Культура Киевской Руси.

Второй этап эволюции древнерусской культуры продолжался примерно два с половиной столетия - с конца X века и до середины XIII века. Его можно называть домонгольским, поскольку он предшествует монголо-татарскому нашествию и приходится на время существования Киевской Руси, когда та, в течение полутора веков, была единым и процветающим государством, а затем постепенно распалась на отдельные княжества.

Начало второго периода совпадает с принятием христианства. Как отмечается в летописи, в 988 г. над Киевом "воссиял свет" Христовой веры, радикально изменившей судьбу Руси. Следует подчеркнуть, что принятие византий­ского православия не было случайным или неожиданным актом. Напротив, оно стало ответом на требование исторической необходимости, и ему предшествовала большая и серьезная подготовительная работа.

Князь Владимир и его окружение подвергли критическому изучению и сопоставлению католицизм, ислам и хазарский иудаизм. Владимир также предпринял попытку создания своего варианта монотеизма (единобожия), возвысив культ Перуна над всеми другими. Однако эта попытка потерпела неудачу. Только после этого выбор был сделан в пользу византийского православия. Летопись сообщает, что на решение Владимира заметно повлияли красота и великолепие богослужения в Константинопольском храме св. Софии, а также возможность вести богослужение не на латыни, как того требует католицизм, а на родном славянском языке.

Приход христианства вызвал глубокие изменения во всей древнерусской культуре, которые сразу же проявились в архитектуре и градостроительстве.

В домонгольский период на Руси - наряду с традиционным деревянным зодчеством - невиданный размах получает каменное строительство. Ведущие позиции в этом деле занимает Киев, который бурно растет и не без успеха соперничает с Константинополем. Наряду с Киевом быстро растут другие города, самыми крупными среди которых были Новгород, Чернигов, Гапич, Смоленск, Полоцк, Владимир, Суздаль. Судя по летописям, если в IX - X веках в Древней Руси было около 25 городов, то в XI - XII века их насчитывалось уже более 200. Поэтому не случайно иностранцы называли Русь "страной городов" - "Гардарик". Среди монументальных городских построек преобладали культовые - храмы и церкви.

Первым выдающимся памятником древнерусского каменного зодчества стала Десятинная Церковь св. Богородицы (989 - 996 гг.), возведенная Владимиром в Киеве. Она представляла собой величественный трехнефный крестово-купольный храм.

Вершиной древнерусского зодчества стал Киевский храм св. Софии (XI век), сооруженный Ярославом Мудрым. Он является грандиозным пятинефным крестово-купольным храмом с 13 куполами, гармоничное расположение которых делает все сооружение удивительно стройным и прекрасным. "София Киевская" перекликается и явно соперничает с Константинопольской, ни в чем ей не уступая. Этот шедевр зодчества оказал влияние на другие архитектурные произведения, в частности на Софийские соборы в Новгороде и Полоцке. В этих сооружениях сказалось влияние не только Византии, но и европейского романского стиля. В то же время в них ярко проявилась неповторимая самобытность именно русского зодчества, главными чертами которого являются суровое величие, эпически-былинное спокойствие и торжественность.

Среди памятников светской архитектуры особого внимания заслуживают Золотые врата Киева (XI век), построенные в подражание константинопольским вратам. Они представляют собой опирающуюся на мощные пилоны громадную арку, увенчанную надвратной Церковью Благовещения.

В XII веке ведущие позиции в зодчестве переходят к Владимиро-Суздальскому княжеству - сопернику и преемнику Киева. Сначала развитие архитектуры идет здесь под влиянием Киева, но затем складывается вполне самостоятельное и неповторимое белокаменное зодчество.

Одним из замечательных его памятников является Успенский собор (XII век) во Владимире, представляющий собой пятинефное, шестистолпное сооружение с пятью главами. Вторым знаменитым памятником во Владимире является Дмитриевский собор (XII век) - четырехстолпный одноглавый храм. Он отличается редкой стройностью и пропорцией частей, его стены с внешней стороны покрыты великолепной резьбой. Исключительным шедевром владимиро-суздальской школы является небольшая Церковь Покрова на Нерли (XII век), возведенная при впадении реки Нерли в Клязьму. Этот одноглавый крестово-купольный храм покоряет редчайшим изяществом и поразительной гармонией форм. Он удивительным образом сливается с природным ландшафтом.

Принятие христианства способствовало возникновению и быстрому развитию на Руси литературы. Одним из первых литературных памятников стало "Слово о законе и благодати" (XI век) митрополита Иллариона, где прославляется Русская земля и проводится мысль о равенстве "всех христианских народов". В начале XII века монах Нестор написал первую летопись - "Повесть временных лет", раскрывающую вопрос - "откуда есть пошла Русская земля". Еще одним великим памятником древнерусской литературы стало "Слово о полку Игореве" (XII век), повествующее о причинах бед и неудач Руси.

Наряду с архитектурой и литературой не менее успешно развивается изобразительное искусство, монументальная и станковая живопись. Первую из них представляют мозаика и фреска. Наиболее яркие образцы мозаичных и фресковых творений имеются в "Софии Киевской". Ее полы покрыты мозаичной смальтой. Центральный купол и подкупольное пространство собора, центральная часть алтаря, восточные столбы, паруса и подпружные арки украшены драгоценной мозаикой, а все остальные части стен - фресковой росписью. В технике мозаики выполнен погрудный Христос-Вседержитель, находящийся в куполе в окружении четырех архангелов; апостолы - между окон; евангелисты - в парусниках; а также монументальное изображение Богоматери Оранты в алтарной апсиде. В технике фрески выполнены сцены из жизни Христа, Богоматери, архангела Михаила, а также групповые портреты семьи Ярослава Мудрого, светские сюжеты и т. д.

В XII веке мозаика на Руси сходит на нет, возможно, из-за слишком сложной и трудоемкой технологии. Зато фреска заметно расширяет свои владения. В ней все меньше ощущается византийское влияние, она все более становится русской по стилю и духу. Об этом свидетельствуют прекрасно сохранившиеся фрески в Новгородской церкви Спаса Нередицы (Спаса на Нередице) и особенно фресковые росписи Дмитровского собора во Владимире, которые сохранились лишь отчасти.

Станковую живопись представляет икона. В домонгольский период русские мастера осваивают трудные канонические формы византийской иконографии и ищут свой, неповторимый стиль, соответствующий духу русского гения. Но и на этом этапе им удается создавать настоящие шедевры. К их числу относится икона "Ангел Золотые власы" (XII век), в которой уже вполне видны особые черты русской иконописи. Русская икона преодолевает излишнюю суровость и холодность византийских икон, в ней гораздо больше человеческой жизни, теплоты и грусти. Наиболее почитаемыми в этот период иконами являются византийские, и прежде всего икона Владимирской Богоматери (XII век) которая стала на Руси одной из главных святынь и остается таковой до наших дней. Монголо-татарский период

Третий - монгольский период охватывает время монголо-татарского нашествия. Он продолжался около двух с половиной столетий - с 1243 г. до 1480 г. В этот период русская культура понесла значительные потери, сказавшиеся в первую очередь на ремеслах. Некоторые из них - производство украшений, изделий из драгоценных металлов, техника перегородчатой эмали - исчезли совсем. Другие же из-за упрощения технологии заметно снизили уровень качества. На целое столетие - с середины XIII века до середины XIV века - почти полностью прекратилось каменное строительство. Данное обстоятельство в свою очередь отрицательно сказалось на развитии живописи, в особенности на фресковой росписи.

В монгольский период главными центрами русского зодчества становятся Новгород и Псков, а также Москва и Тверь. Основным типом постройки по-прежнему остаются культовые - храм и церковь. Классический стиль новгородского храма, сложившийся во второй половине XIV века, сохраняет традиции русского деревянного зодчества, его отличают народность, праздничность и живописность. Именно такими предстают Церковь Федора Стратилата на Ручье и Церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде. В псковских творениях отмеченные черты еще более усиливаются. Московская архитектура складывается в XV веке и достигает своего расцвета к концу века, вместе с избавлением от монголо-татарской зависимости.

Наиболее успешно в монгольский период развивается иконопись. К XIV веку русская иконография завершает освоение византийской живописи и становится вполне зрелой и самостоятельной. В ней складывается множество оригинальных школ - новгородская, псковская, московская, тверская, ростовская, вологодская, каждая из которых создает выдающиеся произведения.

Огромный вклад в развитие русской иконописи внес Феофан Грек, переселившийся в 70-е годы XIV века на Русь из Византии. В Новгороде он создал прекрасные фресковые росписи в Церкви Спаса на Ильине. В Москве вместе с Андреем Рублевым и Прохором из Городца расписал иконостас старого Благовещенского собора в Кремле. Ему принадлежат иконы "Донская Богоматерь". "Святые апостолы Петр и Павел", в Успенском соборе Московского Кремля. Его произведения отличаются внутренним напряжением и драматизмом, яркой выразительностью. Наивысшего расцвета иконография достигает в творчестве Андрея Рублева (ок. 1360 -ок. 1430 гг.). Помимо упомянутого выше участия в росписи Благовещенского собора в московском Кремле, он вместе с Даниилом Черным участвовал в создании росписей и икон Успенского собора во Владимире. Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре, а также Спасского собора Андроникова монастыря в Москве.

Высшим достижением творчества Андрея Рублева стала знаменитая "Троица", написанная на сюжет из биб­лейского мифа о трех ангелах, воплощающих триединство Бога. Икона покоряет идеальной композицией, поразительной гармонией удивительного голубого цвета с розовым и зеленым. От нее исходит какое-то благостное умиротворение, необыкновенная чистота, загадочный свет.

Андрей Рублев оказал огромное воздействие на всю последующую иконопись. Его влияние проявилось в творчестве еще одного выдающегося живописца - Дионисия, который участвовал в росписи Успенского собора в Московском Кремле, написал иконы митрополитов Петра и Алексия, "Спас в Силах", создал прекрасные фрески в Ферапонтовой монастыре в Белозерском крае.

Благодаря творчеству Андрея Рублева, Феофана Грека, Даниила Черного, Дионисия и других художников русская иконопись достигла непревзойденных высот. В этом виде искусства за Русью признается такое же первенство, как за Египтом - в рельефе, Древней Греции - в скульптуре, Византии - в мозаике. Основная тема русской иконы - Богоматерь, имеющая множество вариантов: "Милостивая", "Утешительница", "Нечаянная Радость" и т. д. Всего насчитывается около 800 наименований различных типов икон Богоматери, почитаемой как покровительница русского народа и государства.

Наряду с иконописью в третьем периоде также развиваются литература и общественная мысль. Здесь главными выступают тема патриотизма, идея объединения Руси для борьбы с монголо-татарским засильем, прославление героизма в этой борьбе. Именно это составляет содержание поэтической повести "Задонщина", а также "Сказания о Мамаевом побоище", посвященных Куликовской победе. В развитие общественной мысли огромный вклад внес Сергий Радонежский (1321 -1391) - выдающийся церковный деятель и мыслитель.