позициях. Содержание игрового процесса — реальные дей­ствия, реальные операции д

И.И.Фришман — руководитель программы "Игра — дело се­рьезное" выдвинула в этом виде игр понятие "хоббитские игры"50.
Английский филолог и философ Д.Р.Толкиен опубликовал в 1954 г. книгу "Властелин колец", которую счита­ют романом XX столетия. Эту книгу более 40 лет не замечали в нашей стране, как и и

Существуют известные азартные игры — карты, лото, кости, домино, бильярд. Они неравноценны.
Карты предполагают раз­витую логику мышления, математический расчет, память. В Ка­наде карты и кости введены в уроки математики, включены в учебники. Бильярд требует особой ловкости, развитой ку

Все мате­риализованные (вещные) объекты досуговой деятельности и ус­ловности, важные в системе взаимоотношений партнеров по до-суговому общению.
Анализ досуговой деятельности позволяет представить типологию атрибутивности: - атрибуты, стимулирующие к активной деятельности, твор­честву, самовыражению (игровые акс

Знак и символ. Знак — предмет, явление, служащие пред­ставителем другого предмета, явления, процесса5.
Проблема зна­ка трактуется философией, психологией, педагогикой, логикой, семиотикой и другими науками по-разному. Само обозначение понятия знака в научной литературе также разнопланово.

Символ — то, что служит условным обозначением какого-либо понятия, идеи, образа.
  Символы — это, скорее, наглядно-об­разное выражение абстрактных идей и понятий. Символы могут отражать то, что способно вызвать ассоциацию идей, которых, возможно, и не было

Сигналы свистом, пересвистом; музыкальными игрушками; слэнг, принятый в общении детских имолодежных групп и подгрупп, и др.
  3 ПОДХОД . Существуют субстратно-субстанциональные знаки призна­ния успехов ребенка в досуговой практике, они имеют свои сим­волические эквиваленты и используются с точки зрения тип

Наличие неизменной идеи, стабильность отдельных элементов, передающихся от одного поколения к другому.
    Сошлемся на еще недавний опыт Всероссийского лагеря "Ор­ленок", придумавшего за 30 лет целую систему особых тради­ций, создавших неповторимый колорит эт

Архаические обряды
преднамеренное подра­жание старым обрядам, старинным народным формам, мане­рам, обычаям.   . Язык, песня, танец, ритуал, обряд, миф, культ несут печать игры-досуга,

Ритуалы отмирают, ме­няются в связи со сменой или реформой тех или иных социаль­ных явлений жизни людей.
Уходят, к примеру, ритуалы школь­ных "перекличек" накануне учебного года, школьных дисципли­нарных линеек, на которых еженедельно разбирали нерадивых. Меняется церемония "первого зво

Основные принципы организации игры.
1. Отсутствие принуждения любой формы при включении детей в игру. Авторитаризм противоречит сущности игры. Иг­ровое взаимодействие по своей природе исключает какое бы то ни было прину

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги