И.И.Фришман — руководитель программы "Игра — дело се­рьезное" выдвинула в этом виде игр понятие "хоббитские игры"50.

Английский филолог и философ Д.Р.Толкиен опубликовал в 1954 г. книгу "Властелин колец", которую счита­ют романом XX столетия. Эту книгу более 40 лет не замечали в нашей стране, как и иные книги в бесконечном ряду духовных ценностей, украденных у нескольких поколений детей, отлучен­ных от мировой культуры. Помимо романа "Властелин колец" у Толкиена есть еще и другие — такие, как "Хоббит" и "Сильма-риллион", которые следует рассматривать в качестве прологов к главной книге. Роман создан на базе североевропейского фольк­лора с его эльфами, троллями, гномами. Толкиен объединил фольклорных героев в придуманный им единый сказочный на­род — хоббитов, проживающих в Средиземье. "Хоббит" — это и сказка, и мир — носитель смыслов человеческой мудрости и этики, борьбы Добра со Злом, Правды и Лжи, Благородства и Низости, Самоотверженности и Приспособленчества. Таких ан­тиномий в его романе много. Роман импонировал мифологичес­кому сознанию детей, как импонировали в России фантастичес­кому сознанию детства повести А.Грина. Роман Толкиена — удивительный феномен игры, принятый детьми за правду и по­тому способный увести их за рамки обыденности. Сам писатель утверждал, что волшебные сказки несут "восстановление, избав­ление, утешение" и радость, которую он сравнивал с христианс­кой радостью сотворчества. Игровой мир Толкиена мощно под­питал создателей рока, движение хиппи, для которых его книги стали своеобразной библией. Игры Толкиена — это опять же уход в вымышленный и вместе с тем очень знакомый мир ми­фов, сказок, аллегорий, приключений спонтанных, импульсив­ных, искренних, т.е. вторичный мир.

Хоббитские игры, получившие неожиданное развитие во Всероссийском летнем центре "Орленок", комплексные игры роман­тического, сказочного типа, синтез сюжетно-ролевых, сценар­ных игр и игр с готовыми правилами.

Это тип игр — коллек­тивных творческих дел, игр-эпопей, празднеств, состязаний, рассчитанных полностью на летнюю театрализованную смену с этапами адаптации, индивидуализации, интеграции, подготовки к расставанию.

 

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКСНЫХ ИГР

1. Наличие основной развивающей идеи. Это не просто сюжет. Это прежде всего единый, хотя и разноплановый, социальный сюжет, даже если он сказочен, мифологичен, ирреален.

К примеру, тайно оказывать помощь семьям военнослужащих —
"Тимур и его команда" А.Гайдара. Придумать детскую страну
со своими законами, традициями и жить в ней — "Швамбра-
ния", "Синегория" Л.Кассиля. Построить игровой романтичес­
кий детский городок Заслоновск, создать "Снежную республи­
ку" (С.Шмаков). Создать детское сообщество "Ма" и "Яки" в
летнее время с творческой программой реальной деятельности
(О.Газман, Н.Харитонова). Создать детское братство "Хоббит"
(И.Фришман) и др.

2. Наличие ведущей досуговой деятельности, наполненной
игровыми и неигровыми элементами.
Например, туристическая,
или поисковая, или художественная деятельность. В этом случае, скажем, турпоход и есть длительная игра, в которой лодки красочно оформлены, у экипажей есть костюмы, названия, иг­ровые ритуалы отъезда со стоянки, ночные дежурства, костры и т.п. Альпинизм, туризм, танцы на льду, театральная деятель­ность и т.п. — сложный, комплексный вид игры со своим дис­ком, коммуникативной техникой, границами реального и (вы­мышленного.

3. Обособление детей в игре во времени и пространстве от
реальной жизни в условиях реальной жизни.
Данное обособление родственно вере и правде театральной деятельности актера
и носит, скорее, характер "перенесения" в новую, притягатель­ную систему координат. Немецкий биолог И.Бейтендайк отме­чает две тенденции в игре: освобождение от среды и слияние с
нею. Тенденция к освобождению проявляется в создании особо­
го игрового мира ("хоббиты") с устанавливаемыми правилами
поведения в этом мире, в котором играющим детям все невозможное возможно. Тенденция к обособлению в игре, равно как
и тенденция к установлению связей с внешним миром, есть, по
нашему мнению, вечный принцип любой детской игры. Но игровое обособление способно носить характер социального бегства от действительности. Это и есть эскапизм (в переводе с
английского "бегство"). Бегство за рамки скучной или
тревожной обыденности, реальности. Но это же и бегство к себе.

4. Разнообразие игровых ролей, игровых положений, дающих выход самоактуализации, возможности самоконтроля, самовнушения, самоорганизации, самооценки. Комплексная досуговая игра предоставляет такое разнообразие ролей и условия
их свободного выбора.