Социальный характер

Человек в своих тревогах склонен к охоте на ведьм[94].

Все, что для этого нужно — это указать на "людей в черных шляпах" как на злодеев, и может начаться уничтожение людей в черных шляпах.

Эта черта позволяет антисоциальной личности очень легко сделать окружение неуправляемым или опасным.

Человеку в его человеческом состоянии не свойственно быть храбрым или спокойным. Но он не обязательно злонамерен.

Даже антисоциальная личность, согласно её искаженному взгляду, совершенно уверена, что действует во благо и обычно рассматривает себя как единственного хорошего человека в своем кругу, который делает всё для блага каждого, и единственным просчетом в его рассуждениях является тот факт, что, если все остальные будут уничтожены, не оста­нется никого, кого он мог бы защищать от воображаемых опасностей. Единственный способ отличить антисоциальную от социальной личности — рассмотреть ее поведение в ее окружении и по отношению к ее товарищам. У обоих личные мотивы одинаковы — стремление к самосохранению и выживанию. Они просто стремятся достичь этого разными путями.

Таким образом, поскольку человек от природы не является ни спокойным, ни храбрым, то любой в какой-то степени склонен остерегаться опасных лиц, и поэтому может начинаться охота на ведьм.

Поэтому опознавать социальную личность еще важнее, чем антисоциальную. Тогда можно избежать убийств невинных из-за одних лишь предрассудков или неприязни, или из-за какой-то их мимолетной оплошности.

Легче всего определить социальную личность, сравнивая её с её противоположностью, с антисоциальной личностью.

Подобное определение различий делается легко, и никогда не следует составлять такой тест, кото­рый бы определял только антисоциальные черты. Один и тот же тест должен охватывать и верхние, и нижние области оценки действий человека.

Тест, выявляющий только антисоциальные личности и не способный определить соци­альную личность, сам по себе был бы подавляющим тестом. Это было бы похоже на требование ответить "Да" или "Нет" на вопрос "Вы продолжаете бить свою жену?" Любой, проходящий такой тест, мог бы быть признан виновным. Это могло бы устроить времена инквизиции[95], но для нашего времени такой тест не подходит.

Поскольку общество действует, процветает и живет исключительно благодаря усилиям социальных личностей, необходимо знать их, потому что они, а не антисоциальные личности, являются достойными людьми. Именно эти люди должны иметь права и свободу. Нужно уделять внимание антисоциальным личностям только для того, чтобы защищать социальные личности в обществе и помогать им.

Все правила большинства, все стремления к прогрессу и даже сама человеческая раса будут терпеть неудачи до тех пор, пока не будут в состоянии опознавать и нейтрализовывать антисоциальные личности, а также помогать социальным личностям и продвигать их в обществе. Само слово "социум" — общество — говорит о социальном поведении, без которого общества нет вообще, а есть лишь варварство, где все люди, хорошие и плохие, в опасности.

Показывать, как распознавать вредоносных людей, тщетно, поскольку они тогда прила­гают эти характеристики к достойным людям, чтобы преследовать и уничтожать их.

Лебединая песня[96] каждой великой цивилизации пелась под аккомпанемент стрел, топо­ров и пуль, которыми антисоциальные личности приканчивали последних достойных людей.

Правительство опасно только тогда, когда антисоциальные личности могут использо­вать его в своих целях. Конечный результат этого — уничтожение всех социальных лич­ностей и последовавший распад цивилизаций Египта, Вавилона, Рима, России и Запада.

По характерным чертам антисоциальных личностей вы можете заметить, что интеллект не является ключом к разгадке. Они могут быть и умными, и глупыми, и посредственными. Поэтому те из них, кто очень умен, могут подняться до значительных высот и даже возглавлять государства.

Важность и способности или желание стать выше других также не указывают на антисоциальные черты. Однако, когда такие люди становятся известными или достигают высот, их довольно легко распознать по широкомасштабным последствиям их действий. Но они часто могут быть совершенно неприметными людьми или иметь очень низкий социальный статус, и не желать ничего лучшего.

Таким образом, антисоциальную личность определяют только приведенные здесь двенадцать характерных черт. И те же двенадцать черт, сформулированные наоборот, являются единственными критериями[97] для определения социальной личности, если вы хотите сделать это честно.

Определение и обозначение человека как антисоциальной личности не может быть вы­полнено честно и точно, если при этом в то же самое время также не будут рассмотрены положительные стороны его жизни.

Все люди под действием стресса могут реагировать с быстро проходящими вспышками антисоциального поведения. Это не делает их антисоциальными личностями.

У истинно антисоциальной личности преобладают характерные антисоциальные черты.

У социальной личности преобладают характерные социальные черты.

Поэтому нужно исследовать и хорошее, и плохое прежде, чем можно будет верно обозначить личность как антисоциальную или социальную.

Рассматривая такие вопросы, лучше всего привлекать очень обширные свидетельства и данные. Один-два отдельных случая ничего не определяют. Необходимо искать все двенадцать социальных и все двенадцать антисоциальных характерных черт, и принять решение на основе действительных доказательств, а не мнения.

Двенадцать основных характерных черт социальной личности описаны на следующих страницах.

1. Социальная личность точно передает информацию. "Джо Джонс сказал...", "Газета "Вечерняя Москва" сообщила..." и там, где это важно или возможно, ссылается на источник данных.

Такой человек может воспользоваться обобщениями типа "они" или "люди", но редко сопровождая заявления или мнения тревожного характера.

2. Социальная личность с готовностью передает хорошие новости и не рвется передавать пло­хие.

Такой человек может даже не побеспокоиться передать критическое замечание, когда это не имеет отношения к делу.

Он более заинтересован в том, чтобы другой человек чувствовал, что окружающие отно­сятся к нему приязненно и принимают его, а не думал, что его недолюбливают. Социальная личность скорее ошибется, ободряя других, чем критикуя их.

3. Социальная личность передает информацию без значительных изменений, а если что-то пропускает, то стремится опустить то, что может огорчить.

Такой человек не любит ранить чувства других. Он иногда может допускать ошибки, не переда­вая плохие новости или приказы, которые могут показаться критикующими или резкими.

4. Социальная личность очень хорошо поддается лечению, перевоспитанию и психотерапии, когда это делается в мягкой форме.

Хотя иногда антисоциальные люди и обещают исправиться, они этого не делают. Только социальная личность легко может измениться или усовершенствоваться.

Часто достаточно просто указать социальной личности на ее нежелательное поведение, чтобы она полностью переменилась к лучшему.

Уголовные кодексы и насильственные наказания излишни для управления поведением социальных личностей.

5. У друзей и близких социальной личности обычно хорошее здоровье, они обычно счастливы и имеют высокий моральный дух[98].

По-настоящему социальная личность часто просто своим присутствием вызывает улучшение здоровья окружающих и приносит им удачу.

По крайней мере такой человек не может стать причиной ухудшения состояния здоровья и морального духа своих близких.

Если социальная личность заболеет, то она выздоравливает или у нее все заживает обычным порядком, и она хорошо реагирует на лечение.

6. Социальная личность обычно выбирает правильно те вещи, которые требуют исправления.

Такой человек чинит спустившую шину, а не бьет по ветровому стеклу.

Поэтому, занимаясь механизмами, он может чинить их и делать так, чтобы они работали.

7. Начатые циклы действия социальная личность обычно завершает, если это возможно.

8. Социальная личность стыдится своих проступков и неохотно признается в них. Такой чело­век принимает на себя ответственность за свои ошибки.

9. Социальная личность поддерживает созидательные группы и склонна выступать против разрушительных групп или сопротивляться им.

10. Социальная личность выступает против разрушающих действий. Такой человек содействует созидательным или полезным действиям.

11. Социальная личность помогает другим и оказывает активное сопротивление действиям, которые вредят другим.

12. Для социальной личности собственность является чьей-то собственностью, и такой человек предотвращает или не одобряет ее кражу или использование без разрешения.