Интенсивное развитие личности ребенка идет через смену ролей, которые помогают ему укрепиться в различных жизненных позициях. Содержание игрового процесса — реальные действия, реальные операции деятельности, реальные образы воп~ тщения ее, но в воображаемой ситуации. Дети в ролевых играх производят в своих действиях все, что черпают из окружающей действительности: из книг, из произведений искусства, выражая к этому "всему" свое личностное отношение, которое построено на реальных переживаниях и реальном удовольствии от совершаемых действий. В ролевых играх дошкольники и учащиеся младших классов воспроизводят в иллюзорных, ими же (изданных условиях преимущественно бытовые, общественные и трудовые действия взрослых. В подобных играх дети исполняют роли, пользуясь предметами, игрушками не по прямому их назначению, а по их условному смыслу, стремясь передать их общий смысл. В этом плане ролевые игры служат источником формирования их социального сознания.
Игры, в которых дети не примеряют на себя роли, а оперируют с предметами и игрушками, придавая им выдуманный смысл по сюжету игры, называют режиссерскими. Это — разновидность ролевой игры. Участники наделяют ролями предметы, игрушки, развивая сюжет одновременно со многими ролями. Таким образом, в режиссерской игре дети не принимают на себя конкретной роли, а действуют за многих персонажей игрового сюжета. Например, строят запруду на ручье, пускают кораблики, "бомбардируют" их и т.д.
Особенно любят играть малыши с сюжетными игрушками: машинами, военной техникой, солдатиками. Замечено, что эти игры привлекают и подростков. В них не менее, чем в ролевых, развивается воображение, ибо игра идет в мысленном или рече-иом плане, но, как правило, присутствуют и действия, и перестановки. В этой группе игр выделяются подражательные. Дети после прочтения книги, просмотра спектакля, кинофильма, телевизионной передачи повторяют их содержание в своих играх. Содержанием игры может стать какой-то случай, поступок, факт жизни. В "Замечаниях на педологическое введение" Н.К.Крупская писала о явлении "повторения в игре": "У ребен-I и громадная потребность в повторных впечатлениях... Пока у Него есть ощущение роста на известных упражнениях, до тех пор он их охотно повторяет..."3^ Режиссерские и подражательные игры наиболее повторяемые. Дети способны длительное время в одиночку или в партнерстве разыгрывать понравившийся Им сюжет. Это тонко подметил писатель Л.Кассиль в повести "Кондуит и Швамбрания", герои которой выдумали страну
Швамбранию и долго в нее играли. К ролевым играм относятся также игры-драматизации, в которых дети и подростки театрализуют жизненные впечатления, разыгрывают литературные произведения (сказки, басни, стихи и др.) либо по текстам, либо произвольно. Театрализованная игра — одновременно и розыг-1 рыш литературного сюжета, и фрагмент детской жизни. Игра-драматизация — форма детского искусства импровизационного характера. Эти игры особенно полезны тем, что развивают об-] разную, выразительную речь. К играм-драматизациям следует) отнести до сих пор популярные среди детей конкурсы веселых и| находчивых.
К классу ролевых игр принадлежат игры-грезы, игры "про се-] бя", игры, построенные на воображении. Игры-грезы могут быть реализованы в рисунке. Дети "рисуют" войну, окружающий мир, сочиняя роли изображенным героям, одушевляя рисунок внутренними монологами, диалогами. Существуют игры-грезы, действия которых протекают лишь в воображении, а сюжет на-] веян либо жизненными, либо заимствованными литературным! ситуациями.
Л.С.Выготский и А.Р.Лурия игры-драматизации, игры-грез! относили к художественным играм, в которых ребенок играет большей убедительностью, чем актер в пьесе32. Об этом же писал Ф.М.Достоевский: "... игра в войну у молодых людей в рекреационное время или там в разбойники — это ведь тоже зарож-1 дающееся искусство, зарождающаяся потребность искусства в] юной душе, и эти игры иногда даже сочиняются складнее, чем] представления на театре, только в том разница, что в театр ез-1 дят смотреть актеров, а тут молодежь — сама актеры. Но это только естественно"33. Персонифицированный, эмоциональный] характер детского восприятия находит для себя богатейший вы-1 ход в ролевых играх, затем в драматическом искусстве, которое! дает возможность ребенку проявить себя разносторонне — и Я качестве автора, и в качестве актера, и в качестве зрителя. Н данной группе игр относят импровизационную игру, в которой по предложению ведущего дети публично импровизируют на за-, данную тему, этюд, сюжет. Режиссерские игры, игры-грезы, подражательные, импровизационные игры относят часто к группе художественно-ролевых игр, в процессе которых ребенок проигрывает и, значит, осваивает различные "взрослые" культурные формы человечества и конкретный опыт конкретных людей, которым он подражает.
Ролевые игры, будучи основой и источником различных творческих актов, развивают продуктивное воображение детей, помогают накоплению их эстетического потенциала. В этом плане ролевая игра — своеобразная школа воспитания свобод-
не-о, незаинтересованно-бескорыстного отношения ребенка к миру, которое в свою очередь оказывается залогом социального и эстетического освоения данного мира.
В воспитательной практике школ и внешкольных учреждений ролевые игры выступают в нескольких значениях.
Во-первых, как автономный вид деятельности. "Педагогическая энциклопедия", изданная в 60-е гг., утверждает: "Дети старшего школьного возраста в ролевые игры, как правило, не играют, но иногда в пионерских лагерях примыкают к младшим товарищам в играх такого характера"3^. Безусловно, старшеклассники "в дочки-матери"» "в аптеку" или "в магазин" не играют. Но и подростки и юношество играют в ролевую игру длительного характера, под которой мы понимаем синтетическую досуговую деятельность ролевого типа: альпинизм, туризм, ■ганцы на льду, школьный театр, агитбригаду, школьный кооператив, школьный клуб и т.п. Основой досуга является деятельность, переживаемая как самоценная и самоцельная, насыщенная игровым мироощущением, игровым (ролевым) поведением, игровой символикой. Ролевая игра старших детей противостоит и равной степени рационально-продуктивной деятельности, обезличенной, осерьезненной, выхолощенной, безмотивной и бездеятельной, в том числе "активной" скуке, апатии, что бы сюда ни "закладывалось", — например, общественно полезный труд или
Самодеятельное искусство.
Высоко оценивая огромное воздействие, которое производит ••нободная игра на формирование у детей умения работать, выполнять общественную деятельность, Н.К.Крупская рассматри-
I нала ролевую игру как органический элемент целостного процесса психического развития школьника. Поэтому она прямо
I указывала на необходимость ее использования в воспитательной работе, осуждая недооценку роли организуемой игры: "Школа
(отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любимой деятельности методами взрослого человека... Тут нужны переходные формы. Поэтому нужно отводить широкое место таким организациям, как организация юных пионеров, способных удовлетворить не изжитую еще подростками потребность в игре"35.
Н.К.Крупская права, и она ведет речь не только о значении "вольной" игры" (термин Крупской) для учащихся младших классов, но и о значении ролевой игры в жизни подростков как наиболее значимой диалектической альтернативы труда, искусства, спорта, как наиболее характерного феномена досуга. В ятих случаях, где ролевая игра была органично сплетена с общественной деятельностью, романтическими моделями пионер
Во вторых выступает формой неигровой деятельности Связанной с трудовой деятельностью (моделирование будущих трудовых профессий)
кусств, клуб ледовых инженеров, школьное кафе, юморина, ярмарка талантов и т. п.
Игра — неотъемлемая форма детского спорта и физической культуры, которые по своей сути в социально-нормативном и психологическом, смысле родствены ей. В этом виде деятельности детей найдены интересные игровые формы: спортивный аукцион, "Веселые старты", спартакиада, звездный марш-поход, русские народные игрища, конкурс спортивных танцев на льду, малые олимпийские игры, "Спортландия", "Турград" и т.п. Пафос игры, проникнутый чувством бескорыстия, отмеченный своего рода эмоциональным избытком., логично контрастирует с серьезностью производственных отношений во взрослом труде, целевыми установками в профессиональном искусстве и спорте. Можно предположить, что тенденции, ведущие к формированию целостной личности, и общая интенсификация деятельности в будущем приведут к более осознанному и целенаправленному синтезу труда и игры, искусства и игры, спорта и игры, которые, оставаясь специфическими видами деятельности человека, будут усиливать и обогащать друг друга, делать их более комфортными и притягательными для людей.
В-третьих, ролевая игра, равно как и другие виды игр, может входить составной частью, элементом в содержание и организацию неигровой деятельности учащихся. Элемент игры — одна из основных частей ее структуры, сторона, признак содержания игры. Наиболее продуктивно в контекст неигровой деятельности входят следующие элементы ролевой игры:
Сюжет (сюжетность). К примеру, смотр самодеятельного искусства в школе может проходить как конкурс актерского мастерства, как отбор абитуриентов в театральное училище; отчет перед родителями о работе коллектива класса проводится как телевизионное шоу; факультатив по этике семейных отношений завершается вечером "молодой семьи" и т.п.
Роль (роли). К примеру, познавательный вечер, посвященный1 неопознанным космическим объектам, проводимый в форме пресс-конференции с инопланетянами, предполагает набор ролей: инопланетяне, журналисты — представители разных госу-, дарств, ученые различных специальностей, ведущий, переводчики и т.д. Деятельность неигрового характера может включать лишь одну-две роли. На аукционе знаний действуют ведущий аукцион и демонстратор поделок, остальные участники аукциона выступают в ролях покупателей.
Игровое действие. Игровое действие — одна из составляющих игровой деятельности, побуждаемая мотивом игры и соотносимая с целью игры. Игровое действие чаще всего есть проба, ориентирующая ребенка в предмете игровой деятельности По теории Гальперина, игровое действие включает в себя ориентировочную основу, процедуру выполнения и контроль за процедурой. В конкретных действиях игры, связанных с выполнением роли, ребенок отражает многие стороны жизни, которые он вне ее мог бы и не заметить. Принимая на себя ту или иную роль, играющий должен действовать так, как этого она требует.
В играх, в основе которых лежат активные двигательные действия, у участников совершенствуются естественные движения, воспитываются двигательные навыки, различные физические качества, необходимые в дальнейшей жизни. В игре-драматизации "Праздник Дионисия"35 (познавательная ролевая игра) игровое действие включает в себя: встречу зрителей; выбор коллегии архонтов из числа присутствующих свободных граждан (жюри); представление из жизни богов и героев (короткие отрывки из мифов); состязания ораторов-импровизаторов на тему "Зачем нужны грекам Олимпийские игры?"; выборы победителя конкурса; награждение победителя "лавровым" венком.
К частным элементам ролевой игры можно отнести: язык игры (игровая терминология); игровые (ролевые) звания; игровые костюмы и реквизит; игровая атрибутика и символика (эмблемы, значки, амулеты); состязательная интрига (ее условия); элементы театрализации (световое и звуковое оформление, декорации); игровые приемы деления на команды, жеребьевка; игровые виды награждения (дипломы, медали, кубки, призы, "лавровые" венки; вымышленные единицы победы — "фалды", "балды" и т.п.); ритуалы и церемониалы; игровые приемы подведения итогов и др.
В-четвертых, ролевая игра, ее элементы могут быть использованы как побудительное средство к неигровой деятельности (труду, спорту, занятиям искусством и т.п.). Речь идет об использовании ролевой игры или ее компонента для воспитания, поддержания чувств, положительных переживаний, связанных с ролевыми действиями. Игровыми моментами побуждающего характера могут быть ролевые афиши, радиообъявления, письма, пакет, приказ, выступление персонажа книги, фильма, мультфильма и т.п. В данном случае нет развития самого игрового действия, нет собственно игры, есть игровой импульс побудительного характера.
Разыгрывая определенные ролевые действия и ситуации, ценные в воспитательном отношении, дети в игровом плане не только переживают события, их волнующие и наиболее им привлекательные, но добровольно, по собственному побуждению вступают в такие отношения с окружающими, совершают такие действия, которые отвечают их эмоциональным потребностям, необходимым для нравственного формирования. Ролевая игра активно влияет на нравственное здоровье ребят, стимулирует их к участию в неигровой деятельности. Существуют, к примеру,
игровые приемы коллективной организаторской деятельности: приемы привлечения детей к коллективному планированию ("разведка" интересных и полезных дел, мест, людей; игровая анкета, игровой конкурс и т.д.); приемы самопознания и познания других (игровые тесты, вопросники, приемы социометрии, тренинги и др.); приемы выбора лидеров (открытый микрофон, защита идеи, проекта, реферата, плана); игровые приемы рас-пределения ролей и поручений (считалки, жеребьевки, разбивка на группы по времени года рождения, цвету глаз и волос, на-^ чальной букве имени и т.п.).
Использование ролевой игры в воспитательной практике личается большим разнообразием. Воспитательный потенциал] игр данного вида необычайно широк, особенно для детей-дошкольников и учащихся младших классов. Объективное назначе-1 ние этих игр для младших детей — предметное, активное, конкретное освоение действительности. Для них ролевая игра —4 промежуточное звено, которое обеспечивает плавный переход от I собственно игры к неигровой деятельности. Развитие игровой практики детей младшего возраста к подростковому заключает-! ся в переходе от игр с явно воображаемой ситуацией к игре с] явными правилами и скрытой ситуацией. Природа ролевой игЛ ры отражает тенденции к конкретизации "скрытых правил"! (нормы практической акции и поведения взрослого человека! преимущественно в его трудовой и общественной деятельности)! под влиянием реального лица или группы лиц, чью норму пове-1 дения ребенок повторяет в игре. Уже потому ролевая игра важ-1 на не сама по себе, а по тому социальному разряду, который она! несет. Магия ее сохраняется и для подростков, и для юношест-| ва, и даже для взрослых людей в скрытом, трансформирован-] ном "подтексте".
Игровые коллизии жизни подчас проступают сквозь траге-1 дию времени спонтанно, выпукло, нарочито, как это было в ав-| густе 1991 г. Создается впечатление, что некий режиссер обстг вил кончину одряхлевшего режима игровыми атрибутами: теат ральными баррикадами, возводимыми почти там же, где и 1905г., не представляющими препятствия для танков; танков Ельцина; странным "арестом" Горбачева; обрядами крещения под открытым небом; цветами в стволах орудий; кирпичами хозяйственных сумках пожилых женщин; молодыми людьмр играющими в войну, и профессиональными военными с оружр ем в руках — все это на фоне мелодий тяжелого рока создавв игровую ирреальность событий, образ странной игровой тусоь ки. И вместе с тем это была концентрированная, хотя и смеще* ная под определенным патриотическим углом, реальность, демонстрирующая новые грани жизни, процессы, ранее скрытые от глаз, где метафизика человеческой сущности обрела непредсказуемую для власти энергетику игры-протеста, игры-предостережения.
Следует выделить несколько функциональных особенностей и назначений ролевой игры в системе иных детских игр:
1) Функции данной игры заключаются в том, что позволяют
детям занимать новые эмоционально-привлекательные позиции
и этим облегчать себе выполнение реальной деятельности, в которую они вводятся.
2) Общение детей в ролевой игре непосредственно, органично, естественно. Взаимодействие и подчинение их друг другу протекает в ролевой игре без принуждения. Система разнообразных ролевых игр обеспечивает разнообразие ролей-позиций в игровой деятельности, которые дети переносят в жизнь.
3) Постоянно изменяющаяся обстановка ролевой игры требует от ее участников проявления своих способностей и использования ранее сложившихся навыков не привычно, а в изменяющейся и неожиданно складывающейся обстановке. Это дает возможность совершенствовать личностные качества и навыки
и приближать их к возможным в жизни действиям.
4) Воспитание дисциплины через проявление упорства в
доведении своего задания или своей роли до конца согласно
правилам, иначе можно проиграть. При этом Чем сложнее игра по своей структуре, тем больше дисциплины она требует от участников. Уже потому она для детей — жизнь, в которой процесс их самовоспитания необычайно активен. Увлеченный игрой ребенок проявляет себя в ней часто несравненно полнее, чем в иной деятельности.
ПРИМЕР С НЕНОРМАТИВНОЙ ЛЕКСИКОЙ И ИГРОЙ В ВОЛШЕБНУЮ САЛФЕТКУ
5) Воспитательные результаты, достигаемые при помощи
приемов ролевой игры, закрепляются в неигровом поведении,
ЕСЛИ в ее процессе уделяется достаточное внимание формированию эмоционально-положительной оценки самого смысла воспитываемых форм поведения, а не только увлеченности их игровым выражением.