Межкультурная коммуникация в печатных и электронных СМИ. Теория С.Хантингтона

Система массовой коммуникации становится доминирующим фактором современной культуры.

Масс-медиа формируют картину мира современного человека - его ценности, концепты и стереотипы, поэтому в контексте их деятельности диалог культур предстает как процесс "взаимо-воздействия" различных картин мира, воплощенных в текстах СМИ.

Медиа-тексты, которые сообщают о реалиях других социо-культурных общностей или непосредственно адресованы аудитории иностранных государств, играют самую активную роль в межкультурном диалоге как в плане широты охвата аудитории, так и по силе коммуникативного воздействия.

СМИ - канал межкультурной коммуникации

Если речь идет о межкультурном диалоге на уровне межличностного общения, то такое взаимодействие действительно может быть непосредственным . Если же мы имеем дело с диалогом на уровне целых культур в семиотическом и культурологическом смысле, то едва ли непосредственное взаимодействие здесь осуществимо в принципе. Как правило, коммуникация между культурами является сугубо опосредованной.

"Посредниками" такого взаимодействия являются как сами произведения культуры, так и средства их технического кодирования и передачи. Согласно известной концепции теоретика коммуникации М.Мак-Люэна, определяющее значение для того или иного исторического типа культуры имеет характер коммуникативной технологии, господствующей в данный период. Иными словами, тот или иной способ коммуникации (устный, письменный, электронный) детерминирует во многом мировоззрение и мировосприятие эпохи.

При этом в понятие канала следует включить не только технические характеристики передающей "среды", но и творческую деятельность людей, "преломляющих" события окружающей действительности через призму институциональных и субъективных установок. Таким образом, адекватность межкультурного понимания оказывается во многом зависимой от тех особенностей института СМИ, которые характеризуют его функционирование в качестве канала передачи информации.

Своего рода аналогом данного понятия в отношении массовой коммуникации можно считать концепцию коммуникативных имиджей СМИ, предложенную другим теоретиком массовой коммуникации Д. Мак-Куэйлом. В его понимании степень посредничества СМИ в когнитивном взаимодействии индивида с миром действительности варьирует в диапазоне от нейтральности до манипуляции и контроля. Это посредничество реализуется в различных коммуникативных имиджах, воплощаемых в новостных жанрах СМИ.

В обзоре О.В. Зернецкой суть основных имиджей представлена следующим образом:

окно, открытое навстречу событиям (никто не вмешивается в процесс);

зеркало событий в обществе и мире (имеется в виду правдивое изображение), хотя "угол" отражения зависит от материалов и зритель не всегда видит все, что мог бы видеть;

фильтр, вратарь или сторож (отбираются одни факты и мнения, но умышленно или неумышленно утаиваются другие взгляды и голоса);

указатель пути, гид или переводчик ("разжевывают" то, что в ином случае может показаться загадочным или фрагментарным);

экран или барьер (отсекают нас от действительности, навязывая фальшивый взгляд на мир через фантазию или пропаганду)".

Приведенные коммуникативные имиджи рассматриваются М. Куэйлом как проявления медиации - процесса опосредующего преобразования действительности в новостную информацию СМИ.

«Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка» (англ. The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order; 1996) — историко-философский трактат Сэмюэла Хантингтона, посвящённый миру после холодной войны.

Хантингтон утверждает, что географическое соседство цивилизаций нередко приводит к их противостоянию и даже конфликтам между ними. Эти конфликты обычно происходят на стыке или аморфно очерченных рубежах (faultlines) цивилизаций. Иногда эти конфликты можно предвидеть исходя из логики развития и взаимодействия цивилизаций.

Основные идеи книги:

Цивилизации — это большие конгломераты стран, обладающие какими-либо общими определяющими признаками (культура, язык, религия и т. д.). Как правило, основным определяющим признаком наиболее часто является общность религии;

Цивилизации, в отличие от стран, обычно существуют долгое время — как правило, более тысячелетия;

После возникновения самых ранних цивилизаций (Древний Египет, Древний Шумер, Вавилония, Древний Китай, Древняя Индия), в течение почти трёх тысячелетий между ними не было никаких контактов или эти контакты были очень редкими и ограниченными;

Каждая цивилизация видит себя самым важным центром мира и представляет историю человечества соответственно этому пониманию;

Западная цивилизация возникла в VIII—IX веках нашей эры. Она достигла своего зенита в начале XX века. Западная цивилизация оказала решающее влияние на все остальные цивилизации;

Восприятие западного влияния (вестернизация) и технологический прогресс (модернизация) могут происходить раздельно или совпадать (частично или полностью);

Религиозный фанатизм часто является реакцией обывателя на модернизацию, вестернизацию или же на сочетание того и другого;

Некоторые цивилизации (западная, индуистская, синская, православная, японская и буддистская) имеют свои «стержневые», то есть главные, страны (core states), а другие цивилизации (исламская, латиноамериканская и африканская) не имеют стержневых стран. Цивилизации, имеющие core states, обычно более стабильны;

В процессе глобальных перемен, международные организации, возникшие после Второй мировой войны (ООН и т. д.) должны будут постепенно изменяться в сторону более справедливого учёта интересов всех стран. Например, в Совете Безопасности ООН должна быть представлена каждая цивилизация.

Список цивилизаций (согласно классификации Хантингтона)

Западная

Исламская

Индуистская

Синская

Японская

Латиноамериканская

Православная

Африканская

Буддистская