рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Роли другого пола (мальчики играют роли девочек и наобо­рот).

Роли другого пола (мальчики играют роли девочек и наобо­рот). - раздел Культура, РЕБЕНОК — ИГРА — КУЛЬТУРА § 1. Игра — многоликая данность человечества Интенсивное Развитие Личности Ребенка Идет Через Смену Ролей, Которые Помогаю...

Интенсивное развитие личности ребенка идет через смену ролей, которые помогают ему укрепиться в различных жизнен­ных позициях. Содержание игрового процесса — реальные дей­ствия, реальные операции деятельности, реальные образы воп~ тщения ее, но в воображаемой ситуации. Дети в ролевых играх производят в своих действиях все, что черпают из окружающей действительности: из книг, из произведений искусства, выра­жая к этому "всему" свое личностное отношение, которое пост­роено на реальных переживаниях и реальном удовольствии от совершаемых действий. В ролевых играх дошкольники и уча­щиеся младших классов воспроизводят в иллюзорных, ими же (изданных условиях преимущественно бытовые, общественные и трудовые действия взрослых. В подобных играх дети исполняют роли, пользуясь предметами, игрушками не по прямому их наз­начению, а по их условному смыслу, стремясь передать их об­щий смысл. В этом плане ролевые игры служат источником формирования их социального сознания.

Игры, в которых дети не примеряют на себя роли, а опериру­ют с предметами и игрушками, придавая им выдуманный смысл по сюжету игры, называют режиссерскими. Это — разновид­ность ролевой игры. Участники наделяют ролями предметы, иг­рушки, развивая сюжет одновременно со многими ролями. Та­ким образом, в режиссерской игре дети не принимают на себя конкретной роли, а действуют за многих персонажей игрового сюжета. Например, строят запруду на ручье, пускают корабли­ки, "бомбардируют" их и т.д.

Особенно любят играть малыши с сюжетными игрушками: машинами, военной техникой, солдатиками. Замечено, что эти игры привлекают и подростков. В них не менее, чем в ролевых, развивается воображение, ибо игра идет в мысленном или рече-иом плане, но, как правило, присутствуют и действия, и пере­становки. В этой группе игр выделяются подражательные. Дети после прочтения книги, просмотра спектакля, кинофильма, те­левизионной передачи повторяют их содержание в своих играх. Содержанием игры может стать какой-то случай, поступок, факт жизни. В "Замечаниях на педологическое введение" Н.К.Крупская писала о явлении "повторения в игре": "У ребен-I и громадная потребность в повторных впечатлениях... Пока у Него есть ощущение роста на известных упражнениях, до тех пор он их охотно повторяет..."3^ Режиссерские и подражатель­ные игры наиболее повторяемые. Дети способны длительное вре­мя в одиночку или в партнерстве разыгрывать понравившийся Им сюжет. Это тонко подметил писатель Л.Кассиль в повести "Кондуит и Швамбрания", герои которой выдумали страну

Швамбранию и долго в нее играли. К ролевым играм относятся также игры-драматизации, в которых дети и подростки театра­лизуют жизненные впечатления, разыгрывают литературные произведения (сказки, басни, стихи и др.) либо по текстам, либо произвольно. Театрализованная игра — одновременно и розыг-1 рыш литературного сюжета, и фрагмент детской жизни. Игра-драматизация — форма детского искусства импровизационного характера. Эти игры особенно полезны тем, что развивают об-] разную, выразительную речь. К играм-драматизациям следует) отнести до сих пор популярные среди детей конкурсы веселых и| находчивых.

К классу ролевых игр принадлежат игры-грезы, игры "про се-] бя", игры, построенные на воображении. Игры-грезы могут быть реализованы в рисунке. Дети "рисуют" войну, окружающий мир, сочиняя роли изображенным героям, одушевляя рисунок внутренними монологами, диалогами. Существуют игры-грезы, действия которых протекают лишь в воображении, а сюжет на-] веян либо жизненными, либо заимствованными литературным! ситуациями.

Л.С.Выготский и А.Р.Лурия игры-драматизации, игры-грез! относили к художественным играм, в которых ребенок играет большей убедительностью, чем актер в пьесе32. Об этом же пи­сал Ф.М.Достоевский: "... игра в войну у молодых людей в рек­реационное время или там в разбойники — это ведь тоже зарож-1 дающееся искусство, зарождающаяся потребность искусства в] юной душе, и эти игры иногда даже сочиняются складнее, чем] представления на театре, только в том разница, что в театр ез-1 дят смотреть актеров, а тут молодежь — сама актеры. Но это только естественно"33. Персонифицированный, эмоциональный] характер детского восприятия находит для себя богатейший вы-1 ход в ролевых играх, затем в драматическом искусстве, которое! дает возможность ребенку проявить себя разносторонне — и Я качестве автора, и в качестве актера, и в качестве зрителя. Н данной группе игр относят импровизационную игру, в которой по предложению ведущего дети публично импровизируют на за-, данную тему, этюд, сюжет. Режиссерские игры, игры-грезы, подражательные, импровизационные игры относят часто к груп­пе художественно-ролевых игр, в процессе которых ребенок про­игрывает и, значит, осваивает различные "взрослые" культур­ные формы человечества и конкретный опыт конкретных лю­дей, которым он подражает.

Ролевые игры, будучи основой и источником различных творческих актов, развивают продуктивное воображение детей, помогают накоплению их эстетического потенциала. В этом плане ролевая игра — своеобразная школа воспитания свобод-

не-о, незаинтересованно-бескорыстного отношения ребенка к миру, которое в свою очередь оказывается залогом социального и эстетического освоения данного мира.

В воспитательной практике школ и внешкольных учрежде­ний ролевые игры выступают в нескольких значениях.

Во-первых, как автономный вид деятельности. "Педагогичес­кая энциклопедия", изданная в 60-е гг., утверждает: "Дети старшего школьного возраста в ролевые игры, как правило, не играют, но иногда в пионерских лагерях примыкают к млад­шим товарищам в играх такого характера"3^. Безусловно, стар­шеклассники "в дочки-матери"» "в аптеку" или "в магазин" не играют. Но и подростки и юношество играют в ролевую игру длительного характера, под которой мы понимаем синтетичес­кую досуговую деятельность ролевого типа: альпинизм, туризм, ■ганцы на льду, школьный театр, агитбригаду, школьный коопе­ратив, школьный клуб и т.п. Основой досуга является деятель­ность, переживаемая как самоценная и самоцельная, насыщен­ная игровым мироощущением, игровым (ролевым) поведением, игровой символикой. Ролевая игра старших детей противостоит и равной степени рационально-продуктивной деятельности, обез­личенной, осерьезненной, выхолощенной, безмотивной и бездея­тельной, в том числе "активной" скуке, апатии, что бы сюда ни "закладывалось", — например, общественно полезный труд или

Самодеятельное искусство.

Высоко оценивая огромное воздействие, которое производит ••нободная игра на формирование у детей умения работать, вы­полнять общественную деятельность, Н.К.Крупская рассматри-

I нала ролевую игру как органический элемент целостного про­цесса психического развития школьника. Поэтому она прямо

I указывала на необходимость ее использования в воспитательной работе, осуждая недооценку роли организуемой игры: "Школа

(отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любимой деятельности методами взрослого человека... Тут нужны переходные формы. Поэтому нужно отводить широ­кое место таким организациям, как организация юных пионе­ров, способных удовлетворить не изжитую еще подростками по­требность в игре"35.

Н.К.Крупская права, и она ведет речь не только о значении "вольной" игры" (термин Крупской) для учащихся младших классов, но и о значении ролевой игры в жизни подростков как наиболее значимой диалектической альтернативы труда, искус­ства, спорта, как наиболее характерного феномена досуга. В ятих случаях, где ролевая игра была органично сплетена с об­щественной деятельностью, романтическими моделями пионер

Во вторых выступает формой неигровой деятельности Связанной с трудовой деятельностью (моделирование будущих трудовых профессий)

 

кусств, клуб ледовых инженеров, школьное кафе, юморина, яр­марка талантов и т. п.

Игра неотъемлемая форма детского спорта и физической культуры, которые по своей сути в социально-нормативном и психологическом, смысле родствены ей. В этом виде деятельнос­ти детей найдены интересные игровые формы: спортивный аук­цион, "Веселые старты", спартакиада, звездный марш-поход, русские народные игрища, конкурс спортивных танцев на льду, малые олимпийские игры, "Спортландия", "Турград" и т.п. Па­фос игры, проникнутый чувством бескорыстия, отмеченный своего рода эмоциональным избытком., логично контрастирует с серьезностью производственных отношений во взрослом тру­де, целевыми установками в профессиональном искусстве и спорте. Можно предположить, что тенденции, ведущие к фор­мированию целостной личности, и общая интенсификация дея­тельности в будущем приведут к более осознанному и целенап­равленному синтезу труда и игры, искусства и игры, спорта и игры, которые, оставаясь специфическими видами деятельности человека, будут усиливать и обогащать друг друга, делать их бо­лее комфортными и притягательными для людей.

В-третьих, ролевая игра, равно как и другие виды игр, мо­жет входить составной частью, элементом в содержание и орга­низацию неигровой деятельности учащихся. Элемент игры — одна из основных частей ее структуры, сторона, признак содер­жания игры. Наиболее продуктивно в контекст неигровой дея­тельности входят следующие элементы ролевой игры:

Сюжет (сюжетность). К примеру, смотр самодеятельного ис­кусства в школе может проходить как конкурс актерского мас­терства, как отбор абитуриентов в театральное училище; отчет перед родителями о работе коллектива класса проводится как телевизионное шоу; факультатив по этике семейных отношений завершается вечером "молодой семьи" и т.п.

Роль (роли). К примеру, познавательный вечер, посвященный1 неопознанным космическим объектам, проводимый в форме пресс-конференции с инопланетянами, предполагает набор ро­лей: инопланетяне, журналисты — представители разных госу-, дарств, ученые различных специальностей, ведущий, переводчи­ки и т.д. Деятельность неигрового характера может включать лишь одну-две роли. На аукционе знаний действуют ведущий аукцион и демонстратор поделок, остальные участники аукцио­на выступают в ролях покупателей.

Игровое действие. Игровое действие — одна из составляю­щих игровой деятельности, побуждаемая мотивом игры и соот­носимая с целью игры. Игровое действие чаще всего есть проба, ориентирующая ребенка в предмете игровой деятельности По теории Гальперина, игровое действие включает в себя ориен­тировочную основу, процедуру выполнения и контроль за процедурой. В конкретных действиях игры, связанных с выполнением ро­ли, ребенок отражает многие стороны жизни, которые он вне ее мог бы и не заметить. Принимая на себя ту или иную роль, иг­рающий должен действовать так, как этого она требует.

В играх, в основе которых лежат активные двигательные действия, у участников совершенствуются естественные движе­ния, воспитываются двигательные навыки, различные физичес­кие качества, необходимые в дальнейшей жизни. В игре-драма­тизации "Праздник Дионисия"35 (познавательная ролевая игра) игровое действие включает в себя: встречу зрителей; выбор кол­легии архонтов из числа присутствующих свободных граждан (жюри); представление из жизни богов и героев (короткие от­рывки из мифов); состязания ораторов-импровизаторов на тему "Зачем нужны грекам Олимпийские игры?"; выборы победителя конкурса; награждение победителя "лавровым" венком.

К частным элементам ролевой игры можно отнести: язык иг­ры (игровая терминология); игровые (ролевые) звания; игровые костюмы и реквизит; игровая атрибутика и символика (эмбле­мы, значки, амулеты); состязательная интрига (ее условия); элементы театрализации (световое и звуковое оформление, деко­рации); игровые приемы деления на команды, жеребьевка; иг­ровые виды награждения (дипломы, медали, кубки, призы, "лавровые" венки; вымышленные единицы победы — "фалды", "балды" и т.п.); ритуалы и церемониалы; игровые приемы под­ведения итогов и др.

В-четвертых, ролевая игра, ее элементы могут быть исполь­зованы как побудительное средство к неигровой деятельности (труду, спорту, занятиям искусством и т.п.). Речь идет об ис­пользовании ролевой игры или ее компонента для воспитания, поддержания чувств, положительных переживаний, связанных с ролевыми действиями. Игровыми моментами побуждающего ха­рактера могут быть ролевые афиши, радиообъявления, письма, пакет, приказ, выступление персонажа книги, фильма, мульт­фильма и т.п. В данном случае нет развития самого игрового действия, нет собственно игры, есть игровой импульс побуди­тельного характера.

Разыгрывая определенные ролевые действия и ситуации, ценные в воспитательном отношении, дети в игровом плане не только переживают события, их волнующие и наиболее им привлекательные, но добровольно, по собственному побуждению вступают в такие отношения с окружающими, совершают такие действия, которые отвечают их эмоциональным потребностям, необходимым для нравственного формирования. Ролевая игра активно влияет на нравственное здоровье ребят, стимулирует их к участию в неигровой деятельности. Существуют, к примеру,

игровые приемы коллективной организаторской деятельности: приемы привлечения детей к коллективному планированию ("разведка" интересных и полезных дел, мест, людей; игровая анкета, игровой конкурс и т.д.); приемы самопознания и позна­ния других (игровые тесты, вопросники, приемы социометрии, тренинги и др.); приемы выбора лидеров (открытый микрофон, защита идеи, проекта, реферата, плана); игровые приемы рас-пределения ролей и поручений (считалки, жеребьевки, разбивка на группы по времени года рождения, цвету глаз и волос, на-^ чальной букве имени и т.п.).

Использование ролевой игры в воспитательной практике личается большим разнообразием. Воспитательный потенциал] игр данного вида необычайно широк, особенно для детей-дош­кольников и учащихся младших классов. Объективное назначе-1 ние этих игр для младших детей — предметное, активное, кон­кретное освоение действительности. Для них ролевая игра —4 промежуточное звено, которое обеспечивает плавный переход от I собственно игры к неигровой деятельности. Развитие игровой практики детей младшего возраста к подростковому заключает-! ся в переходе от игр с явно воображаемой ситуацией к игре с] явными правилами и скрытой ситуацией. Природа ролевой игЛ ры отражает тенденции к конкретизации "скрытых правил"! (нормы практической акции и поведения взрослого человека! преимущественно в его трудовой и общественной деятельности)! под влиянием реального лица или группы лиц, чью норму пове-1 дения ребенок повторяет в игре. Уже потому ролевая игра важ-1 на не сама по себе, а по тому социальному разряду, который она! несет. Магия ее сохраняется и для подростков, и для юношест-| ва, и даже для взрослых людей в скрытом, трансформирован-] ном "подтексте".

Игровые коллизии жизни подчас проступают сквозь траге-1 дию времени спонтанно, выпукло, нарочито, как это было в ав-| густе 1991 г. Создается впечатление, что некий режиссер обстг вил кончину одряхлевшего режима игровыми атрибутами: теат ральными баррикадами, возводимыми почти там же, где и 1905г., не представляющими препятствия для танков; танков Ельцина; странным "арестом" Горбачева; обрядами крещения под открытым небом; цветами в стволах орудий; кирпичами хозяйственных сумках пожилых женщин; молодыми людьмр играющими в войну, и профессиональными военными с оружр ем в руках — все это на фоне мелодий тяжелого рока создавв игровую ирреальность событий, образ странной игровой тусоь ки. И вместе с тем это была концентрированная, хотя и смеще* ная под определенным патриотическим углом, реальность, де­монстрирующая новые грани жизни, процессы, ранее скрытые от глаз, где метафизика человеческой сущности обрела непред­сказуемую для власти энергетику игры-протеста, игры-предосте­режения.

 

 

Следует выделить несколько функциональных особенностей и назначений ролевой игры в системе иных детских игр:

1) Функции данной игры заключаются в том, что позволяют
детям занимать новые эмоционально-привлекательные позиции

и этим облегчать себе выполнение реальной деятельности, в которую они вводятся.

 

2) Общение детей в ролевой игре непосредственно, органич­но, естественно. Взаимодействие и подчинение их друг другу протекает в ролевой игре без принуждения. Система разнообразных ролевых игр обеспечивает разнообразие ролей-позиций в игровой деятельности, которые дети переносят в жизнь.

 

 

3) Постоянно изменяющаяся обстановка ролевой игры требует от ее участников проявления своих способностей и исполь­зования ранее сложившихся навыков не привычно, а в изменяющейся и неожиданно складывающейся обстановке. Это дает возможность совершенствовать личностные качества и навыки
и приближать их к возможным в жизни действиям.

 

4) Воспитание дисциплины через проявление упорства в
доведении своего задания или своей роли до конца согласно

правилам, иначе можно проиграть. При этом Чем сложнее игра по своей структуре, тем больше дисциплины она требует от участников. Уже потому она для детей — жизнь, в которой процесс их са­мовоспитания необычайно активен. Увлеченный игрой ребенок проявляет себя в ней часто несравненно полнее, чем в иной де­ятельности.

ПРИМЕР С НЕНОРМАТИВНОЙ ЛЕКСИКОЙ И ИГРОЙ В ВОЛШЕБНУЮ САЛФЕТКУ

5) Воспитательные результаты, достигаемые при помощи
приемов ролевой игры, закрепляются в неигровом поведении,
ЕСЛИ в ее процессе уделяется достаточное внимание формированию эмоционально-положительной оценки самого смысла воспитываемых форм поведения, а не только увлеченности их игровым выражением.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

РЕБЕНОК — ИГРА — КУЛЬТУРА § 1. Игра — многоликая данность человечества

РЕБЕНОК ИГРА КУЛЬТУРА Игра многоликая данность человечества... Игра уникальный феномен общечеловеческой культуры ее исток и вершина... Игра сердцевина досуга Игра как огромный пласт культу ры разнообразит и обогащает досуг людей воссоздавая...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Роли другого пола (мальчики играют роли девочек и наобо­рот).

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Теория абсолютизации культурного значения игры (Хёйзинга, Ортега-и-Гассет, Гессе, Лем
обзорно эти теории. Теория избытка нервных сил, компенсаторности. Эта тео­рия возникла в XIX в., когда преобладала точка зрения, что иг­ра есть явление, замещающее, компенсирующее а

Теория абсолютизации культурного значения игры (Хёйзинга, Ортега-и-Гассет, Гессе, Лем) и т.п.
обходимость гармонического сочетания духовного и физического начал в человеке, причем подчеркивал особую важность эстети­ческого развития ребенка средствами музыки, поэзии, танцев, игр, дающих прос

Как наблюдатель, ребенок, который довольствуется ролью "запасного", зрителя, пассивного лица,участвующего в игре косвенно.
В психологии, по мнению А.Н.Леонтьева, различают ролевое запрограммированное поведение личности и поведение личности как индивидуальности. С некоторой условностью можно ска­зать, что роли определяю

И.И.Фришман — руководитель программы "Игра — дело се­рьезное" выдвинула в этом виде игр понятие "хоббитские игры"50.
Английский филолог и философ Д.Р.Толкиен опубликовал в 1954 г. книгу "Властелин колец", которую счита­ют романом XX столетия. Эту книгу более 40 лет не замечали в нашей стране, как и и

Существуют известные азартные игры — карты, лото, кости, домино, бильярд. Они неравноценны.
Карты предполагают раз­витую логику мышления, математический расчет, память. В Ка­наде карты и кости введены в уроки математики, включены в учебники. Бильярд требует особой ловкости, развитой ку

Все мате­риализованные (вещные) объекты досуговой деятельности и ус­ловности, важные в системе взаимоотношений партнеров по до-суговому общению.
Анализ досуговой деятельности позволяет представить типологию атрибутивности: - атрибуты, стимулирующие к активной деятельности, твор­честву, самовыражению (игровые акс

Знак и символ. Знак — предмет, явление, служащие пред­ставителем другого предмета, явления, процесса5.
Проблема зна­ка трактуется философией, психологией, педагогикой, логикой, семиотикой и другими науками по-разному. Само обозначение понятия знака в научной литературе также разнопланово.

Символ — то, что служит условным обозначением какого-либо понятия, идеи, образа.
  Символы — это, скорее, наглядно-об­разное выражение абстрактных идей и понятий. Символы могут отражать то, что способно вызвать ассоциацию идей, которых, возможно, и не было

Сигналы свистом, пересвистом; музыкальными игрушками; слэнг, принятый в общении детских имолодежных групп и подгрупп, и др.
  3 ПОДХОД . Существуют субстратно-субстанциональные знаки призна­ния успехов ребенка в досуговой практике, они имеют свои сим­волические эквиваленты и используются с точки зрения тип

Наличие неизменной идеи, стабильность отдельных элементов, передающихся от одного поколения к другому.
    Сошлемся на еще недавний опыт Всероссийского лагеря "Ор­ленок", придумавшего за 30 лет целую систему особых тради­ций, создавших неповторимый колорит эт

Архаические обряды
преднамеренное подра­жание старым обрядам, старинным народным формам, мане­рам, обычаям.   . Язык, песня, танец, ритуал, обряд, миф, культ несут печать игры-досуга,

Ритуалы отмирают, ме­няются в связи со сменой или реформой тех или иных социаль­ных явлений жизни людей.
Уходят, к примеру, ритуалы школь­ных "перекличек" накануне учебного года, школьных дисципли­нарных линеек, на которых еженедельно разбирали нерадивых. Меняется церемония "первого зво

Основные принципы организации игры.
1. Отсутствие принуждения любой формы при включении детей в игру. Авторитаризм противоречит сущности игры. Иг­ровое взаимодействие по своей природе исключает какое бы то ни было прину

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги