рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Культура Возрождения

Культура Возрождения - раздел Культура, Культура первобытного общества Гуманизм Эпохи Возрождения Культура Возрождения (Ренессанс) Составил...

Гуманизм эпохи Возрождения

Культура Возрождения (Ренессанс) составила не слишком долгую эпоху. В Италии, где эта культура возникла впервые, она продолжалась три столетия - с XIV века по XVI век. А в остальных европейских странах и того меньше -XV - XVI века. Что же касается других стран и континентов, то там наличие эпохи Возрождения представляется по меньшей мере проблематичным. Тем не менее некоторые отечественные ученые, в частности, известный востоковед Н. И. Конрад, выдвигают идею всемирного Возрождения.

Эта идея имеет поддержку и в самих восточных странах. Так, китайские ученые разрабатывают концепцию, согласно которой в Китае была не одна, а четыре эпохи Возрождения. Имеются также сторонники индийского Возрождения. Однако выдвигаемые при этом аргументы и доказательства не являются достаточно обоснованными и убедительными. То же самое можно сказать о Возрождении в России: некоторые авторы настаивают на его существовании, но их доводы вызывают сомнения. Культура Ренессанса не успела сложиться даже в Византии. В еще большей степени это относится к России.

В социально-экономическом и политическом отношениях, а также хронологически, эпоха Возрождения в целом остается -в границах Средневековья, в рамках феодализма, хотя и с этой точки зрения она во многом является переходной. Что же касается культуры, то здесь Возрождение действительно составляет совершенно особую, переходную эпоху от Средневековья к Новому времени.

Само слово "ренессанс" означает отказ от средневековой культуры и возвращение, "возрождение" культуры и искусства греко-римской античности. И хотя термин "возрождение" получил широкое хождение позднее, в начале XIX века, сами реальные процессы имели место гораздо раньше.

Итальянский феномен возникновения новой культуры не был случайностью, а обусловливался особенностями итальянского феодализма. Гористая местность Северной и Средней Италии не позволяла создавать крупные земельные владения. Страна к тому же не имела постоянной королевской династии, не являлась единой и централизованной, но была раздроблена на отдельные города-государства.

Все это способствовало более раннему (в X - XI веках), чем в других странах, и более быстрому росту городов, а вместе с ними - росту и усилению роли пополаное, то есть торгово-ремесленных слоев, которые в борьбе с феодалами уже в XIII веке к своему экономическому господству добавили и политическую власть во Флоренции, Болонье, Сиене и других городах.

В результате создавались благоприятные условия для возникновения и развития элементов капитализма. Именно нарождавшийся капитализм, нуждавшийся в свободной рабочей силе, ускорял разрушение системы феодальных отношений.

К сказанному следует добавить то, что именно в Италии сохранилось многое от римской античности, и прежде всего язык древности - латынь, а также города, деньги и т. д. Сохранилась память о величии далекого прошлого. Все это и обеспечило Италии первенство в создании новой культуры.

Утверждению и развитию культуры Возрождения способствовали и многие другие события и явления. К их числу в первую очередь относятся великие географические открытии - открытие Америки (1492), открытие морского пути из Европы в Индию (XV век) и т. д. - после которых уже нельзя было смотреть на мир прежними глазами. Огромное значение имело изобретение книгопечатания (середина XV века), положившего начало новой, письменной культуре.

43 44

Формирование культуры Возрождения являлось прежде всего ответом на глубокий кризис средневековой культуры. Поэтому основными ее чертами являются антифеодальная и антиклерикальная направленность, явное преобладание светского и рационального начала над религиозным. Религия при этом не устраняется и не исчезает, она во многом сохраняет свои ведущие позиции. Но ее кризис означал кризис самого фундамента средневековой культуры. Кризис католицизма оказался настолько серьезным, что в нем возникло мощное движение Реформации, которое привело к его расколу и появлению в христианстве нового направления - протестантизма. Однако главным и наиболее существенным в культуре Возрождения является гуманизм.

Основателем гуманизма и всей ренессансной культуры стал итальянский поэт Франческо Петрарка (1304 -1374). Он первым заговорил о повороте культуры к античности, к Гомеру и Вергилию. Петрарка не отвергает христианство, но оно предстает у него переосмысленным, очеловеченным. Поэт весьма критически смотрит на схоластику, осуждает ее за подчиненность теологии, за пренебрежение к проблемам человека.

Петрарка всячески подчеркивает значение гуманитарных наук и словесных искусств - поэзии, риторики, литературы, этики, эстетики, которые помогают нравственному и духовному совершенствованию человека, от развития которых зависит успех новой культуры. Концепция Петрарки получила дальнейшее развитие у его последователей " Колюччо Салютати, Лоренцо Баллы, Пико делла Мирандоллы и др.

Ярким представителем гуманизма был французский философ Мишель Монтень (1533 -1592). В своем труде "Опыты" он дает ироническую и язвительную критику схоластики, демонстрирует блестящие образцы светского


свободомыслия, провозглашает человека высшей ценностью.

У английского писателя и политика Томаса Мора (1519 -1577) и итальянского философа и поэта Томазо Кампанеллы (1568 - 1639) идеи гуманизма составляют ядро их концепции утопического социализма. Первый излагает их в своей знаменитой "Утопии", а второй - в не менее знаменитом "Городе Солнца". Оба считают, что достойная человека жизнь должна строиться на принципах разума, свободы, равенства, братства и справедливости.

Эразм Роттердамский (1469 -1536) - богослов, филолог, писатель - стал главой христианского гуманизма. Он выступил с идеей возрождения идеалов и ценностей раннего христианства, "возврата к истокам" во всех областях жизни. В своей сатире "Похвала глупости" и других произведениях он изобличает пороки современного ему общества, высмеивает лицемерие, невежество, пошлость и тщеславие мира духовенства.

Эразм Роттердамский стремился восстановить "евангельскую чистоту" христианства, сделать его подлинно челове­ческим, оплодотворить его античной мудростью и соединить с новой гуманистической светской культурой. Наиболее значимыми для него ценностями выступают свобода и разум, умеренность и миролюбие, простота и здравый смысл, образованность и ясность мысли, терпимость и согласие. Войну он рассматривал как самое страшное проклятие человечества.

При всем своеобразии возникших течений и концепций гуманизма между ними имеется много общего. Все они покоятся на антропоцентризме, согласно которому именно человек является центром и высшей целью мироздания. Можно сказать, что гуманисты возродили концепцию Сократа, а также знаменитую формулу другого греческого философа - Протагора: "Человек есть мера всех вещей. Существующих - в том, что они существуют. Несуществующих - в том, что они не существуют".

Если для религиозного Средневековья человек - это "тварь дрожащая", то гуманисты Возрождения не знают предела в возвышении человека, сближая и уравнивая его с Богом. Николай Кузанский называет человека "вторым богом". Если первый Бог властвует па небе, то второй - на земле.

Вместо веры в Бога гуманизм провозглашает веру в человека и его развитие. Человек определяется как совершенное существо, наделенное безграничными способностями и неисчерпаемыми возможностями. У него есть все необходимое и достаточное, чтобы быть творцом своей судьбы, ни к кому не обращаясь за помощью, полностью полагаясь на самого себя.

Гуманисты также провозгласили веру в разум человека, в его способность познать и объяснить окружающий мир без обращения к Божьему промыслу. Они отвергли притязания теологии на монопольное обладание истиной, выступили с критикой прежней роли религиозных догм и авторитетов в деле познания.

В противоположность средневековой морали, которая обещала человеку лучшую жизнь в потустороннем мире, гуманизм объявил земную жизнь человека высшей ценностью, возвеличил земное предназначение человека, утвердил его право на счастье в реальном посюстороннем мире.

Гуманисты отвергли религиозную концепцию человека как "раба Божьего", лишенного свободы воли, нормами поведения которого являются безропотное смирение, покорность судьбе, безусловное подчинение Божественной воле и благодати. Они возродили античный идеал свободной, творческой, активной, всесторонне и гармонически развитой личности. Не грехопадение и искупление составляют смысл человеческого бытия, А деятельная, активная, трудовая жизнь, являющаяся безусловной ценностью. Любой труд - будь то земледелие, ремесло или торговля, любое приумножение богатства - получает у гуманистов самую высокую оценку.

Гуманисты возродили аристотелевское понимание человека как "политического животного" и пошли гораздо дальше в этом направлении. Они в полной мере осознали социальный характер человека и его бытия. Христианское равенство перед Богом они дополнили равенством перед законом. Гуманисты активно выступили против существующей жестокой социально-сословной иерархии, против сословных привилегий. Начиная с Петрарки, они стали все сильнее критиковать праздный "образ жизни знатных", противопоставляя ему трудовой образ жизни третьего сословия.

Гуманизм - особенно итальянский - выступил против религиозного аскетизма, требуюшего от человека самоограничения во всем, подавления чувственных желаний. Он возродил античный гедонизм с его прославлением УДОВОЛЬСТВИЯ и наслаждения. Жизнь должна доставлять человеку не муки и страдания, но радость бытия, удовлетворение,

44 45

удовольствие, веселее и наслаждение. Жизнь сама по себе является счастьем и блаженством. Чувп венная, физическая

любовь перестает быть греховной и низменной. Она включается в число самых высокий ценностей. Великий Данте в своей "Божественной комедии" воспевает и прославляет всякую любовь, включая греховную.

Гуманистическая культура создала не только новое понимание человека, но и новый взгляд на природу. В средние века на нее

смотрели религиозными глазами, она воспринималась весьма скептически, как источник скверны и соблазна, как то, что отделяет

человека от Бога. Гуманизм Возрождения возвращается к античным идеалам в толковании природы, определяющим ее как ОСНОВУ и источник всего существующего, как воплощение гармонии и совершенства.

Пеграрка видит в природе живое и разумное существо. Она для него - любящая мать и воспитательница, "естественная норма" для "естественного человека". В человеке все от природы, не только тело, но и разум, и добродетель, и даже


красноречие. В

искусстве природа рассматривается как источник красоты или же как сама красота. Л. Альберта - итальянский

архитектор и

теоретик искусства, представитель Раннего Возрождения - говорит о близости языка искусства и языка природы,

определяет

художника как великого подражателя природы, призывает его следовать природе "глазом и умом".

Реформация и рождение протестантизма.

Эпоха Возрождения вызвала глубокие изменения во всех областях культуры и прежде всего в религии. Как уже отмечалось выше,

кризис католицизма привел к возникновению в начале XVI века широкого движения Реформации, результатом которого явился

протестантизм - третье направление в христианстве. Однако признаки серьезного неблагополучия в католицизме отчетливо

проявились задолго до Реформации. Главной причиной тому являлось то, что католическое духовенство и папство не устояли перед искушением материальных благ.

Церковь буквально утопала в роскоши и богатстве, она потеряла всякую меру в своем стремлении к власти, обогащению и к

расширению земельных владений. Для обогащения использовались всякого рода поборы, которые оказывались особенно

разорительными и невыносимыми для северных стран. Совершенно непотребный вид приобрела торговля индульгенциями, то есть отпущением грехов за деньги.

Все это вызывало растущее недовольство и нарекания в адрес клира и папства. Примечательно, что Данте в своей "Божественной комедии" - еще на заре Возрождения - поместил двух пап, Николая III и Бонифация VIII, в ад, в огнедышащую яму,

считая, что ничего лучшего они не заслуживают. Осознанию кризисного состояния католицизма способствовала творческая

деятельность Эразма Роттердамского. Французский философ П. Бейль справедливо назвал его "Иоанном Крестителем"

Реформации. Он действительно идейно подготовил Реформацию, но не принял ее, поскольку та, по его мнению, для преодоления Средневековья использовала средневековые же способы.

Необходимость реформирования христианства и Церкви понимали и сами служители культа, но все их попытки в этом направлении не увенчались успехом. В результате они получили мощное движение Реформации и раскол католицизма.

Одним из первых предшественников Реформации стал английский священник Джон Уиклиф (1330 - 1384), выступивший

против права Церкви на владение землей, за ликвидацию папсгва и отказ от ряда таинств и обрядов. Со сходными идеями

выступил также чешский мыслитель Ян Гус (137! -1415), который требовал отменить торговлю индульгенциями, вернуться к идеалам раннего христианства, уравнять в правах мирян и духовенство. Гус был осужден Церковью и сожжен.

В Италии пионером реформаторских устремлений стал Дж. Савонарола (1452 -1498), подвергавший папство суровой критике,

изобличавший Церковь в ее стремлении к богатству и роскоши. Он также был отлучен от Церкви и сожжен. В Италии движение

Реформации не получило широкого распространения, поскольку здесь притеснения и злоупотребления папства ощущались менее остро.

Главными фигурами Реформации являются немецкий священник Мартин Лютер (1483 -1546) и французский священник Жан

Кальвин (1509 - 1564), возглавившие бюргерско-буржуазное направление, а также Томас Мюнцер (1490 -1525), возглавивший

народное крыло Реформации, которое в Германии переросло в крестьянскую войну (1524- 1526). В Нидерландах и Англии

движение Реформации привело к буржуазным революциям. Точной датой начала Реформации считается 31 октября 1517 г.,

когда Лютер прибил на дверях своей церкви в Виттенберге листок, содержащий 95 тезисов, направленных против торговли индульгенциями.

Реформация затронула не только торговлю индульгенциями, но и более фундаментальные веши в католицизме. Она выступила с лозунгом о вотрите к самим истокам христианства. С этой целью она провела сверку католического Священного предания со Священным писанием. Библией, сделав вывод, что Священное предание является грубым искажением изначального христианства. Церковь не только не имеет права продавать индульгенции, но и вообще отпускать грехи человека.

Библия не требует от согрешившего каких-либо искупительных пожертвований. Для его спасения нужны не


пожертвования в пользу Церкви или монастырей, не "добрые дела", но искреннее раскаяние в содеянном и глубокая вера. Прошение личного греха, личной вины достигается через непосредственное, личное обращение к Богу. Никаких посредников при этом не требуется.

Рассматривая другие функции Церкви, сторонники Реформации приходят к мысли, что все они, как и само существование Церкви, противоречат Священному писанию. Существование Церкви, как религиозного института, покоится на положении католицизма о делении верующих на священников и мирян. Однако необходимости такого института и деления нет в Библии. Напротив, там провозглашается принцип "всеобщего священства", всеобщего равенства людей перед Богам.

Именно этот принцип равенства восстанавливает Реформация. Служители Церкви не должны иметь какие-либо привилегии в отношениях с Богом. Претендуя на посредническую миссию между простым верующим и Богом, они посягают на право каждого непосредственно общаться с Богом, ибо. как утверждает Лютер, "каждый сам себе священник". На должность пастора может быть избран любой член община.

В равной мере каждый верующий должен иметь возможность читать и толковать Священное писание. Лютер отвергал исключительное право папы на единственно верное толкование Библии. Он по этому поводу заявляет: "Всем и каждому христианину подобает знать и обсуждать учение, подобает, и пусть будет проклят тот, кто на йоту

45 46

суживает это право". Для этого он перевел Библию с латинского на немецкий язык, и по его примеру она была переведена на языки других европейских стран.

Отрицание католической Церкви обосновывалось также новым пониманием Бога. В католицизме Он воспринимается как нечто внешнее но отношению к человеку, некий небожитель, внешняя опора человека. Пространственный разрыв между Богом и человеком в известной мере допускал наличие между ними посредника, каковым и стала Церковь.

В протестантизме понимание Бога существенно меняется:

из внешней опоры Он превращается во внутреннюю, находящуюся в самом человеке. Теперь вся внешняя религиозность становится внутренней, а вместе с этим все элементы внешней религиозности, включая Церковь, теряют свое прежнее значение. Так как божественное начало переносится внутрь человека, то от него самого зависит, как и насколько он сможет воспользоваться имеющимся в нем божественным даром.

Вера в Бога по сути выступает как вера человека в самого себя, ибо присутствие Бога переносится в него самого. Такая вера действительно становится внутренним делом человека, делом его совести, работой его души. Эта "внутренняя вера" является единственным условием и путем спасения человека.

Пересмотр места и роли Церкви в религиозной жизни повлек за собой отказ от многих обрядов, таинств и святынь. Были, сохранены только те, которые строго соответствуют Писанию. В частности, из семи таинств осталось только два: крещение и причастие.

Реформация многими своими сторонами перекликается с гуманизмом Возрождения. Она также идет по пути возвышения человека, делая это, в определенном смысле, более трезво и осторожно. Гуманизм слишком щедро сближает человека с Богом, объявляет его "вторым богом", человеко-богом и т. д. Реформация поступает более осмотрительно. Она сохраняет христианский тезис об изначальной греховности человека. В то же время она наделяет его Божественным началом. Божественным даром и благодатью, которые открывают перед ним реальный путь к спасению.

Отсюда она всячески» подчеркивает значение усилий самого человека, его личной веры, личного выбора, личной ответственности. Само спасение она объявляет личным делом человека. Как и гуманизм. Реформация способствовала усилению роли светского начала, мирской жизни. Лютер, в частности, отвергал монашество как высший образ служения Богу.

В то же время между Реформацией и гуманизмом имеются существенные различия. Главное из них касается отношения к разуму. Возвеличивая человека, гуманизм опирался прежде всего на бесконечные возможности человеческого разума. Его вера в человека покоилась на вере в его разум. Реформация смотрела на разум весьма критически. Лютер называл его "блудницей дьявола". Веру в Бога он объявлял недоступной и непостижимой для разума.

По-разному решались такие вопросы о соотношении человеческого и божественного, что проявилось в идейном споре между Лютером и Эразмом Роттердамским. Первый упрекал второго за то, что "человеческое значит для него больше, чем божественное". Лютер придерживался противоположной позиции.

Возникший из Реформации протестантизм включает в себя несколько течений: лютеранство, кальвинизм, англиканство, пресвитерианство, баптизм др. Однако все они представляют собой религию, которая является удивительно простой, дешевой и удобной. Именно такая религия нужна была нарождавшейся буржуазии. Она не требует больших денег на строительство дорогих храмов и обслуживание пышного культа, что имеет место в католицизме. Она не отнимает много времени для молитв, паломничества к святым местам и других обрядов и ритуалов.

Она не стесняет жизнь и поведение человека соблюдением постов, выбором пищи и т.д. Она не требует каких-либо внешних проявлений своей веры. Чтобы быть в ней праведником, достаточно иметь веру в своей душе. Такая религия вполне устраивает современного делового человека. Не случайно Ж. Кальвин отмечал, что успех в профессиональной деятельности является признаком богоизбранности.

Утверждение новой религии шло с большими трудностями. Католицизм во главе с папством не мог смириться с тем, что терял контроль над значительной частью Германии, Франции, Швейцарии и всей Англией. Противостояние между старой и новой религиями привело во второй половине XVI века к открытой религиозной войне с


протестантизмом, получившей название Контрреформации, в которой особую роль сыграл Орден иезуитов, созданный Игнатием Лойолой (1491 -1556).

Именно этот орден прославился таким печально знаменитым событием, как Варфоломеевская ночь, когда в одном только Париже в ночь на 24 августа 1572 г. было убито более 2 тысяч протестантов-гугенотов, а по всей стране в течение последующих двух недель - около 30 тысяч протестантов. Гонениям подвергались не только протестанты, но и гуманисты, произведения которых объявлялась запрещенными. Для этого был создан "Индекс запрещенных книг", куда были включены "Божественная комедия" Данте, "Декамерон" Боккаччо, "Об обращениях небесных сфер" Коперника и многие другие.

Благодаря Контрреформации, закончившейся в XVII веке, католической Церкви удалось сохранить влияние в Италии, Испании, Франции, южных областях Германии и ряде восточноевропейских государств. Однако европейская культура была расколота на католическую и протестантскую.

Расцвет художественной культуры и искусства

Эпоха Возрождения вызвала глубокие изменения во всех областях культуры - в философии, науке и искусстве. Одно из них состоит в том, что философия становится все более независимой от религии, перестает быть "служанкой богословия", хотя до полной независимости ей еще далеко. Как и в других областях культуры, в философии возрождаются учения античных мыслителей - в первую очередь Платона и Аристотеля. Марсилио Фичино основал

46 47

Платоновскую академию во Флоренции, перевел труды великого грека на латинский язык. Идеи Аристотеля вернулись в Европу еще раньше, до эпохи Возрождения. Во время Ренессанса, по словам Лютера, именно он, а не Христос, "правит в европейских университетах".

Вместе с античными учениями широко распространение получает натурфилософия, или философия природы. Ее проповедуют такие философы, как Б. Телезио, Т. Кампанелла, Д. Бруно. В их трудах развиваются мысли о том, что философия должны изучать не сверхприродного Бога, а саму природу, что природа подчиняется своим, внутренним законам, что основу познания составляют опыт и наблюдение, а не божественное откровение, что человек является частью природы.

Распространению натурфилософских взглядов способствовали научные открытия. Главным из них стала гелиоцентрическая теория Н. Коперника, которая произвела настоящий переворот в представлениях о мире.

Следует, однако, заметить, что научно-философские взгляды того времени все еше испытывают заметное влияние со стороны религии и теологии. Такого рода воззрения часто принимают форму пантеизма, в котором существование Бога не отрицается, но Он растворяется в природе, отождествляется с ней. К этому надо добавить также влияние так называемых оккультных наук - астрологии, алхимии, мистики, магии и т. д. Все это имеет место даже у такого философа, как Д. Бруно.

Самые значительные изменения эпоха Возрождения вызвала в художественной культуре, в искусстве. Именно в этой области разрыв со Средневековьем оказался наиболее глубоким и радикальным.

В средние века искусство во многом имело прикладной характер, оно было вплетено в саму жизнь и должно было украшать ее. В эпоху Возрождения искусство впервые приобретает самоценность, оно становится самостоятельной областью прекрасного. Вместе с этим у воспринимающего зрителя впервые формируется чисто художественное, эстетическое чувство, впервые пробуждается любовь к искусству ради него самого, а не ради назначения, которому оно служит.

Никогда еше искусство не пользовалось таким высоким почетом и уважением. Даже в античной Греции труд художника по своей общественной значимости заметно уступал деятельности политика и гражданина. Еще более скромное место занимал художник в Древнем Риме.

Теперь место и роль художника в обществе неизмеримо возрастают. Он впервые рассматривается как самостоятельный и уважаемый профессионал, ученый и мыслитель, неповторимая индивидуальность. В эпоху Возрождения искусство воспринимается как одно из самых мощных средств познания и в этом качестве уравнивается с наукой. Леонардо да Винчи рассматривает науку и искусство как два совершенно равноправных способа изучения природы. Он пишет: "Живопись - наука и законная дочь природы".

Еще более высоко ценится искусство как творчество. По своим творческим возможностям художник Возрождения приравнивается к Богу-творцу. Отсюда понятно, почему Рафаэль получил к своему имени прибавление "Божественный". По тем же мотивам "Комедия" Данте была также названа "Божественной".

В сотом искусстве происходят глубокие изменения. Оно совершает решительный поворот от средневекового символа и знака к реалистическому образу и достоверному изображению. Новыми становятся средства художественной выразительности. Их основу теперь составляют линейная и воздушная перспектива, трехмерность объема, учение о пропорциях. Искусство во всем стремится быть верным действительности, добиваться объективности, достоверности и жизненности.

Эпоха Возрождения была прежде всего итальянской. Поэтому не удивительно, что именно в Италии искусство в этот период достигло наивысшего подъема и расцвета. Именно здесь насчитываются десятки имен титанов, гениев, великих и просто талантливых художников. В других странах также имеются великие имена, однако Италия вне конкуренции.

В итальянском Возрождении обычно выделяют несколько этапов:

Проторенессанс: вторая половина XIII века - XIV век.

Раннее Возрождение: почти весь XV век.

Высокое Возрождение: конец XV века - первая треть XVI века.

Позднее Возрождение: последние две трети XVI века.


Главными фигурами Проторенессанса являются поэт Данте Алигьери (1265 -1321) и живописец Джотто (1266/67-1337 гг.).

Судьба преподнесла Данте много испытаний. За участие в политической борьбе его преследовали, он скитался, умер на чужбине, в Равенне. Его вклад в культуру выходит за рамки поэзии. Он писал не только любовную лирику, но и философские и политические трактаты. Данте является создателем итальянского литературного языка. Иногда его называют последним поэтом Средневековья и первым поэтом Нового времени. Эти два начала - старое и новое -действительно тесно переплетаются в его творчестве.

Первые произведения Данте - "Новая жизнь" и "Пир" - представляют собой лирические стихи любовного содержания, посвященные его возлюбленной Беатриче, которую он встретил однажды по Флоренции и которая через семь лет после их встречи умерла. Свою любовь поэт сохранил на всю жизнь. По своему жанру лирика Данте находится в русле средневековой куртуазной поэзии, где объектом воспевания выступает образ "Прекрасной Дамы". Однако выражаемые поэтом чувства уже принадлежат Возрождению. Они вызваны реальными встречами и событиями, наполнены искренней теплотой, отмечены неповторимой индивидуальностью.

Вершиной творчества Данте стала "Божественная комдия" занявшая особое место в истории мировой культуры. По своему построению эта поэма также находится в русле средневековых традиций. В ней рассказывается о приключениях человека, попавшего в загробный мир. Поэма имеет три части - Ад, Чистилище и Рай, каждая из которых насчитывает 33 песни, написанные трсхстрочными строфами.

47 48

Повторяющаяся цифра "три" прямо перекликается с христианским учением о Троице. В ходе повествования Данте строго следует многим требованиям христианства. В частности, своего сопровождающего по девяти кругам ада и чистилища - римского поэта Вергилия - он не допускает в рай, ибо язычник лишен такого права. Здесь поэта сопровождает его умершая возлюбленная Беатриче.

Однако в своих мыслях и суждениях, в своем отношении к изображаемым персонажам и их грехам, Данте нередко и весьма существенно расходится с христианским учением. Так, вместо христианского порицания чувственной любви как греха, он говорит о "законе любви", согласно которому чувственная любовь включается в природу самой жизни. Данте с пониманием и сочувствием относится к любви Франчески и Иаоло, хотя их любовь связана с изменой Франчески своему мужу. Дух Возрождения побеждает у Данте и в других случаях.

К числу выдающихся итальянских поэтов относится также Франческа Петрарка. В мировой культуре он известен прежде всего своими сонетами. В то же время он был широкомасштабным мыслителем, философом и историком. Его по праву считают основателем всей ренессансной культуры.

Творчество Петрарки также отчасти находится в рамках средневековой куртуазной лирики. Как и у Данте, у него была возлюбленная по имени Лаура, которой он посвятил свою "Книгу песен". Вместе с тем Петрарка более решительно порывает связи со средневековой культурой. В его произведениях выражаемые чувства - любовь, боль, отчаяние, тоска -предстают гораздо более острыми и обнаженными. В них сильнее звучит личностное начало.

Еще одним ярким представителем литературы стал Джованни Боккаччо (1313 - 1375), автор всемирно известного "Декамерона". Принцип построения своего сборника новелл и сюжетную канву Боккаччо заимствует из Средневековья. Все же остальное пропитано духом Ренессанса.

Главными персонажами новелл являются обыкновенные и простые люди. Они написаны удивительно ярким, живым, разговорным языком. В них нет скучных нравоучений, напротив, многие новеллы буквально искрятся жизнелюбием и весельем. Сюжеты некоторых из них имеют любовный и эротический характер. Помимо "Декамерона" Боккаччо написал также повесть "Фьяметта", которая считается первым психологическим романом западной литературы.

Джотто да Бондопе является самым ярким представителем итальянского Проторенессанса в изобразительном искусстве. Основным его жанром были фресковые росписи. Все они написаны на библейские и мифологические сюжеты, изображают сиены из жизни Святого семейства, евангелистов, святых. Однако в трактовке этих сюжетов явно преобладает ренессансное начало. В своем творчестве Джотто отказывается от средневековой условности и обращается к реализму и правдоподобию. Именно за ним признается заслуга возрождения живописи как художественной самоценности.

В его произведениях вполне реалистически изображается природный ландшафт, на котором отчетливо видны деревья, скалы, храмы. Все участвующие персонажи, включая самих святых, предстают как живые люди, наделенные физической плотью, человеческими чувствами и страстями. Их одежды обрисовывают естественные формы их тела. Произведениям Джотто присущи яркий колорит и живописность, тонкая пластичность.

Главным творением Джотто является роспись Капеллы дель Арена в Падуе, повествующей о событиях из жизни Святого семейства. Наиболее сильное впечатление производит стенной цикл, включающий сцены "Бегство в Египет", "Поцелуй Иуды", "Оплакивание Христа".

Все изображенные в росписях персонажи выглядят естественными и достоверными. Положение их тел, жестикуляция, эмоциональное состояние, взгляды, лица - все это показано с редкой психологической убедительностью. При этом поведение каждого строго соответствует отведенной ему роли. Каждая сиена отличается неповторимой атмосферой.

Так, в сцене "Бегство в Египет" преобладает сдержанный и в целом спокойный эмоциональный тон. "Поцелуй Иуды" наполнен бурным динамизмом, резкими и решительными действиями персонажей, которые буквально сцепились друг с другом. И только два главных участника - Иуда и Христос - застыли без движения и ведут поединок взглядами.

Сцена "Оплакивание Христа" отмечена особым драматизмом. Она переполнена трагическим отчаянием, невыноси­мой болью и страданием, безутешным горем и скорбью.


Раннее Возрождение окончательно утвердило новые эстетические и художественные принципы искусства. При этом библейские сюжеты по-прежнему остаются весьма популярными. Однако их трактовка становится совершенно иной, в ней уже мало что остается от Средневековья.

Родиной Раннего Возрождения стала Флоренция, а "отцами Возрождения" считаются архитектор Филиппе Брунеллески (1377 -1446), скульптор Донателло (1386 - 1466), живописец Мазаччо (1401 -1428).

Брунеллески внес огромный вклад в развитие архитектуры. Он заложил основы ренессансного зодчества, открыл новые формы, которые просуществовали целые столетия. Многое он сделал для разработки законов перспективы.

Флорентийский скульптор Донателло - один из наиболее ярких творцов Раннего Возрождения. Он работал в самых разных жанрах, везде проявляя подлинное новаторство. В своем творчестве Донателло творчески использует античное наследие, опираясь на глубокое изучение натуры, смело обновлял средства художественной выразительность. Он участвует в разработке теории линейной перспективы, возрождает скульптурный портрет и изображение обнаженного тела, отливает первый бронзовый памятник. Созданные им образы являются воплощением гуманистического идеала гармонически развитой личности. Своим творчеством Донателло оказал большое влияние на последующее развитие европейской скульптуры.

Мазаччо по праву считается одной из главных фигур Раннего Возрождения. Он продолжает и развивает тенденции, идущие от Джотто. Мазаччо прожил всего 27 лет и успел сделать немного. Однако созданные им фрески стали настоящей школой живописи для последующих итальянских художников. По мнению Вазари, современника

48 49

Высокого Возрождения и авторитетного критика, "ни один мастер так близко не подошел к современным мастерам, как Мазаччо".

Сделанное Мазаччо было продолжено такими художниками, как Андрея Мантенья (1431 - 1506) и Сандро Боттичелли (1455 - 1510). Первый прославился в первую очередь своими росписями, среди которых особое место занимают фрески, рассказывающие о последних эпизодах жизни св. Иакова - шествие на казнь и сама казнь. Боттичелли отдавал предпочтение станковой живописи. Самыми знаменитыми его картинами являются "Весна" и "Рождение Венеры".

С конца XV века, когда итальянское искусство достигает наивысшего подъема, начинается Высокое Возрождение. Для Италии этот период оказался исключительно тяжелым. Раздробленная и потому беззащитная, она была буквально опустошена, разграблена и обескровлена вторжениями со стороны Франции, Испании, Германии и Турции. Однако искусство в этот период, как это ни странно, переживает невиданный расцвет. Именно в это время творят такие титаны, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан.

В архитектуре начало Высокого Возрождения связано с творчеством Донато Браманте (1444 - 1514). Именно он создал стиль, определивший развитие зодчества данного периода.

Вершиной творчества Браманте является реконструкция Ватикана и преобразование его сооружений в единый ан­самбль. Ему также принадлежит разработка проекта собора св. Петра, в который Микеланджело внесет изменения и начнет реализовывать.

К числу титанов Возрождения относится прежде всего Леонардо да Винчи (1452-1519). Он был не только гениальным живописцем, скульптором и архитектором, но и великим ученым, инженером и изобретателем. По масштабу, многогранности и сложности личности с ним не может сравниться никто.

Леонардо да Винчи действительно, оставаясь гением Возрождения, принадлежал не только своему времени, но и прошлому, и будущему. Он во многом не принят господствовавшей в Италии платоновский гуманизм, упрекая Платона за абстрактную теоретичность. Разумеется, искусство Леонардо было высшим воплощением идеалов гуманизма. Однако как ученому ему гораздо ближе был аристотелевский эмпиризм, и вместе с ним он переносился в XIII веке, в позднее Средневековье, когда властителем дум был Аристотель.

Именно тогда рождался дух научного эксперимента, в утверждение и развитие которого решающий вклад внес Леонардо. Вместе с тем - опять же как ученый и мыслитель - он на целые столетия опередил свое время. Леонардо разрабатывал систему мышления, которая получит распространение после эпохи Ренессанса, в Новое время. Многие его идеи и технические проекты - замыслы самолета, вертолета, танка, парашюта и т. д. - будут воплощены только в XIX - XX веках.

Леонардо находился в беспрерывном творческом поиске. Он постоянно и во всем экспериментировал - будь то светотень, знаменитая дымка на его полотнах, цветовая гамма или просто состав красок. Об этом свидетельствуют его многочисленные эскизы, наброски и рисунки, в которых он как бы испытывает различные позы человека, выражения лица и т. д. Иногда эксперимент приводил к неудаче. В частности, неудачным оказался состав красок для "Тайной вечери".

Леонардо избегал всего неподвижного и застывшего. Он любил движение, действие, жизнь. Его притягивал меняющийся, скользящий, разлагающий формы свет. Он как завороженный следил за поведением воды, ветра и света. Своим ученикам он советовал рисовать пейзаж с водой и ветром, на восходе и закате солнца. Он смотрел на мир глазами Гераклита, через его знаменитую формулу: "все течет, все меняется".

В своих произведениях он стремился выразить переходное, меняющееся состояние. Именно такой предстает загадочная и странная полуулыбка его знаменитой "Джоконды". Благодаря этому все выражение лица становится неуловимым и меняющимся, странным и загадочным.

В творчестве Леонардо да Винчи уже вполне отчетливо обозначились две важные тенденции, которые будут определять последующее развитие западной культуры. Одна из них идет от литературы и искусства, от гуманитарного знания. Она покоится на языке, на знании античной культуры, на интуиции, вдохновении и воображении. Вторая идет от научного познания природы. Она покоится на восприятии и наблюдении, на математике. Для нее характерны


объективность, строгость и точность, дисциплина ума и познания, анализ и эксперимент, опытная проверка знаний.

У Леонардо обе эти тенденции пока еще мирно уживаются. Между ними не только нет конфликта и противостояния, но, напротив, имеется счастливый союз. Леонардо подчеркивает, что "опыт является общей матерью искусства и науки". Художник в нем неотделим от ученого и науки. Искусство у него занимает место философии и науки. Мышление и рисунок он рассматриваем как два способа познания действительности, позволяющих анализировать и понимать ее. Исходя из открытых таким образом элементов, он осуществляет новый синтез, выступающий одновременно творческим процессом, который в одном случае приводит к произведению искусства, а в другом - к научному открытию. Леонардо подчеркивает, что искусство и наука по своей природе тождественны. У них общий метод и общие цели. В их основе лежит один и тот же творческий процесс. Однако уже в следующем -XVII - веке пути искусства и науки разойдутся. Равновесие между ними нарушится в пользу науки.

Леонардо да Винчи творил в разных видах и жанрах искусства, однако наибольшую славу ему принесла живопись.

Одной из самых ранних живописных работ Леонардо является "Мадонна с цветком", или "Мадонна Бенуа". Уже здесь художник выступает как подлинный новатор. Он преодолевает рамки традиционного сюжета и придает изображению более широкий, общечеловеческий смысл, каковым являются материнская радость и любовь. В этом произведении отчетливо проявились многие особенности искусства художника: четкая композиция фигур и объемность форм, стремление к лаконичности и обобщению, психологическая выразительность.

49
; ^ 50

Продолжением 1начатоЙ темы стало полотно "Мадонна Литта". где ярко проявилась еще одна особенность творчества художника - игра на контрастах. Завершением темы явилась картина "Мадонна в гроте", которая говорит о полной творческой зрелости мастера. Это полотно отмечено идеальным композиционным решением, благодаря которому изображенные фигуры Мадонны, Христа и ангелов сливаются с пейзажем в единое целое, наделенное спокойным равновесием и гармонией.

Одной из вершин творчества Леонардо является фреска "Тайная вечеря" в трапезной монастыря Сайта Мария Делла Грацие. Эта работа поражает не только общей композицией, но и точностью. Леонардо не просто передает психологическое состояние апостолов, но делает это в момент, когда оно достигает критической точки, переходит в психологический взрыв и конфликт. Этот взрыв вызван словам Христа: "Один из вас предаст меня".

В этом произведении Леонардо в полной мере использовал прием конкретного сопоставления фигур, благодаря которому каждый персонаж предстает как неповторимая индивидуальность и личность. Спокойный взгляд Христа еще более подчеркивает возбужденное состояние остальных персонажей. Прекрасное лицо Иоанна контрастирует с искаженным испугом, хищным профилем Иуды и т. д. При создании данного полотна художник использовал линейную и воздушную перспективу.

Второй вершиной творчества Леонардо стал знаменитый портрет Моны Лизы, или "Джоконда". Это произведение положило начало жанру психологического портрета в европейском искусстве. При его создании великий мастер с блеском использовал весь арсенал средств художественной выразительности: резкие контрасты и мягкие полутона, застывшая неподвижность и всеобщая текучесть и изменчивость, тончайшие психологические нюансы и переходы. Весь гений Леонардо заключен в удивительно живом взгляде Моны Лизы, ее таинственной и загадочной улыбке, мистической дымке, покрывающей пейзаж. Это произведение относится к числу редчайших шедевров искусства.

Рафаэль (1483 - 1520) является одним из самых ярких гениев Высокого Возрождения. Он пережил трудное детство, рано лишившись матери и отца. Однако затем судьба, не скупясь, ему давала все, что он хотел, -многочисленные заказы, огромный успех и громкую славу, богатство и почет, всеобщую любовь, включая любовь женщин. Восхищенные почитатели называли его "божественным". Однако давно замечено, что судьба капризна и непредсказуема. От того, кого она слишком щедро осыпает дарами, она может вдруг отвернуться. Именно так случилось с Рафаэлем: в расцвете жизненных и творческих сил он неожиданно умер.

Рафаэль был архитектором и живописцем. Вслед за Браманте он участвовал в проектировании и сооружении Собора св. Петра, строил капеллу Киджи Церкви Сайта Мария дель Пололо в Риме. Однако невиданную славу ему принесла живопись,

В отличие от Леонардо Рафаэль полностью принадлежал своему времени. В его произведениях нет ничего странного, таинственного и загадочного. В них все ясно и прозрачно, все прекрасно и совершенно. Он с наибольшей силой воплотил положительный идеал прекрасного человека. В его творчестве царит жизнеутверждающее начало. Главной темой его творчества стала тема Мадонны, которая нашла у него непревзойденное, идеальное воплощение. Именно ей посвятил Рафаэль одно из ранних своих произведений - "Мадонна Конестабиле", где Мадонна изображена с книгой, которую листает младенец. Уже в этом полотне ярко проявились важные художественные принципы великого художника. Мадонна лишена святости, она выражает не только материнскую любовь, но воплощает собой идеал прекрасного человека. В картине все отмечено совершенством: композиция, цветовая гамма, фигуры, пейзаж.

За этим полотном последовапа целая серия вариаций на ту же тему - "Мадонна со щегленком", "Прекрасная садовница", "Мадонна среди зелени", "Мадонна с безбородым Иосифом", "Мадонна под балдахином". А. Бенуа определил эти вариации как "чарующие живописные сонеты". Все они возвышают и идеализируют человека, воспевают красоту, гармонию и изящество.

После некоторого перерыва, когда Рафаэль был занят фресковыми росписями, он вновь возвращается к теме Мадонны. В некоторых ее изображениях он как бы варьирует ранее найденные модели. Таковыми, в частности, являются "Мадонна Альба" и "Мадонна в кресле", композиция которых подчинена круглому обрамлению. В то же время он создает и новые типы изображения Мадонны.


Вершиной в развитии темы Богоматери явилась "Сикстинская Мадонна" ставшая настоящим гимном физиче­ского и духовного совершенства человека. В отличие от всех других Мадонн Сикстинская выражает неисчерпаемый человеческий смысл. Она сочетает в себе земное и небесное, простое и возвышенное, близкое и недоступное. На ее лице можно прочитать все человеческие чувства: нежность, робость, тревогу, уверенность, строгость, достоинство, величие.

Главным среди них, по мнению Винкельмана, являются "благородная простота и спокойное величие". В картине царит мера, уравновешенность и гармония. Ее отличают плавные и закругленные линии, мягкий и мелодичный рисунок, богатство и сочность колорита. Сама Мадонна излучает энергию и движение. Этим произведением Рафаэль создал самый возвышенный и поэтический образ Мадонны в искусстве Ренессанса.

К числу выдающихся творений Рафаэля относятся росписи личных папских покоев (станц) в Ватикане, посвященные библейским сюжетам, а также философии, искусству и юриспруденции.

Микеланджело Буонаротги (1475 - 1564) является третьим великим гением итальянского Возрождения. По масштабу личности он приближается к Леонардо. Он был скульптором, живописцем, архитектором и поэтом. Последние тридцать лет его творчества приходятся уже на Позднее Возрождение. В этот период в его произведениях появляются беспокойство и тревога, предчувствие грядущих бед и потрясений.

Среди первых его творений обращает на себя внимание статуя "Замахнувшийся мальчик", которая перекликается с "Дискоболом" античного скульптора Мирона. В ней мастеру удалось ярко выразить движение и страстность юного существа.

50 51

Две работы - статуя "Вакх" и группа "Пьета" - созданные в конце XV века, принесли Микеланджело широкую известность и славу. В первой он смог поразительно тонко передать состояние легкого опьянения, неустойчивого равновесия. Группа "Пьета" изображает мертвое тело Христа, лежащее на коленях Мадонны, скорбно склонившейся над ним. Обе фигуры слиты в единое целое. Безупречная композиция делает их удивительно правдивыми и достоверными. Отходя от традиции, Микеланджело изображает Мадонну юной и прекрасной. Контраст ее молодости с безжизненным телом Христа еще более усиливает трагизм ситуации.

Одним из высших достижений Микеланджело явилась статуя "Давид", которую он рискнул изваять из валявшейся без употребления и уже испорченной глыбы мрамора. Скульптура очень высока - 5, 5 м. Однако эта особенность остается практически незаметной. Идеальные пропорции, совершенная пластика, редкая гармония форм делают ее удивительно естественной, легкой и прекрасной. Статуя наполнена внутренней жизнью, энергией и силой. Она является гимном человеческой мужественности, красоте, грации и изяществу.

К числу высших достижений Микеланджело относятся также работы, созданные для гробницы папы Юлия II -"Моисей", "Скованный раб", "Умирающий раб", "Просыпающийся раб", "Скорчившийся мальчик". Над этой гробницей ваятель трудился с перерывом около 40 лет, но так и не довел ее до завершения. Однако то, что ваятель успел создать, считается величайшими шедеврами мирового искусства. По мнению специалистов, в этих произведениях Микеланджело удалось достичь высшего совершенства, идеального единства и соответствия внутреннего смысла и внешней формы.

Одним из значительных творений Микеланджело является пристроенная им к Церкви Сан Лоренцо во Флоренции и украшенная скульптурными надгробиями капелла Медичи. Две гробницы герцогов Лоренцо и Джулиано Медичи представляют собой саркофаги с покатыми крышками, на которых расположено по две фигуры - "Утро" и "Вечер", "День" и "Ночь". Все фигуры выглядят безрадостными, они выражают тревогу и мрачное настроение. Именно такие чувства испытывал сам Микеланджело, поскольку его Флоренция была захвачена испанцами. Что касается фигур самих герцогов, то при их изображении Микеланджело не стремился к портретному сходству. Он представил их как обобщенные образы двух типов людей: мужественный и энергичный Джулиано и меланхоличный и задумчивый Лоренцо.

Помимо скульптур Микеланджело создал прекрасные произведения живописи. Самыми значительными из них являются росписи Сикстинской капеллы в Ватикане.

Он принимался за них дважды. Сначала по заказу папы Юлия II расписал плафон Сикстинской капеллы, затратив на это четыре года (1508 -1512) и проделав фантастически трудную и огромную работу. Ему пришлось покрыть фресками более 600 квадратных метров. На огромных поверхностях плафона Микеланджело изобразил ветхозаветные сюжеты - от Сотворения мира до Потопа, а также сцены из повседневной жизни - мать, играющая с детьми, погруженный в глубокое раздумье старик, читающий юноша и т. д.

Во второй раз (1535 -1541) Микеланджело создает фреску "Страшный Суд", разместив её на алтарной стене Сикстинской капеллы.

В центре композиции, в световом нимбе находится фигура Христа, поднявшего в грозном жесте правую руку. Вокруг него расположено множество обнаженных человеческих фигур. Все изображенное на полотне приведено в круговое движение, которое начинается внизу, с левой стороны, где изображены восстающие из могил мертвецы. Выше них расположены устремленные вверх души, а над ними - праведники. Самую верхнюю часть фрески занимают ангелы. В нижней части правой стороны находится ладья с Хароном, который гонит грешников в ад. Библейский смысл Страшного Суда выражен ярко и впечатляюще.

В последние годы жизни Микеланджело занимается архитектурой. Он завершает строительство собора св. Петра, внеся изменения в первоначальный проект Браманте.

Родоначальником венецианской школы является Джорджоне (1476 -1510). В своем творчестве он выступил как настоящий новатор. У него окончательно побеждает светское начало, и вместо библейских сюжетов он предпочитает


писать на мифологические и литературные темы. В его творчестве происходит утверждение станковой картины, которая уже ничем не напоминает икону или алтарный образ.

Джорджоне открывает новую эру в живописи, первым начиная писать с натуры. Изображая природу, он впервые смещает акцент на подвижность, изменчивость и текучесть. Прекрасным примером тому является его картина "Гроза". Именно Джорджоне начинает искать тайну живописи в свете и его переходах, в игре света и тени, выступая предшественником Караваджо и караваджизма.

Джорджоне создал разные по жанру и тематике работы - "Сельский концерт" и "Юдифь". Самым знаменитым его произведением стала " Спящая Венера". Эта картина лишена какого-либо сюжета. Она воспевает красоту и прелесть обнаженного женского тела, представляя "наготу ради самой наготы".

Главой венецианской школы является Тициан (ок. 1489-1576). Его творчество- наряду с творчеством Леонардо, Рафаэля и Микеланджело - является вершиной искусства Ренессанса. Большая часть его долгой жизни приходится на Позднее Возрождение.

В творчестве Тициана искусство Возрождения достигает наивысшего подъема и расцвета. Его произведения сочетают в себе творческий поиск и новаторство Леонардо, красоту и совершенство Рафаэля, духовную глубину, драматизм и трагизм Микеланджело. Им присуща необычайная чувственность, благодаря чему они оказывают мошное воздействие на зрителя. Произведения Тициана удивительно музыкальны и мелодичны.

Как отмечает Рубенс, вместе с Тицианом живопись приобрела свой аромат, а по словам Делакруа и Ван Гога -музыку. Его полотна написаны открытым мазком, который является одновременно легким, свободным и прозрачным. Именно в его произведениях цвет как бы растворяет и поглощает форму, и живописное начало впервые приобретает автономность, выступает в чистом виде. Реализм в его творениях переходит в чарующий и тонкий лиризм.

; 52

В работах, первого периода Тициан прославляет беспечную радость жизни, наслаждение земными благами. Он воспевает чувственное начало, пышущую здоровьем человеческую плоть, вечную красоту тела, физическое совершенство человека. Этому посвящены такие его полотна, как "Любовь земная и небесная", "Праздник Венеры", "Вакх и Ариадна". "Даная". "Венера и Адонис".

Чувственное начало преобладает и в картине "Кающаяся Магдалина", хотя она посвящена драматической ситуации. Но и здесь кающаяся грешница имеет чувственную плоть, пленительное, излучающее свет тело, полные и чувственные губы, румяные щеки и золотые волосы. Проникновенным лиризмом наполнено полотно "Мальчик с собаками". [

В работах второго периода чувственное начало сохраняется, однако оно дополняется растущим психологизмом и драматизмом. В целом Тициан совершает постепенный переход от физического и чувственного к духовному и драматическому. Происходящие изменения в творчестве Тициана хорошо видны при воплощении тем и сюжетов, к которым великий художник обращался дважды. Характерным примером в этом плане может служить картина "Святой Себастьян". В первом варианте судьба одинокого, брошенного людьми страдальца не кажется слишком печальной. Напротив, изображенный святой наделен жизненными силами и физической красотой. В более позднем варианте картины, находящемся в Эрмитаже, тот же образ приобретает черты трагизма.

В поздних произведениях Тициана трагическое звучание все более усиливается. Об этом свидетельствует полотно "Оплакивание Христа". Северное Возрождение.

Возрождение, существовавшее вне Италии, обычно называется Северным. Его представляют такие страны, как Нидерланды, Германия, Франция, Англия, Испания. В то же время относительно искусства Нидерландов ситуация остается неясной. С одной стороны, нидерландские художники первыми начали пользоваться масляными красками, а за ними последовали итальянские. Хронологически, в эпоху Возрождения, в Нидерландах творили такие известные мастера, как -Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, П. Брейгель.

С другой стороны, их творчество далеко не все считают возрожденческим. Такого мнения, в частности, придерживается нидерландский ученый И. Хейзинг, относя их творчество к позднему Средневековью.

В Германии наиболее известным художником Возрождения является Альбрехт Дюрер (1471 -1528), творчество которого развивалось под сильным влиянием итальянского искусства. Страсть к живописи проявилась у Дюрера очень рано - в 13 лет он написал первый свой автопортрет. Более поздний "Автопортрет" (1500) становится настоящей удачей и приносит ему широкую известность. В нем проявились основные черты искусства Возрождения: правдивость и достоверность, точный расчет, а также идеализация и возвышение человека.

К числу высоких достижений художника относится картина "Адам и Ева" на которой обнаженные тела прародителей человечества вылеплены с редким великолепием, наделены естественными пропорциями и движениями.

Искусство французского Возрождения представляет прежде всего Франсуа Рабле (1494 - 1553). Он был не только великим писателем-гуманистом, но и монахом, ботаником, врачом. О его энциклопедической образованности ходили легенды. Он всю жизнь, что называется, "играл с огнем", но все-таки избежал костра инквизиции.

Главным творением Рабле стал роман "Гаргантюа и Пантагрюэлъ" состоящий из пяти частей, последняя из которых вышла в свет уже после смерти писателя. Роман покоится на фольклорной основе, он написан сочным, народным языком с явным вызовом хорошему вкусу, насыщен пословицами и поговорками. В нем много буйного вымысла, фантастики и фантастических приключений. В известной мере его можно назвать утопическим.

Главными темами романа являются воспитание, война и жизнь обитателей Телемского монастыря.

Касаясь первой темы, Рабле весьма критически показывает средневековую школу, которая покоится на принуждении, зубрежке и наказаниях и где главными фигурами выступают схоласты и богословы. Всему этому он


противопоставляет педагогику, основанную на идеалах гуманизма, согласно которым школа должна быть "домом радости". Такая школа опирается на увлеченность и интерес, она гармонически сочетает удовольствие, радость и наслаждение.

Рассматривая тему войны, Рабле выходит на размышления о политическом устройстве общества и в связи с этим сопоставляет правление двух типов королей. Один из них является варваром, грубым деспотом и тираном. Второй, напротив, представлен добрым, ласковым и по-отечески заботливым королем. Разумеется, он вызывает симпатии у Рабле, хотя не во всем соответствует его идеалу просвещенного монарха.

При описании уклада жизни в воображаемом Телемском аббатстве Рабле в полной мере раскрывает свое понимание общественных идеалов и ценностей. Известно, что монастырская жизнь подчинена жесткому уставу, который по своей строгости мало в чем уступает армейскому. В этом смысле Телем представляет собой совершенно новый тип монастыря. Его контингент составляют здоровые мужчины и женщины, ни в чем не являющиеся ущербными, не признающие принципов христианского аскетизма, включая обет целомудрия, бедности и послушания.

В этом монастыре нет церкви. Его обитателям предоставлена полная свобода без всяких ограничений. Весь устав сведен к

одному призыву: "Делай, что хочешь - твори добро!" Обитатели такого монастыря наслаждаются всей полнотой жизни, где нет

никакого принуждения, где торжествуют принципы гуманизма. Проповедуемая Рабле религия близка к протестантизму, хотя он отвергает и его, и тем более католицизм.

Помимо главных тем в романе затрагивается множество других. В частности, много места в нем уделено проблеме брака,

отношениям между мужчиной и женщиной, роли женщины в жизни общества и т. л. В целом роман является настоящей энциклопедией по культуре французского Возрождения.

52 53

Главной фигурой английского Возрождения является У иль- ям Шекспир (1564 -1616). Он был великим драматургом и по­этом, крупнейшим мыслителем и гуманистом Позднего Возрождения.

В творчестве Шекспира условно можно выделить три периода. Первый приходится на 90-е годы XVI века. В это время

драматург пишет несколько пьес-хроник- "Генрих V]", "Генрих IV" и "Генрих V", "Ричард Ш" и "Ричард И". В них он размышляет

о прошлом Англии, рассматривает различные типы власти и общественного устройства, моделирует образ идеального монарха, выражая сомнения в том, что такой образ может быть воплощен в действительность.

Помимо хроник Шекспир создает также десять великолепных комедий, наиболее популярными из которых являются

"Укрощение строптивой". "Сон в летнюю ночь", "Много шума из ничего". "Двенадцатая ночь". На это же время приходятся его прекрасные сонеты.

Хотя в этот период Шекспир пишет первую свою трагедию - "Ромео и Джульетта", в его творчестве явно преобладают

оптимистические, жизнерадостные мотивы, вера в возможность утверждения идеалов гуманизма. Особенно ярко это проявилось в

его комедиях, где много юмора, веселья, смешных ситуаций, озорства. Главной темой комедий является любовь, а среди героев и

персонажей явно преобладают положительные, в полной мере достойные радости, счастья и наслаждения. Второй период охватывает первое десятилетие XVII века. В эти годы творчество Шекспира достигает наивысшего расцвета.

Именно в это время он создает гениальные трагедии - "Гамлет", "Отелло", "Король Лир", "Макбет". Особого выделения среди них

заслуживает трагедия "Гамлет", которую можно назвать лучшей трагедией всех времен и народов, непревзойденной вершиной мирового искусства.

В этом произведении Шекспир - в полном соответствии с духом Возрождения - устами Гамлета всячески возвышает и

возвеличивает человека, заявляя, что человек - "чудо природы", "краса вселенной, венец всего живого", что он подобен Богу.

Именно таким человеком был Гамлет <- принц датский, воплощавший собой яркую, всесторонне развитую личность. Он учился в

университете, увлекался философией, наукой и искусством, с жаром отстаивал идеалы и ценности гуманизма. В то же время Шекспир, а вместе с ним и Гамлет, ясно понимает, что время ярких, великих личностей прошло, что на смену им идет


эпоха

посредственных прагматиков.

Третий период творчества Шекспира охватывает последние шесть лет его жизни. В это время он создает еще одну хронику -

"Генрих VIII", а также четыре пьесы, близкие по жанру к трагикомедии. Мужественно пережив крах идеалов гуманизма, он сохраняет свой оптимизм и по-прежнему высоко ценит жизнь, считая ее высшим благом человека.

Испанское Возрождение представляет прежде всего Сервантес {1547 - 1616), автор знаменитого "Дон Кихота Ламанчского".

Его судьба сложилась невероятно трудной, полной страданий и несчастий. Будучи на военной службе и участвуя в сражении,

Сервантес получаст серьезные ранения, вследствие чего его левая рука была парализована. Затем он попадает в турецкий плен, где

проводит пять лет. После ухода с военной службы его преследуют финансовые неудачи - он дважды сидел в долговой тюрьме. В

конце жизни Сервантес уходит в монахи. Но даже после смерти судьба не становится к нему благосклонней. Место его могилы неизвестно. Не сохранилось ни одного его портрета.

Помимо "Дон Кихота" Сервантес является автором еще одного рыцарского романа - "Странствование Персилеса и Сихизмунда", незаконченного пасторального романа "Галатея", нескольких пьес и поэтических произведений, сборника

"Назидательные новеллы". Однако мировую славу ему принес "Дон Кихот", который он начал писать, находясь в тюрьме. Этот роман стал величайшим шедевром мирового искусства.

Роман состоит из двух частей. Первая представляет собой пародию на рыцарский роман. В ней повествуется о том, как

обедневший дворянин Алонсо Кихано, начитавшись рыцарских романов, сходит с ума, объявляет себя рыцарем Дон Кихотом

Ламанчским и отправляется в странствие, чтобы бороться со злом. В качестве своего оруженосца он берет знакомого крестьянина Санчо Пансу. Повествование содержит много юмора, смешных и забавных сцен.

Во второй части романа значительно усиливаются трагические мотивы. Теперь речь идет не столько о неудачах и безумствах

Дон Кихота, сколько о крахе высоких идеалов и ценностей гуманизма. Они все больше входят в противоречие с меняющейся действительностью. Их носитель - Дон Кихог становится уже не комическим, но трагическим героем.

Эпоха Возрождения была прежде всего духовным явлением. Она стала поворотным пунктом в эволюции западной культуры и цивилизации Она означала начало новой тенденции - тенденции от культуры к цивилизации.

Культура Нового времени. XVIII век

Новое время в истории Западной Европы охватывает XVII и XVIII столетия. Между ними имеется много общего,

поскольку в

этот период закладывались основы современного мира. Вместе с тем каждое из них является вполне

самостоятельным. XVII век

стал началом коренных изменений в мировой истории. XVIII век известен прежде всего как эпоха Просвещения. XVII столетие с полным правом можно назвать судьбоносным. В этом оно существенно отличается от Возрождения,

хотя и

является прямым его продолжением. Несомненно, роль Возрождения в последующем развитии Западного мира

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культура первобытного общества

Культура первобытного общества... Эпоха позднего палеолита... Эпоха мезолита Эпоха неолита...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Культура Возрождения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эпоха позднего палеолита
В период позднего палеолита в первобытном обществе складываются многие важные компоненты материальной культуры. Используемые человеком орудия становятся все более сложными и законченными по форме,

Эпоха мезолита
Вместе с мезолитом начинается современная геологическая эпоха - голоцен, наступившая после таяния ледников. Мезолит означает переход от палеолита к неолиту. На этой стадии первобытные люди широко п

Эпоха неолита
Для этой эпохи характерны глубокие и качественные изменения, происходящие в культуре в целом и во всех ее областях. Одно из них заключается в том, что культура перестает быть единой и однородной, о

Культура Древнего Египта
Культура Древнего Египта возникла одной из первых. Она существовала примерно с конца IV тыс. до н. э. до 332 г. до н. э. Формирование Египта как государства происходило в IV тыс. до н. э. Уже к нач

Новое царство
В этот период Древний Египет достигает наивысшего подъема и расцвета. Он занимает ведущее положение в Восточном Средиземноморье. Египтяне начинают применять железо, широко используют соху, вертикал

Культура Двуречья.
Культура Двуречья (Месопотамии) возникла примерно в то же время, что и египетская. Она сложилась в долинах рек Тигр и Евфрат и существовала с IV тыс. до н. э. до середины VI века до н. э. В отличие

Вавилония
Ее история распадается на два периода: Древний, охватывающий первую половину II тыс. до н. э., и Новый, приходящийся на середину I тыс. до н. э. Своего наивысшего подъема Древняя Вавилония

Ассирия
Третья могущественная держава Месопотамии - Ассирия - возникла в III тыс. до н, э., однако наивысшего расцвета достигла во второй половине II тыс. до н. э. Ассирия была бедна ресурсами, но добилась

Культура Древней Индии
Индийская культура является одной из самых оригинальных и уникальных. Ее самобытность заключается прежде всего в богатстве и многообразии религиозно-философских учений. Известный швейцарский писате

Древний Китай
Особого выделения заслуживает также культура Древнего Китая. В эпоху, Шан китайцы изобретают технику бронзового литья, создают систему иероглифического письма, о чем свидетельствуют древнейшие пись

Культура Древней Японии
Культура Древней Японии существовала примерно с III века до н. э. и до IX века н. э. Знакомство с ней сопряжено с большими трудностями, что обусловлено скудностью имеющихся источников и сведений о

Культура доколумбовой Америки
К тому времени, когда Колумб "открыл" Америку (1492), она была населена множеством индейских племен и этносов, большинство из которых находилось на первобытной стадии развития. Однако нек

Цивилизация майя
  Культура и цивилизация майя стали еще одним удивительным явлением доколумбовой Америки, существовавшим в I - XV веках н. э. на территории юго-восточной Мексики, Гондураса и Гватемал

Древние цивилизации Южной Америки
В Южной Америке, почти одновременно с Ольмекской цивилизацией Мезоамерики, в конце II тыс. до н. э., в горах северо-восточной области Перу возникла не менее загадочная культура Чавин, похожая на ол

Древняя Греция
  Загадка "греческого чуда" Культура Древней Греции существовала с XXVIII века до н. э. и до середины II века до н. э. Ее также называют "античной" - чтобы отличит

Культура Древнего Рима
  Культура Древнего Рима существовала с VIII века до н. э. и до 476 г. н. э. В отличие от древнегреческой культуры, которая, как правило, удостаивается самых высоких слов и оценок, др

Византийская культура
  Византия существовала с 395 г. по 1453 г. История ее возникновения такова. В 330 г. на месте древнегреческого поселения Византия была основана новая столица Римской империи Констант

Средневековая культура Западной Европы
  Средние века в истории Западной Европы охватывают более тысячелетия - с V века по XVI век. В этом периоде обычно выделяют этапы раннего (V - IX века), зрелого, или классического (X

Культура Руси
Древняя Русь существовала с IX века. В социально-экономическом и политическом отношениях она представляла собой средневековое феодальное государство, ставшее логическим следствием формирова­ния сла

Становление и самобытность древнерусской культуры.
  Не менее сложным был процесс становления и развития древнерусской культуры. Она складывалась под влиянием культур Ви­зантии, Западной Европы и Востока и при тесном взаимодействии с

Эволюция древнерусской культуры. Языческий период
В своей эволюции культура Древ ней Руси прошла несколько этапов. Первый из них - языческий, или дохристианский, который приходится на время возникновения и становления Киевской Руси (IX - X века).

Культура Киевской Руси.
Второй этап эволюции древнерусской культуры продолжался примерно два с половиной столетия - с конца X века и до середины XIII века. Его можно называть домонгольским, поскольку он предшествует монго

Развитие культуры России
Четвертый - последний - этап в эволюции древнерусской культуры приходится на XVI - XVIII века и продолжается с 1480 г. до 1698 г. В этот период вместе с освобождением от монголо-татарства происходи

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги