Текст и его структура. Типы и стили текста.

Среди многообразия разновидностей употребления языка выделяются две основные: язык разговорный и литературный (книжный), т.е. стили книжные и разговорный.

Разговорный язык (разговорный стиль речи) используется обычно в устной форме.

Литературный язык, в зависимости от того, где он применяется, имеет несколько разновидностей — стилей: научный, официально-деловой, публицистический и художественный стиль, или язык художественной литературы.

Слово стиль происходит от латинского stylus — остроконечная палочка. В древности оно означало заостренную с одного конца и закругленную с другого палочку, стержень, из дерева, металла, кости. Острым концом писали, другим — в виде лопаточки — стирали неудачно написанное, чтобы писать снова. Отсюда выражение: «Чаще поворачивай!», т.е. чаще исправляй, переделывай, переписывай.

Слово стиль стало означать качество написанного. Суть владения языком заключается в умении выразить свою мысль по-разному, различными языковыми средствами, что и отличает один стиль речи от другого.

Ядром каждого стиля являются общелитературные, стилистически нейтральные средства языка, употребляющиеся в любом из стилей и создающие единство литературного языка. Такими стилистически нейтральными, общелитературными языковыми средствами являются, например, слова лес, поле, пахать, читать, молодой, стальной, один, я, хорошо, и, в и т.п.; подавляющее большинство форм склонения существительных, прилагательных, спряжения глаголов. В области синтаксиса к стилистически нейтральным относятся многие двусоставные предложения с простым согласованным глагольным сказуемым и прямым порядком главных членов.

На фоне этого большого пласта общелитературных, стилистически нейтральных языковых средств выделяются слова и формы, более ограниченные по своему употреблению, присущие тому или иному стилю. Так, например, слова надлежащий, нижеподписавшиеся, истец, ответчик, отозвать, устойчивые словосочетания вышестоящие органы, установленный порядок, принимать меры, ставить вопрос и др. регулярно используются в текстах официально-делового стиля и служат его показателями. Прикрепленность языковых единиц (приставок и суффиксов, слов, фразеологизмов, морфологических форм, синтаксических конструкций) к определенной стилевой системе создает их стилистическую окраску (книжную, разговорную или нейтральную). Например, слово доказательство общелитературное, стилистически нейтральное; слово аргумент стилистически ограниченное, книжное; слово брат общелитературное, стилистически нейтральное; братец, братишка стилистически ограниченные, разговорные; формы именительного падежа множественного числа у существительных слЕсари, прожЕкторы стилистически нейтральные, общелитературные, формы этих же слов на , (слесарЯ, прожекторА) стилистически ограниченные, разговорные.

Употребление языковых средств в соответствии с законами жанра, особенностями функционального стиля и с целью и условиями общения регулируются стилистическими нормами. Однако неумелое пользование средствами, закрепившимися в определенном стиле и неоправданно перенесенными в другой, воспринимается как нарушение нормы, и даже как явная ошибка. Чтобы не допускать ошибок, необходимо знать основные функциии, сферу применения и жанры каждого стиля речи, стилевые черты и средства их выражения (см. таблицы ).

 

Стиль Функ­ция Сфера примене­ния Жанры
            устной речи письменной речи
Научный сооб­щение научная лекция, доклад, ответ на уроке учебник, моно­графия, статья, тезисы, энциклопедия
Офици­ально-деловой сооб­щение правовая допрос, судебная речь, речь на перего­ворах закон, указ, инструкция, протокол, до­говор, заявле­ние отчет
Публи­цисти­ческий воздей­ствие общест-венно-полити­ческая выступления на митингах, собра­ниях, съездах; дискуссия. статьи в газе­тах, журналах, репортаж, очерк, фельет­он
Худо­жест­венный воздей­ствие эстетиче­ская произведения фольклора рассказ, по­весть, роман, комедия, тра­гедия поэма, басня
Разго­ворный обще­ние бытовая беседа, рассказ дружеские письма, послания
 

 

Стилевые черты черты черты черты черты Средства выражения стилевых черт
   
Научный стиль
Обобщенность Абстрактная лексика: явление, свойство. Кон­кретная лексика в обобщенных значениях: Береза - лиственное дерево с белой корой. Безличные, неопределенно-личные предложения: Можно сделать вывод. Глаголы в наст. вр.: Эдельвейс растет высоко в горах.
Подчеркнутая логичность Конструкции связи: Обобщим сказанное. Специальные слова, подчер­кивающие логику; вводные слова: следовательно, таким образом; подчинит. союзы: если, поскольку, так как, так что, наречия: потому, поэтому, отсюда.
Точность Термины:молекула.Уточняющие конструкции: Ядра атомов со­стоят из нуклонов (протонов и нейтронов). и нейтронов).
Официально-деловой стиль
Императивность(директивность) Слова и конструкции со значением долженство­вания: Каждый гражданин обязан… Необходимо явиться... Документы направлять в деканат.
Однозначность (точность, не допускающая иного толкования) Термины: протокол, истец. Слова в прямом зна­чении. Даты: При приемке товара по счету от 5 мая 1990 г. за № 810 удостоверена недостача. Сложный синтаксис за счет предложений с пунк­тами и подпунктами; с однородными членами и обособленными оборотами: Ассортимент, коли­чество и цена товара в каждой партии согласу­ются сторонами на основании заказов Покупа­теля, переданных по электронной почте, факсу. телефону, и указываются в фактурах (наклад­ных) и счет-фактурах.
Стандартизированность Условные конструкции: Если поставка товара просрочена, покупатель вправе отказаться.Клише: привлечь к уголовной ответственности. Конструкции с «расщепленными» сказуемыми: сделал заявле­ние, производят ремонт. \

 

Публицистический стиль
Оценочность Оценочная лексика: полезный, важно, опасно, общественно-политическая лексика: выборы, пре­зидент, партии.
Экспрессивность Тропы (метафора, олицетворение и др.). Риторические вопросы, восклицательные предложения, обращения; рас­члененные конструкции, парцелляция, например: И настал новый день. Чтобы принести новые тревоги. Именительный темы: Руководитель. Каким он должен быть? Другие фигуры речи.
Художественный стиль
Конкретность, образность (художественно-образная речевая конкретизация) Слова в конкретном значении для создания образа: Сестры-березки небольшие еще, в рост чело­века, они растут рядом, как одно дерево. Пока не распустились еще листья и надутые почки как бусинки, на фоне неба видна вся тончайшая сеть веточек этих двух сплетенных берез. М. Пришвин).
Экспрессивность (эстетически направленная) Экспрессивно окрашенная лексика (с окраской торжественности, восхищения, ироничности и др.). Тропы, фигуры речи, приемы звукописи.
Разговорный стиль
Непринужден­ность Неполные, эллиптические предложения. Незавер­шенные конструкции.
Конкретность Лексика бытовая, конкретная - так называемые бытовизмы: чайник, кастрюля, расческа, шкаф, куртка, шапка, т. е. слова из повседневного оби­хода, по темам: еда, дом, одежда и т. п. Ограни­чен состав абстрактной лексики, книжных слов, терминологии.
Экспрессивность Восклицательные предложения. Междометия (ах, ох, эх, ой, фу), частицы (ишь, ну, же, -ка и др.). Экспрессивные морфологические формы (скок, глядь; мам, Вань).
Субъективная оценочность Личные местоимения. Оценочная лексика. Суф­фиксы субъективной оценки: кисонька, лапушка, сестричка, трудяга, хитрюга, говорун, слабак, детина, грязища.

Чтобы ваша речь (текст) была яркой, воздействующей на слушателей (читателей), необходимо использовать средства выразительности: тропы, фигуры речи, звукопись.

Троп- слово или оборот речи, употребленные в переносном значении (греч. tropos - поворот). В тропе функция образной характер преобладает над функцией номинации (названия). Виды тропов:

Эпитет - определение, придающее речи образность, эмоциональ­ность: чистое поле; золотые лучи солнца; янтарный мед; алмазн а я роса; печальная звезда; жуткий скрежет.

Метафора- уподобление по сходству, скрытое сравнение (т. е. не выраженное специальными грамматическими средствами): наш ко­мандир — о р е л; был пешкой в политической игре; металл в голосе; стрелять глазами; дождь барабанит в окно. Распространенный структурный тип метафоры - генитивная мета­фора(существительное впереносном значении управляет родитель­ным падежом - генитивом): бриллианты росы; серебро седины; море огней; лента дороги.

Сравнение- грамматически оформленное сопоставление с другим предметом или явлением:

1) обороты со сравнительными союзами как, словно, точно, будто и др., предлогом подобно, прилагательным подобный и т. п.: Ты ведешь себя как осел; Он действовал четко и точно, словно ро­бот; Капли росы блестят подобно бриллиантам; Прилив поднимает волны, по д о б н ы е горам;

2) сравнительная степень прилагательного или наречия обычно в со­четании с формой родительного падежа существительного: «Гарун бежал быстрее лани» (М.Лермонтов);

3) форма творительного падежа существительного (так называемый творительный сравнения): Заботливыми пчел ами кружились вокруг.

Метонимия - перенос названия с одного предмета на другой, смеж­ный: читать Пушкина; город отмечает юбилей; съел целую тарелку.

Синекдоха- перенос по количественному соотношению, употребле­ние ед. числа вместо множественного и наоборот: «И слышно было до рассвета, как ликовал француз»
(М. Лермонтоов).

Олицетворение- уподобление живому существу: Море смеется; Судьба играет человеком; «И звезда с звездою говорит» (М. Лермонтов).

Аллегория- иносказание, передача отвлеченного понятия через кон­кретный образ: Не должны победить л и с ы и волки (хитрость,злоба, жадность).

Ирония- переименование по контрасту, подразумевающее противо­положное сказанному: Ну и помог ты мне; «Отколе, умная, бредешь ты, голова?» (И. Крылов); Да, я смотрю, ты великийФилософ !

Гипербола- преувеличение: тысячу раз тебе говорил; сто летс нии не виделись; напугал до смерти.

Литота- преуменьшение: в двух шагах отсюда; лошадь величинойс кошку.

Перифраза(или перифраз) - замена названия предмета описатель­ным оборотом: страна фараонов (о Египте); царица но­чи (о луне); Грозно зарычал царь зверей (лев); Из чащи на onyшкyвышел лесной великан (лось).

Оксюморон- соединение несоединимых понятий: живой труп; красноречивое молчание.

Антитеза- сопоставление противоположных понятий: «А он, мя­тежный, просит бури, как будто в бурях есть покой!» (М. .Лермонтов); Неблаговидные дела подблаговидным предлогом (из газеты).

Фигуры речи (стилистические фигуры, риторические фигуры) - особые синтаксические построения, усиливающие образно-выразитель­ную функцию речи. Основные фигуры:

Параллелизм- сходное построение предложений, самостоятельныхили в составе сложного предложения (часто - с использованием ан­титезы): «Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краюродном?» (М. Лермонтов); «Добро радуется чужому счастью, зло -чужому страданию» (В. Дудинцев). Синтаксический параллелизм может сочетаться с лексическим повтором. Наример: Утихает светлый ветер, засыпает теплый ветер».

Экспрессивный повтор- стилистически оправданный повтор слов в пределах одного или нескольких предложений: «Это большой труд и большая удача - найти друга и не потерять его» (И. Бестужев-Лада).

Анафора- повтор в начале предложений или их частей: «Кля­нусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем, клянусь позором преступленья и вечной правды торжеством. Клянусь паденья горькой мукой, победы краткою мечтой; кля­нусь свиданием с тобой и вновь грозящею разлукой» (М. Лер­монтов).

Эпифора- повтор в конце предложений или их частей: «Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно т и туляр ный советник?» (Н. Гоголь); Я всегда это знала, и ты тоже зн ал, мы оба это з н ал и!

Симплока- повтор срединной части предложений: «Строем кля­нусь и полком! Боем клянусь и штыком!» (Е. Благинина).

Кольцо, обрамление- повтор в начале и в конце: Счастья тебе желаю, огромного, настоящего! От всей души - счастья!

Стык, подхват- повтор, связывающий концовку первой и начало второй фраз или их частей: «Придет оно, большое, как глоток, глоток воды во время зноя летнего» (Р.Рождественский).

Градация– расположение слов (словосочетаний, предложений) по нарастающей или по или убывающей.

Восходящая градация:Я вас прошу, я очень прошу, я вас умоляю. Нисходящая градация:«Не обошлось без переломов рук и ног, сотрясения мозга, ушибов» (из газеты).

Период- многочленное сложное предложение, гармоничное по
синтаксической структуре и образующее две интонационно проти­вопоставленные части (первая характеризуется повышением тона, вторая - понижением): «Кто бродил ночью по руднику и видел ,как,
преображенные лунным светом, хорошеют трогательные шахтер­ские хаты, кто видел степь под луной, серебристую и оживленную, с шумными приливами и отливами сизых ковыльных волн, кто жад­но вдыхал горячие запахи ночи - словом, кто любил, и страдал, и
надеялся, и не ведал покоя, тот знает, как греет лунный свет!»
(Б.Горбатов).

Эллипсис- пропуск сказуемого, придающий речи динамизм: «Татьяна в лес, медведь- за нею» (А. Пушкин); «Чтобы с каждого окна - флаги! С каждой крыши - фейерверк! Из-за каждого угла - цветы!» (К. Федин).

Инверсия- стилистически значимое изменение обычного порядка слов: «Судьбы свершился приговор!» (М. Лермонтов).

Парцелляция- разделение одного предложения с помощью точки (или заменяющего ее знака - восклицательного, вопросительного) на несколько частей (две или более) в экспрессивных целях. Парцелляция в пределах простого предложения: Я поехал в город. Купить лекарство; «И снова идешь среди воя со­бак. Своей. Привычной. Поступью. Тигра» (И. Сельвинский). Базовая конструкция, как правило, представляет собой полное предложение, парцелляты - неполные предложения.

Парцелляция в сложноподчиненном предложении присходит в результате отделения точкой придаточной части. Например: «Позже всего стареет голос. Поскольку голос - это инструмент души» (В.Токарева). Парцеллированная придаточная часть обычно является полным предложением, но может быть и неполным. Напри­мер: Человек всегда был красив, если его имя звучало гордо. Когда был бойцом. Когда был открывателем. Когда дерзал (из газеты); парцелляты здесь - двусоставные неполные предложения (без подлежащего).

Риторический вопрос- вопрос, заданный не с целью получить от­вет, а с целью привлечь внимание к явлению: «Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык?» (А. Пушкин).

Риторическое восклицание- восклицание как специальный прием выразительной речи: «Степи, как вы хороши!» (Н.Гоголь); «О, хотя бы еще одно заседание относительно искоренения всех заседаний!» (В. Маяковский).

Риторическое обращение- эмоциональное обращение к людям, непосредственно не участвующим в общении, или к неодушевлен­ным объектам (часто - в сочетании с риторическим вопросом или
восклицанием): «Эй, россияне! Ловцы вселенной, неводом зари зачерпнувшие небо, - трубите в трубы!» (С. Есенин); Позвольте вам, уважаемые читатели, задать вопрос (из газеты).

Звукопись - совокупность приемов, способствующих усилению звуковой выразительности текста.

Аллитерация- повторение однородных согласных звуков: Тише едешь — дальше будешь; «Где он, бронзы звон или гранита грань?» (В. Маяковский); «Черный читает чтец»

(М. Цветаева).

Ассонанс- повторение одинаковых гласных звуков (часто в сочетаниис аллитерацией): «У наших ушки на макушке, чуть утро осветило пушки и леса синие верхушки - французы тут как тут» (М. Лермонтов).

В широком смысле к средствам выразительно­сти, или экспрессивности (ср. лат. expressio - выразительность), отно­сятся все средства, использование которых придает речи эмоциональ­ность, образность. Это синонимы и антонимы, слова с книжной (высо­кой) или, наоборот, разговорной (сниженной) стилистической окраской, слова с суффиксами субъективной оценки, индивидуально-авторские неологизмы, ряды однородных членов, восклицательные предложения, синтаксические конструкции разговорного стиля, неполные предложе­ния, вопросно-ответная форма изложения и другие экспрессивные лек­сические и грамматические средства, а также устойчивые единицы - фразеологические обороты, пословицы, поговорки.