рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Древняя Греция

Древняя Греция - раздел Культура, Культура первобытного общества   Загадка "греческого Чуда" Культура Древней Греции С...

 

Загадка "греческого чуда" Культура Древней Греции существовала с XXVIII века до н. э. и до середины II века до н. э. Ее также называют "античной" - чтобы отличить от других древних культур, а саму Древнюю Грецию - Элладой, поскольку так называли свою страну сами греки. Наивысшего подъема и расцвета древнегреческая культура достигла в V - IV веках до н. э., став исключительным, неповторимым и во многом не превзойденным феноменом в истории мировой культуры.

Расцвет культуры Древней Эллады оказался столь удивительным, что до сих пор вызывает глубокое восхищение и дает основание говорить о настоящей загадке "греческого чуда". Суть этого чуда состоит прежде всего в том, что только греческому народу почти одновременно и практически во всех областях культуры удалось достичь невиданных высот. Никакой другой народ - ни до. ни после - не смог сделать ничего подобного.

Давая столь высокую оценку достижениям эллинов, следует уточнить, что многое они позаимствовали у египтян и вавилонян, чему способствовали греческие города Малой Азии - Милет, Эфес, Галикарнас. Служившие своеобразными окнами, открытыми на Восток. Однако все позаимствованное они использовали скорее как исходный материал, доводя его до классических форм и подлинного совершенства.

И если греки были не первыми, то они были лучшими, причем в такой степени, что по многим параметрам и сегодня остаются таковыми. Второе уточнение касается того, что в области экономики и материального производства успехи эллинов, возможно, не были столь впечатляющими. Однако и здесь они не только не уступали некоторым своим современникам, но и превосходили их. о чем свидетельствуют победы в Персидских войнах, где они действовали не столько числом, сколько умением и умом. Правда, в военном отношении Афины - колыбель демократии - уступали Спарте, где весь образ жизни был военным. Что касается других областей общественной жизни и особенно духовной культуры, то во всем этом греки не знали себе равных.

Эллада стала родиной всех современных форм государства и управления, и прежде всего - республики и демократии, наивысший расцвет которых пришелся на годы правления Перикла (443 - 429 гг. до н. э.). В Греции впервые отчетливо выделились два вида труда - физический и умственный, первый из которых считался недостойным человека и был уделом подневольного раба, тогда как второй являлся единственно достойным свободного человека.

Хотя города-государства существовали и в других древних цивилизациях, именно у греков такой тип организации общества, принявший форму полиса, с наибольшей силой проявил все свои преимущества. Греки удачно соединили государственную и частную форму собственности, коллективный и индивидуальный интерес. Точно так же они соединили аристократию с республикой, распространив ценности аристократической этики - принцип состязательности, стремление быть первым и лучшим, добиваясь этого в открытой и честной борьбе - на всех граждан полиса.

Состязательность составляла основу всего уклада жизни эллинов, она пронизывала все ее сферы, будь то Олимпийские игры, диспут, поле боя или театральная сцена, когда в праздничных представлениях участвовало несколько авторов, выносивших на суд зрителей свои пьесы, из которых затем выбиралась лучшая.

Полисная демократия, исключавшая деспотическую власть, позволила грекам в полной мере наслаждаться духом свободы, которая для них была высшей ценностью. Ради нее они были готовы на смерть. На рабство они смотрели с глубоким презрением. Об этом свидетельствует известный миф о Прометее, который не захотел быть на положении раба даже у самого Зевса, главного божества эллинов, и за свою свободу заплатил мученической смертью.

Образ жизни древних греков нельзя представить себе без понимания того места, которое занимала у них игра. Они любили игру. Поэтому их называют настоящими детьми. Однако игра для них не была простой забавой или способом убить время. Она пронизывала все виды деятельности, включая самые серьезные. Игровое начало помогало грекам уходить от прозы жизни и грубого прагматизма. Игра приводила к тому, что от всякого дела они получали удовольствие и наслаждение.

Образ жизни эллинов определялся также такими ценностями, как истина, красота и добро, которые находились в тесном единстве. У греков существовало особое понятие "калокагатия", что означало "прекрасное-доброе". "Истина" в их понимании приближалась к тому, что означает русское слово "правда-справедливость", то есть она выходила за границы "правды-истины", верного знания, и приобретала нравственное ценностное измерение.

Не менее важное значение имела для греков мера, которая неразрывно связывалась с соразмерностью, умеренностью, гармонией и порядком. От Гераклита дошла до нас известная максима: "Прекрасна надлежащая мера во всем". Надпись над входом в храм Аполлона в Дельфах призывала: "Ничего слишком". Поэтому греки, с одной стороны, считали собственность неотъемлемым атрибутом человека: вместе с утратой собственности эллин терял все гражданские и политические права, переставая быть свободным человеком. .В.то же время стремление к богатству осуждалось. Отмеченная особенность проявлялась и в архитектуре: греки не создавали, подобно египтянам, гигантские сооружения, их постройки были соразмерны возможностям человеческого восприятия, они не подавляли человека.

Идеалом греков был гармонически развитый, свободный человек, прекрасный душой и телом. Формирование такого человека обеспечивала продуманная система образования и воспитания, включавшая в себя два направления - "гимнастическое" и "мусическое". Целью первого было физическое совершенство. Его вершиной становилось участие в Олимпийских играх, победители которых окружались славой и почетом. На время проведения Олимпийских игр все войны прекращались. Мусическое, или гуманитарное, направление предполагало обучение всем видам искусств, освоение научных дисциплин и философии, включая риторику, то есть умение красиво говорить, вести диалог и спор. Все виды воспитания покоились на принципе состязания.

Все это сделало греческий полис исключительным, уникальным явлением в истории человечества. Эллины воспринимали полис как высшее благо, не представляя свою жизнь вне его рамок, являлись истинными его патриотами.

Правда, гордость за свой полис и патриотизм способствовали формированию греческого культурного этноцентризма, в силу которого эллины называли соседние с ними народы "варварами", смотрели на них свысока. Тем не менее, именно такой полис дал грекам все необходимое, чтобы проявить невиданную оригинальность во всех областях культуры, создать все то, что составляет "греческое чудо".

Практически во всех областях духовной культуры греки выдвинули "отцов-основателей", положивших начало их современным формам. Прежде всего, это касается философии. Греки первыми создали современную форму философии, отделив ее от религии и мифологии, начав объяснять мир из него самого, не обращаясь к помощи богов, исходя из первоэлементов, каковыми для них выступали вода, земля, воздух, огонь.

Первым греческим философом стал Фалес, для которого вода составляла основу всего сущего. Вершинами греческой философии стали Сократ, Платон и Аристотель. Переход от религиозно-мифологического взгляда на мир к философскому его пониманию означал фундаментальное изменение в развитии человеческого разума. Философия при этом становилась современной как по методу - научному и рациональному, так и по способу мышления, опиравшемуся на логику и доказательство. Греческое слово "философия" вошло почти во все языки.

То же самое можно сказать и о других науках и в первую очередь о математике. Пифагор, Евклид и Архимед являются основателями, как самой математики, так и основных математических дисциплин - геометрии, механики, оптики, гидростатики. В астрономии Аристарх Самосский первым высказал идею гелиоцентризма, согласно которой Земля движется вокруг неподвижного Солнца. Гиппократ стал основателем современной мииической медицины, Геродот по праву считается отцом истории как науки. "Поэтика" Аристотеля является первым фундаментальным трудом, который не может обойти ни один современный теоретик искусства.

Примерно такая же ситуация наблюдается в области искусства. Практически все виды и жанры современного искусства родились в Древней Элладе, а многие из них достигли классических форм и высочайшего уровня. Последнее в первую очередь относится к скульптуре, где грекам справедливо отдается пальма первенства. Ее представляет целая плеяда великих мастеров во главе с Фидием.

В равной мере это относится к литературе и ее жанрам - эпосу, поэзии. Особого выделения заслуживает греческая трагедия, достигшая высочайшего уровня. Многие греческие трагедии и сегодня идут на сцене. В Греции родилась ордерная архитектура, которая также достигла высокого уровня развития. Следует подчеркнуть, что искусство имело в жизни греков огромное значение. Они хотели не только творить, но и жить по законам красоты. Греки первыми почувствовали потребность наполнить все сферы человеческой жизнедеятельности высоким искусством. Они вполне осознанно стремились к эстетизации жизни, к постижению "искусства существования", к тому, чтобы сделать из своей жизни произведение искусства.

Исключительное своеобразие древние греки проявили в религии, Внешне их религиозно-мифологические представления и культы не слишком отличаются от других. Первоначально растущее множество греческих богов было достаточно хаотичным и конфликтным. Затем после длительной борьбы утверждаются олимпийские боги третьего поколения, между которыми устанавливается относительно устойчивая иерархия.

Верховным божеством становится Зевс - владыка неба, грома и молнии. Вторым после него идет Аполлон - покровитель всех искусств, бог целителей и светлого, спокойного начала в природе. Сестра Аполлона Артемида была богиней охоты и покровительницей молодежи. Не менее важное место занимал Дионис (Вакх) - бог производящих, буйных сил природы, виноградарства и виноделия. С его культом были связаны многие ритуалы и веселые празднества - Дионисии и Вакханалии. Богом Солнца был Гелиос (Гелий).

Особым почитанием у эллинов пользовалась богиня мудрости Афина, родившаяся из головы Зевса. Ее постоянной спутницей была богиня победы Ника. Символом мудрости Афины выступала сова. Не меньшее внимание привлекала богиня любви и красоты Афродата, родившаяся из морской пены. Деметра была богиней земледелия и плодородия. В компетенцию Гермеса входило, видимо, наибольшее число обязанностей: он был вестником олимпийских богов, богом торговли, прибыли и материального достатка, покровителем обманщиков и воров, пастухов и путников, ораторов и спортсменов. Он также провожал души умерших в подземный мир, во владения бога Аида (Гадес, Плутон).

Помимо названных, греки имели много других богов. Им нравилось придумывать все новых богов, и они делали это с увлечением. В Афинах они даже поставили алтарь с посвящением: "неизвестному Богу". Однако в придумывании богов эллины были не слишком оригинальны. Такое наблюдалось и у других народов. Настоящая их оригинальность заключалась в том, как они относились к своим богам.

В основе религиозных представлений греков не было идеи о всемогуществе богов. Они считали, что миром , правит не столько божественная воля, сколько естественные законы. В то же время над всем миром, всеми богами и людьми парит неодолимый Рок, предрешения которого не в силах изменить даже боги. Роковая судьба неподвластна никому, поэтому греческие боги скорее ближе к людям, чем к сверхъестественным силам.

В отличие от богов других народов они антропоморфны, хотя в далеком прошлом и у греков были зооморфные божества. Некоторые греческие философы заявляли, что люди сами измыслили себе богов по своему подобию, что если бы звери решили бы сделать то же самое, их боги были бы подобны им самим.

Главное и наиболее существенное отличие богов от людей заключалось в том, что они были бессмертны. Второе отличие состояло в том, что они были еще и прекрасными, хотя и не все: Гефест, к примеру, был хромым. Однако их божественная красота считалась вполне достижимой и для человека. Во всем остальном мир богов был похож на мир людей. Боги страдали и радовались, любили и ревновали, ссорились межу собой, вредили и мстили друг другу и т. д. Греки не отождествляли, но и не проводили непреодолимую грань между людьми и богами. Посредниками между ними выступали герои, которые рождались от брака бога с земной женщиной и которые за свои подвиги могли быть приобщены к миру богов.

Близость между человеком и богом оказывала существенное влияние на религиозное сознание и практику эллинов. Они верили своим богам, поклонялись им, строили им храмы и приносили жертвы. Но у них не было слепого преклонения, трепета и тем более фанатизма. Можно сказать, что задолго до христианства греки уже придерживались известной христианской заповеди: "Не сотвори себе кумира". Греки могли позволить себе критическое высказывание о богах. Более того, они нередко бросали им вызов. Ярким примером тому служит все тот же миф о Прометее, который бросил дерзкий вызов борам, похитив у них огонь и подарив его людям.

Если другие народы обожествляли своих царей и правителей, то у греков подобное исключалось. Лидер афинской демократии Перикл, при котором она достигла высшей точки, для убеждения своих сограждан в правоте своей точки зрения не имел в своем распоряжении ничего иного, кроме выдающегося ума, аргументов, ораторского искусства и красноречия.

Особое своеобразие имеет греческая мифология. Все происходящее в ней является таким же человеческим, как и сами боги, о которых рассказывается в греческих мифах. Наряду с богами значительное место в мифах занимают деяния и подвиги "богоравных героев", которые часто являются главными действующими лицами в повествуемых событиях. В греческой мифологии практически отсутствует мистика, не слишком большое значение имеют таинственные, сверхъестественные силы. Главным в ней выступает художественная образность и поэтичность, игровое начало. Греческая мифология гораздо ближе к искусству, чем к религии. Именно поэтому она составила фундамент великого греческого искусства. По этой же причине Гегель назвал греческую религию "религией красоты".

Греческая мифология, как и вся греческая культура, способствовала прославлению и возвеличиванию не столько богов, сколько человека. Именно в лице эллинов человек впервые начинает сознавать свои безграничные силы и возможности. Софокл по этому поводу замечает: "В мире много сил великих. Но сильнее человека нет в природе ничего". Еще более многозначительно звучат слова Архимеда: "Дайте мне точку опоры - и я переверну весь мир". Во всем этом уже вполне просматривается будущий европеец, преобразователь и покоритель природы.

 

Эволюция древнегреческой культуры.

Доклассические периоды.

В эволюции культуры Древней Греции обычно выделяют пять периодов:

Эгейская культура (2800 - 1100 гг. до н. э.).

Гомеровский период (Я - IX века до н. э.).

Период архаичной культуры (VIII - VI века до н. э.).

Классический период (V - IV века до н. э.).

Эпоха эллинизма (323 -146 гг. до н. э.).

 

Эгейскую культуру нередко называют крито-микенской, считая при этом остров Крит и Микены главными ее центрами. Ее также называют минойской культурой - по имени легендарного царя Миноса, при котором остров Крит, занимавший ведущие позиции в регионе, достиг своего наивысшего могущества.

В конце III тыс. до н. э. на юге Балканского полуострова, Пелопоннесе и острове Крит складывались раннеклассовые общества и возникали первые очаги государственности. Несколько быстрее этот процесс шел на острове Крит, где к началу II тыс. до н.э. появились первые четыре государства с центрами-дворцами в Кноссе, Фесте, Маллии и Като-Закро. Учитывая особую роль дворцов, возникшую цивилизацию иногда называют "дворцовой".

Экономическую основу критской цивилизации составляло сельское хозяйство, в котором прежде всего выращивались хлеб, виноград и оливки. Важную роль играло также скотоводство. Высокого уровня достигли ремесла, в особенности выплавка бронзы. Успешно также развивалось керамическое производство.

Наиболее известным памятником критской культуры стал КносскиЙ дворец, вошедший в историю под именем "Лабиринт" от которого сохранился только первый этаж. Дворец представлял собой грандиозное многоэтажное сооружение, включавшее 300 помещений на общей платформе, занимавшей более 1 га. Он был снабжен превосходной системой водоснабжения и канализации, имел терракотовые ванны. Дворец одновременно был религиозным, административным и торговым центром, в нем находились ремесленные мастерские. С ним связан миф о Тезее и Минотавре.

Высокого уровня на Крите достигла скульптура малых форм. В тайнике Кносского дворца найдены статуэтки богинь со змеями в руках, которые полны грации, изящества и женственности. Лучшим достижением критского искусства является живопись, о чем свидетельствуют сохранившиеся фрагменты росписей Кносского и других дворцов. В качестве примера можно указать на такие яркие, красочные и сочные рисунки, как "Собиратель цветов", "Кошка, подстерегающая фазана", "Игра с быком".

Наивысший расцвет критской цивилизации и культуры приходится на XVI - XV века до н. э., особенно на время правления царя Миноса. Однако в конце XV века до н. э. цветущая цивилизация и культура неожиданно погибают. Причиной катастрофы скорее всего стало извержение вулкана.

Возникшая на юге Балкан часть эгейской культуры и цивилизации была близка к критской. Она также покоилась на центрах-дворцах, которые сложились в Микенах, Тиринфе, Афинах, Пил осе, Фивах. Однако эти дворцы заметно отличались от критских: они представляли собой мощные цитадели-крепости, обнесенные высокими (более 7 метров) и толстыми (более 4, 5 м) стенами.

Вместе с тем эту часть эгейской культуры можно считать более греческой, поскольку именно сюда, на юг Балкан, в III тыс. до н. э. пришли собственно греческие племена - ахейцы и данайцы. В силу особой роли ахейцев эту культуру и цивилизацию часто называют ахейской. Каждый центр-дворец являлся самостоятельным государством; между ними существовали самые разные отношения, включая противоречия и конфликты. Иногда они объединялись в союз - как это было сделано для похода на Трою. Гегемония среди них чаще принадлежала Микенам.

Как и на Крите, основу экономики ахейской цивилизации составляли земледелие и скотоводство. Владельцем земель выступал дворец, и все хозяйство имело дворцовый характер. Оно включало всевозможные мастерские, в которых перерабатывались сельскохозяйственные продукты, выплавлялись металлы, ткались ткани и шилась одежда, изготовлялись орудия труда и военное снаряжение.

Наиболее ранние памятники ахейской культуры носили культовый, заупокойный характер. К ним относятся прежде всего так называемые "шахтовые гробницы", выдолбленные в скалах, где сохранилось множество прекрасных изделий из золота, серебра, слоновой кости, а также огромное количество оружия. Здесь также обнаружены золотые погребальные маски ахейских правителей. Позднее (XV - XIII века до н. э.) ахейцы строят более грандиозные заупокойные сооружения - "купольные гробницы", одна из которых - "гробница Агамемнона" - включала несколько помещений.

Великолепным памятником светской архитектуры был Микенский дворец, украшенный колоннами и фресками. Высокого уровня достигла также живопись, о чем свидетельствуют росписи сохранившихся стен Микенского и других дворцов. К числу наиболее ярких примеров росписей можно отнести фрески "Дама с ожерельем". "Борющиеся мальчики", а также изображения сцен охоты и сражений, стилизованных животных -обезьяны, антилопы.

Апогей культуры ахейской Греции приходится на XV -XII] века до н. э., однако уже к концу ХП1 века до н. э. она начинает приходить в упадок, а в течение XII века до н. э. все дворцы оказываются разрушенными. Наиболее вероятной причиной гибели стало вторжение северных народов, среди которых были греки-дорийцы, но точные причины катастрофы не установлены.

Период XI - IX веков до н. э. в истории Греции принято называть гомеровским, поскольку главными источниками сведений о нем служат знаменитые поэмы "Илиада" и "Одиссея". Его также называют "дорийским" - имея в виду особую роль дорийских племен в завоевании ахейской Греции.

Следует отметить, что сведения из гомеровских поэм нельзя считать вполне достоверными и точными, ибо в них фактически оказались смешанными повествования о трех разных эпохах: о финальной стадии ахейской эпохи, когда совершался поход на Трою (XIII век до н. э.); о дорийском периоде (XI -IX века до н. э.); об эпохе ранней архаики, когда жил и творил сам Гомер (VIII век до н. э.). К этому надо добавить характерный для эпических произведений художественный вымысел, гиперболизацию и преувеличения, временные и другие смещения и т. д.

Тем не менее, опираясь на содержание гомеровских поэм и данные археологических раскопок, можно считать, что с точки зрения цивилизации и материальной культуры дорийский период означал известный разрыв преемственности между эпохами и даже откат назад, поскольку некоторые элементы уже достигнутого уровня цивилизации были утрачены.

В частности, была утрачена государственность, а также городской, или дворцовый уклад жизни, письменность. Эти элементы греческой цивилизации фактически рождались заново. В то же время, возникшее и ставшее широким применение железа способствовало ускоренному развитию цивилизованного начала. Основным занятием дорийцев по-прежнему было земледелие и скотоводство. Успешно развивались садоводство и виноделие, а оливы оставались ведущей культурой. Сохраняла свое место торговля, где в качестве "всеобщего эквивалента" выступал крупный рогатый скот. Хотя основной формой организации жизни была сельская патриархальная община, в ее недрах уже зарождался будущий городской полис.

Что касается духовной культуры, то здесь преемственность была сохранена. Об этом убедительно говорят гомеровские поэмы, из которых видно, что мифология ахейцев, составляющая основу духовной жизни, оставалась той же. Судя по поэмам, шло дальнейшее распространение мифа как особой формы сознания и восприятия окружающего мира. Происходило также упорядочивание греческой мифологии, которая приобретала все более законченные, совершенные формы.

Архаический период (VIII - V] века до н. э,) стал временем быстрого и интенсивного развития Древней Греции, в ходе которого были созданы все необходимые условия и предпосылки для последующего удивительного взлета и расцвета. Практически во всех областях жизни происходят глубокие изменения. За три века античное общество совершает переход от деревни к городу, от родовых и патриархальных отношений к отношениям классического рабства.

Город-государство, греческий полис становится основной формой социально-политической организации общественной жизни. Общество как бы пробует все возможные формы государственного устройства и правления -монархию, тиранию, олигархию, аристократическую и демократическую республики.

Интенсивное развитие сельского хозяйства ведет к высвобождению людей, что способствует росту ремесел. Поскольку и это не решает "проблему занятости", усиливается начавшаяся еще в ахейский период колонизация ближних и дальних территорий, вследствие чего территориально Греция разрастается до внушительных размеров. Экономический прогресс способствует расширению рынка и торговли, опирающихся на складывающуюся систему денежного обращения. Начавшаяся чеканка монет ускоряет эти процессы.

Еще более впечатляющие успехи и достижения имеют место в духовной культуре. В ее развитии исключительную роль сыграло создание алфавитного письма, ставшего величайшим достижением культуры архаической Греции. Оно было разработано на основе финикийской письменности и отличалось удивительной простотой и доступностью, что позволило создать на редкость эффективную систему образования, благодаря которой в античной Греции не было неграмотных, что также явилось огромным достижением.

В период архаики формируются основные этические нормы и ценности античного общества, в которых утверждающееся чувство коллективизма сочетается с агонистическим (состязательным) началом, с утверждением прав индивида и личности, духом свободы. Особое место занимают патриотизм и гражданственность. Защита своего полиса воспринимается как высшая доблесть гражданина. В этот период также рождается идеал человека, в котором дух и тело находятся в гармонии.

Воплощению данного идеала способствовали возникшие в 776 г. до н. э. Олимпийские игры. Они проводились каждые четыре года в городе Олимпии и продолжались пять дней, в течение которых соблюдался "священный мир", прекращавший всякие военные действия. Победивший на играх пользовался большим почетом и имел значительные социальные привилегии (освобождение от налогов, пожизненная пенсия, постоянные места в театре и на праздниках). Трижды победивший в играх заказывал у прославленного скульптора свою статую и ставил ее в священной роще, окружавшей главную святыню города Олимпии и всей Греции - храм Зевса.

В архаическую эпоху возникают такие феномены античной культуры, как философия и наука. Их родоначальником стал Фалес, у которого они еше не отделены строго друг от друга и находятся в рамках единой натурфилософии. Одним из основателем античной философии и науки является также полулегендарный Пифагор, у которого Наука, принимающая форму математики, представляет собой уже вполне самостоятельное явление.,

Высокого уровня в эпоху архаики достигает художественная культура. В это время складывается архитектура, покоящаяся на двух видах ордера - дорическом и ионическом. Ведущим типом постройки выступает сакральный храм как обитель бога. Самым известным и почитаемым становится храм Аполлона в Дельфах. Возникает также монументальная скульптура - сначала деревянная, а затем каменная. Наибольшее распространение получают два типа: обнаженная мужская статуя, известная под именем "курос" (фигура юноши-атлета), и задрапированная женская, примером которой была кора (прямо стоящая девушка).

Настоящий расцвет в эту эпоху переживает поэзия. Величайшими памятниками античной литературы стали уже упомянутые выше эпические поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея". Немного позднее Гомера творил еще один знаме­нитый греческий поэт - Гесиод. Его поэмы "Теогония", то есть родословная богов, и "Каталог женщин" дополняли и завершали созданное Гомером, после чего античная мифология приобретала классический, совершенный вид. Среди других поэтов особого выделения заслуживает творчество Архилоха, основателя лирической поэзии, произведения которого наполнены личными страданиями и переживаниями, связанными с трудностями и невзгодами жизни. Такого же выделения заслуживает лирика Сапфо, великой античной поэтессы с о. Лесбос, пережившей чувства любящей, ревнуюшей и страдающей женщины. Творчество Анакреонта, воспевавшего красоту, любовь, радость, веселье и наслаждение жизнью, оказало большое влияние на европейскую и русскую поэзию, в частности, на А. С. Пушкина.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культура первобытного общества

Культура первобытного общества.. Эпоха позднего палеолита.. Эпоха мезолита Эпоха неолита..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Древняя Греция

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эпоха позднего палеолита
В период позднего палеолита в первобытном обществе складываются многие важные компоненты материальной культуры. Используемые человеком орудия становятся все более сложными и законченными по форме,

Эпоха мезолита
Вместе с мезолитом начинается современная геологическая эпоха - голоцен, наступившая после таяния ледников. Мезолит означает переход от палеолита к неолиту. На этой стадии первобытные люди широко п

Эпоха неолита
Для этой эпохи характерны глубокие и качественные изменения, происходящие в культуре в целом и во всех ее областях. Одно из них заключается в том, что культура перестает быть единой и однородной, о

Культура Древнего Египта
Культура Древнего Египта возникла одной из первых. Она существовала примерно с конца IV тыс. до н. э. до 332 г. до н. э. Формирование Египта как государства происходило в IV тыс. до н. э. Уже к нач

Новое царство
В этот период Древний Египет достигает наивысшего подъема и расцвета. Он занимает ведущее положение в Восточном Средиземноморье. Египтяне начинают применять железо, широко используют соху, вертикал

Культура Двуречья.
Культура Двуречья (Месопотамии) возникла примерно в то же время, что и египетская. Она сложилась в долинах рек Тигр и Евфрат и существовала с IV тыс. до н. э. до середины VI века до н. э. В отличие

Вавилония
Ее история распадается на два периода: Древний, охватывающий первую половину II тыс. до н. э., и Новый, приходящийся на середину I тыс. до н. э. Своего наивысшего подъема Древняя Вавилония

Ассирия
Третья могущественная держава Месопотамии - Ассирия - возникла в III тыс. до н, э., однако наивысшего расцвета достигла во второй половине II тыс. до н. э. Ассирия была бедна ресурсами, но добилась

Культура Древней Индии
Индийская культура является одной из самых оригинальных и уникальных. Ее самобытность заключается прежде всего в богатстве и многообразии религиозно-философских учений. Известный швейцарский писате

Древний Китай
Особого выделения заслуживает также культура Древнего Китая. В эпоху, Шан китайцы изобретают технику бронзового литья, создают систему иероглифического письма, о чем свидетельствуют древнейшие пись

Культура Древней Японии
Культура Древней Японии существовала примерно с III века до н. э. и до IX века н. э. Знакомство с ней сопряжено с большими трудностями, что обусловлено скудностью имеющихся источников и сведений о

Культура доколумбовой Америки
К тому времени, когда Колумб "открыл" Америку (1492), она была населена множеством индейских племен и этносов, большинство из которых находилось на первобытной стадии развития. Однако нек

Цивилизация майя
  Культура и цивилизация майя стали еще одним удивительным явлением доколумбовой Америки, существовавшим в I - XV веках н. э. на территории юго-восточной Мексики, Гондураса и Гватемал

Древние цивилизации Южной Америки
В Южной Америке, почти одновременно с Ольмекской цивилизацией Мезоамерики, в конце II тыс. до н. э., в горах северо-восточной области Перу возникла не менее загадочная культура Чавин, похожая на ол

Культура Древнего Рима
  Культура Древнего Рима существовала с VIII века до н. э. и до 476 г. н. э. В отличие от древнегреческой культуры, которая, как правило, удостаивается самых высоких слов и оценок, др

Византийская культура
  Византия существовала с 395 г. по 1453 г. История ее возникновения такова. В 330 г. на месте древнегреческого поселения Византия была основана новая столица Римской империи Констант

Средневековая культура Западной Европы
  Средние века в истории Западной Европы охватывают более тысячелетия - с V века по XVI век. В этом периоде обычно выделяют этапы раннего (V - IX века), зрелого, или классического (X

Культура Руси
Древняя Русь существовала с IX века. В социально-экономическом и политическом отношениях она представляла собой средневековое феодальное государство, ставшее логическим следствием формирова­ния сла

Становление и самобытность древнерусской культуры.
  Не менее сложным был процесс становления и развития древнерусской культуры. Она складывалась под влиянием культур Ви­зантии, Западной Европы и Востока и при тесном взаимодействии с

Эволюция древнерусской культуры. Языческий период
В своей эволюции культура Древ ней Руси прошла несколько этапов. Первый из них - языческий, или дохристианский, который приходится на время возникновения и становления Киевской Руси (IX - X века).

Культура Киевской Руси.
Второй этап эволюции древнерусской культуры продолжался примерно два с половиной столетия - с конца X века и до середины XIII века. Его можно называть домонгольским, поскольку он предшествует монго

Развитие культуры России
Четвертый - последний - этап в эволюции древнерусской культуры приходится на XVI - XVIII века и продолжается с 1480 г. до 1698 г. В этот период вместе с освобождением от монголо-татарства происходи

Культура Возрождения
Гуманизм эпохи Возрождения Культура Возрождения (Ренессанс) составила не слишком долгую эпоху. В Италии, где эта культура возникла впервые, она продолжалась три столетия - с XIV века по XV

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги