рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Византийская культура

Византийская культура - раздел Культура, Культура первобытного общества   Византия Существовала С 395 Г. По 1453 Г. История Ее Возникно...

 

Византия существовала с 395 г. по 1453 г. История ее возникновения такова. В 330 г. на месте древнегреческого поселения Византия была основана новая столица Римской империи Константинополь, названная по имени императора Константина. В 395 г. империя распалась на две части - Западную и Восточную, и последняя - Восточная Римская империя - впоследствии стала именоваться Византией, причем уже после того, как сама империя перестала существовать. Такое название ей дали европейские мыслители Нового времени с намерением отлучить Византию от связей с греко-римской культурой, включить ее целиком в "темное Средневековье" восточного типа. Однако сами византийцы не согласились бы с подобной точной зрения. Они называли себя "ромеями", то есть римлянами, а свою столицу Константинополь - "вторым Римом", имея на то полное основание. Византия стала достойной наследницей античной культуры. Она успешно продолжила дальнейшее развитие лучших дос­тижений римской цивилизации. Новая столица - Константинополь - ревниво и не без успеха соперничала с Римом, довольно быстро став одним из красивейших городов того времени. Она имела большие площади, украшенные триумфальными колоннами со статуями императоров, прекрасные храмы и церкви, грандиозные акведуки, великолепные термы, внушительные оборонные сооружения. Наряду со столицей в Византии сложились многие другие культурные центры - Александрия, Антиохия, Никея, Равенна, Фессалоники. Византийская культура стала первой в полном смысле христианской культурой. Именно в Византии завершилось ста­новление христианства, и оно впервые приобрело законченную, классическую форму в его ортодоксальной, или православной, версии. Огромную роль в этом сыграл Иоанн Дамаскип (ок. 675 г. до 753 г.) - выдающийся богослов, философ и поэт, автор фундаментального философско-теологического труда "Источник знания". Он завершил и систематизировал греческую патристику, так называемое учение "отцов Церкви", благодаря чему христианство поднялось на уровень настоящей теории. Вся последующая теология в той или иной мере опирается на идеи и концепцию Иоанна Даыаскина. Он также является создателем церковных песнопений. Огромный вклад в становление и утверждение православного христианства внес также Иоанн Златоуст (ок. 350 – 407 гг.) -выдающийся представитель искусства церковного красноречия, епископ Константинополя. Ето проповеди, панегирики и псалмы пользовались редким успехом. Он прославился как страстный обличитель всякой несправедливости, бореи за осуществление аскетического идеала. Иоанн Златоуст ставил деятельное милосердие выше всяких чудес. Продолжая и развивая теорию римского права, византийские ученые разработали собственную оригинальную концепцию, известную как византийское прим. Его основой стала известная Кодификация Юстиниана (482 - 565) - византийского императора, который первым дал систематическое изложение нового права. Византийское право нашло применение во многих европейских и азиатских странах той эпохи.

В то же время византийская культура испытывала существенное влияние со стороны соседних восточных стран, особенно Ирана. Это влияние сказалось практически во всех областях общественной и культурной жизни. В целом же культура Византии явилась настоящим перекрестком западной и восточной культур, своеобразным мостом между Востоком и Западом.

Эволюция византийской культуры знала несколько взлетов и падений. Первый расцвет приходится на V - VII века, когда в Византии завершился переход от рабовладения к феодальному строю. Возникший феодализм нес в себе как западные, так и восточные черты. В частности, от западноевропейского его отличала жесткая централизация государственной власти и налоговой системы, рост городов с их оживленной торговлей и ремеслом, отсутствие четкого сословно-классового деления общества. В VI веке, при Юстиниане, Византия достигла наибольших территориальных размеров и стала могущественной средиземноморской державой.

В VIII - IX веках Византия переживает смутные времена, отмеченные резким обострением социально-политических противоречий, источником которых была борьба за власть между столичной и провинциальной знатью. В этот период возникло движение иконоборчества, направленное против культа икон, объявленных пережитком идолопоклонства. К концу IX века иконопочитание было вновь восстановлено.

X - XII века стали временем очередного подъема и расцвета Византии. Она устанавливает тесные связи с Киевской Русью. Роль христианства и Церкви в этот период значительно возрастает. В художественной культуре окончательно складывается зрелый средневековый стиль, главной чертой которого выступает спиритуализм.

XIII век преподнес Византии самые тяжелые испытания, обусловленные прежде всего крестовыми походами. В 1204 г. крестоносцы взяли Константинополь. Столица была разграблена и разрушена, а сама Византия перестала существовать как самостоятельное государство. Только в 1261 г. императору Михаилу VIII удалось вновь восстановить и возродить Византийскую империю.

В XIV - XV веках она переживает последний свой взлет и расцвет, что особенно ярко проявилось в художественной культуре. Однако взятие турецкими войсками в 1453 г. Константинополя означало конец Византии. Наивысшими достижениями отмечена художественная культура Византии. Ее своеобразие состоит в том, что она сочетает в себе внешне несоединимые начала. С одной стороны, ей присущи избыточная роскошность и пышность, яркая зрелищность. С другой стороны, для нее характерны возвышенная торжественность, глубокая духовность и утонченный спиритуализм. Эти особенности в полной мере проявились в архитектуре византийских храмов и церквей.

Византийский храм существенно отличается от античного классического храма. Последний выступал как обитель Бога, тогда как все обряды и празднества происходили снаружи, вокруг храма или на прилегающей площади. Поэтому главным в храме был не интерьер, а экстерьер, внешний его вид. Напротив, христианская церковь строится как место, где собираются верующие. Поэтому в ней на первый план выходит организация внутреннего пространства, хотя и внешний вид не теряет своего значения. Именно в таком ключе построен Храм св. Софии в Константинополе (532 - 537), ставший самым знаменитым памятником византийской архитектуры. Его авторами являются зодчие Анфимий и Исидор. Внешне он не выглядит слишком грандиозным, хотя его отличают строгость, стройность и великолепие форм. Однако внутри он кажется поистине необъятным. Эффект безграничного пространства создает прежде всего находящийся на высоте 55 м огромный купол диаметром 31 м, а также прилегающие к нему подкупола, расширяющие и без того огромное пространство. Купол имеет 400 продольных окон, и когда солнечный свет заливает подкупольное пространство - он как бы парит в воздухе. Все это делает конструкцию удивительно легкой, изящной и свободной. Внутри собора находится более 100 отделанных малахитом и порфиром колонн. Своды украшены мозаиками с символическим изображением креста, а стены облицованы ценнейшими породами мрамора и украшены мозаичными росписями, содержащими различные религиозные сюжеты и портретные изображения императоров и членов их семей.

Храм Софии стал редчайшим творением человеческого гения, подлинным шедевром не только византийского, но и мирового искусства. Храм примечателен еще и тем, что в нем органически объединены два основных типа конструкции: базиликальная и крестово-купольная.

Базилика представляет собой прямоугольное в плане здание, разделенное внутри рядами колонн на три, пять или больше продольных нефов, средний из которых обычно шире и выше боковых. Восточная сторона базилики заканчивается полукруглым выступом - апсидой, где помешаегся алтарь, а на западной стороне находится вход.

Крестово-купольная постройка в плане чаше всего является квадратной. Внутри она имеет четыре массивных столба, которые делят пространство на девять обрамленных арками ячеек и поддерживают находящийся в центре купол.
Примыкающие к куполу полуцилиндрическир своды образуют равноконечный крест. До IX века преобладающим типом византийского храма была бази­лика, а затем - усложняющийся крестово-купольный,

Помимо Константинополя, большое число архитектурных памятников сосредоточено также в Равенне, городе на северо­итальянском побережье Адриатики. Здесь находится внушительный мавзолей Галлы Плаиидии - византийской царицы V века. В Равенне стоит оригинальная восьмигранная церковь Сан-Витале (V] век). Наконец, здесь также находится гробница великого Данте (XV век).

Византийские зодчие успешно строили и вне пределов своей империи. Одной из ярких удач в этом плане стал собор Сан Марко (св. Марка) в Венеции (XI век), представляющий собой пятинсфную базилику, в которую вписан равноконечный крест. Каждый из отрезков креста, перекрытый отдельным куполом, повюряег в общей системе конструкции единую тему креста в квадрате. В центре собора находится самый большой купол. Внутри храм облицован мраморными плитами и украшен полихромией мозаикой.

В последний период существования Византии (ХП1 -XV века) ее архитектура становится все более сложной. Грандиозные сооружения как бы распадаются на несколько небольших самостоятельных построек. При этом роль наружной декорации зданий возрастает. Характерным примером такого сооружения может служить монастырь Хора в Константинополе, перестроенный впоследствии в Церковь Кахриз Джами.

Культура Византии славилась не только шедеврами архитектуры. Не менее успешно развивались и другие виды и жанры искусства - мозаика, фреска, иконопись, книжная миниатюра, литература. Особого выделения заслуживает прежде всего мозаика, Следует подчеркнуть, что в этом жанре искусства Византия не имеет себе равных. Византийские мастера знали все секреты изготовления смальты с чудесными свойствами, а также умели в помощью искусных приемов превращать исходное разноцветье в удивительно живописное целое. Благодаря этому они создали непревзойденные шедевры мозаики.

Прекрасные мозаики украшают храм Софии и другие упомянутые выше архитектурные памятники, из которых особого упоминания заслуживают усыпальницы Равенны, где основным сюжетом мозаики выступает Христос - Добрый Пастырь.

Великолепные мозаики были в Церкви Успения в Никее, разрушенной войной в 1922 г. Редкие по красоте мозаики украшают Церковь Димитрия в Фессалониках.

К XI веку сложился законченный, классический стиль византийской мозаики. Он отличается строгой системой расположения сюжетов, иллюстрирующих и раскрывающих основные темы и догматы христианства. По этой системе в куполе храма помешается поясное изображение Христа Пантократора (Вседержителя), в алтаре-апсиде фигура Ьогоматери-Оранты, молящейся с воздетыми руками. По сторонам от нее даются фигуры архангелов, а в нижнем ряду - апостолов. Именно в таком стиле исполнены многие мозаичные циклы XI -XII веков как в самой Византии, так и за ее пределами.

Высокого уровня достигает в Византии иконопись, представляющая собой вид станковой культовой живописи. Период первого расцвета византийской иконописи приходится на X - XII века, когда в иконе господствующее положение занимает изображение человеческой фигуры, а другие элементы - ландшафт и архитектурный фон - передаются весьма условно. К числу выдающихся образцов иконописи данного периода относится икона Григория Чудотворца (XII век), которую отличает глубокая одухотворенность, тонкий рисунок и насыщенный цвет. Особо необходимо отметить икону Владимирской Богоматери (XII век), которая стала на Руси главной иконой Русской Православной Церкви и остается ею вплоть до наших дней. Изображенная на ней Богоматерь с Младенцем наделена проникновенным выражением и при всей своей святости и духовности наполнена глубокой человечностью и эмоциональностью.

Очередной и последний период расцвета иконописи приходится на XIV - XV века, от которого сохранилось большое количество прекрасных икон, Как и вся живопись, иконопись данного периода претерпевает заметные изменения. Усложняется цветовая гамма, чему способствует использование полутонов. Усиливаются естественность и человечность изображаемых фигур, они становятся более легкими и подвижными, нередко изображаются в движении.

Выдающимся образцом подобной живописи является икона "Двенадцать апостолов" (XIV век). Изображенные на ней апостолы предстают в разных позах и одеждах, они держатся свободно и раскованно, как бы беседуют между собой. Передние фигуры больше задних, их лица объемны благодаря использованию тонких бликов. В XV веке в иконописи усиливается графическое начало, иконы исполняются со штриховкой тонкими параллельными линиями. Ярким примером подобного стиля является икона "Сошествие Христа в ад" (XV век).

Подобно архитектуре и мозаике, иконопись нашла широкое распространение за пределами Византии. Многие византийские мастера успешно трудились в славянских странах - Сербии, Болгарии, Руси. Один из них - великий Феофан Грек - создавал свои произведения в XIV веке на Руси. От него дошли до нас росписи в Церкви Спаса Преображения в Новгороде, а также иконы в Благовещенском соборе Московского Кремля.

В 1453 г. под натиском турок Византия пала, однако ее культура продолжает существовать и в наши дни. Она занимает достойное место в мировой культуре. Свой главный вклад в мировую духовную культуру Византия внесла прежде всего через утверждение и развитие православного христианства. Не менее значительным был также ее вклад в художественную культуру, в развитие архитектуры, мозаики, иконописи, литературы. Следует особо отметить ее благотворное влияние на становление и развитие русской культуры.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культура первобытного общества

Культура первобытного общества... Эпоха позднего палеолита... Эпоха мезолита Эпоха неолита...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Византийская культура

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эпоха позднего палеолита
В период позднего палеолита в первобытном обществе складываются многие важные компоненты материальной культуры. Используемые человеком орудия становятся все более сложными и законченными по форме,

Эпоха мезолита
Вместе с мезолитом начинается современная геологическая эпоха - голоцен, наступившая после таяния ледников. Мезолит означает переход от палеолита к неолиту. На этой стадии первобытные люди широко п

Эпоха неолита
Для этой эпохи характерны глубокие и качественные изменения, происходящие в культуре в целом и во всех ее областях. Одно из них заключается в том, что культура перестает быть единой и однородной, о

Культура Древнего Египта
Культура Древнего Египта возникла одной из первых. Она существовала примерно с конца IV тыс. до н. э. до 332 г. до н. э. Формирование Египта как государства происходило в IV тыс. до н. э. Уже к нач

Новое царство
В этот период Древний Египет достигает наивысшего подъема и расцвета. Он занимает ведущее положение в Восточном Средиземноморье. Египтяне начинают применять железо, широко используют соху, вертикал

Культура Двуречья.
Культура Двуречья (Месопотамии) возникла примерно в то же время, что и египетская. Она сложилась в долинах рек Тигр и Евфрат и существовала с IV тыс. до н. э. до середины VI века до н. э. В отличие

Вавилония
Ее история распадается на два периода: Древний, охватывающий первую половину II тыс. до н. э., и Новый, приходящийся на середину I тыс. до н. э. Своего наивысшего подъема Древняя Вавилония

Ассирия
Третья могущественная держава Месопотамии - Ассирия - возникла в III тыс. до н, э., однако наивысшего расцвета достигла во второй половине II тыс. до н. э. Ассирия была бедна ресурсами, но добилась

Культура Древней Индии
Индийская культура является одной из самых оригинальных и уникальных. Ее самобытность заключается прежде всего в богатстве и многообразии религиозно-философских учений. Известный швейцарский писате

Древний Китай
Особого выделения заслуживает также культура Древнего Китая. В эпоху, Шан китайцы изобретают технику бронзового литья, создают систему иероглифического письма, о чем свидетельствуют древнейшие пись

Культура Древней Японии
Культура Древней Японии существовала примерно с III века до н. э. и до IX века н. э. Знакомство с ней сопряжено с большими трудностями, что обусловлено скудностью имеющихся источников и сведений о

Культура доколумбовой Америки
К тому времени, когда Колумб "открыл" Америку (1492), она была населена множеством индейских племен и этносов, большинство из которых находилось на первобытной стадии развития. Однако нек

Цивилизация майя
  Культура и цивилизация майя стали еще одним удивительным явлением доколумбовой Америки, существовавшим в I - XV веках н. э. на территории юго-восточной Мексики, Гондураса и Гватемал

Древние цивилизации Южной Америки
В Южной Америке, почти одновременно с Ольмекской цивилизацией Мезоамерики, в конце II тыс. до н. э., в горах северо-восточной области Перу возникла не менее загадочная культура Чавин, похожая на ол

Древняя Греция
  Загадка "греческого чуда" Культура Древней Греции существовала с XXVIII века до н. э. и до середины II века до н. э. Ее также называют "античной" - чтобы отличит

Культура Древнего Рима
  Культура Древнего Рима существовала с VIII века до н. э. и до 476 г. н. э. В отличие от древнегреческой культуры, которая, как правило, удостаивается самых высоких слов и оценок, др

Средневековая культура Западной Европы
  Средние века в истории Западной Европы охватывают более тысячелетия - с V века по XVI век. В этом периоде обычно выделяют этапы раннего (V - IX века), зрелого, или классического (X

Культура Руси
Древняя Русь существовала с IX века. В социально-экономическом и политическом отношениях она представляла собой средневековое феодальное государство, ставшее логическим следствием формирова­ния сла

Становление и самобытность древнерусской культуры.
  Не менее сложным был процесс становления и развития древнерусской культуры. Она складывалась под влиянием культур Ви­зантии, Западной Европы и Востока и при тесном взаимодействии с

Эволюция древнерусской культуры. Языческий период
В своей эволюции культура Древ ней Руси прошла несколько этапов. Первый из них - языческий, или дохристианский, который приходится на время возникновения и становления Киевской Руси (IX - X века).

Культура Киевской Руси.
Второй этап эволюции древнерусской культуры продолжался примерно два с половиной столетия - с конца X века и до середины XIII века. Его можно называть домонгольским, поскольку он предшествует монго

Развитие культуры России
Четвертый - последний - этап в эволюции древнерусской культуры приходится на XVI - XVIII века и продолжается с 1480 г. до 1698 г. В этот период вместе с освобождением от монголо-татарства происходи

Культура Возрождения
Гуманизм эпохи Возрождения Культура Возрождения (Ренессанс) составила не слишком долгую эпоху. В Италии, где эта культура возникла впервые, она продолжалась три столетия - с XIV века по XV

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги