Понятие и слово

Понятие и слово. Понятие неразрывно связано с основной языковой единицей – словом. Понятие выражается и закрепляется в словах и словосочетаниях, без которых невозможно ни формирование понятий, ни оперирование имени (это слова и словосочетания, имеющие определённый смысл и обозначающие какой-либо предмет). Омонимы – это слова, совпадающие по звучанию, одинаковые по форме, но выражающие различные понятия.

Синонимы – это слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и тоже понятие, но отличающиеся друг от друга оттенками значения или стилистической окраской. Многозначность слов нередко приводит к смешению понятий, а, следовательно, к ошибкам в рассуждениях. Поэтому необходимо точно установить значение слов, с тем, чтобы употреблять их в строго определённом смысле.

Термин - это слово или словосочетание, обозна­чающее строго определенное понятие и характеризующееся однозначностью, по крайней мере, в пределах данной науки или родствен­ной группы наук. 3.Содержание и объем понятия. Содержанием понятия называется совокупность существен­ных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии. Множество предметов, которое мыслится в понятии, называ­ется объемом понятия. Понятие может быть достаточно (если не исчерпывающе) полно охарактеризовано с двух сторон — со стороны своего содержания (смысла) и со стороны того, к каким предметам оно относится.

Эти две стороны называются соответственно интенсиональной и экстенсиональной. а) Интенсиональность понятия. Содержание понятия объясняют, как правило, через отождествление его либо: - с понятием как таковым (содержание понятия — это система признаков, на основе которой осуществлено обоб­щение и выделение предметов в понятии). - со значением (совокупность существенных признаков предмета, мыслимых в понятии, называется содержанием понятия) -со всем, что известно о данном явлении вообще.

По­лучается, что в некотором смысле содержание понятия – это то, что нам известно о вещах, соответствующих этому понятию. Эти трактовки содержания понятия, заключают в себе некоторую мысль или тенденцию к ней, которую можно выразить так: содержание понятия — это информация, необходимая для того, чтобы образовать, сформулировать данное понятие и осмыслить его. А информация эта — знание всякого рода, о признаках отличительных, об­щих, существенных и всех вообще признаках.

Существует представление о величине содержания, т. е. содержание од­них понятий может быть больше, чем содержание других понятий. Но оп­ределения, что такое величина удержания понятия, по-видимому, не существует. Чаще всего объяс­няют это так: понятие, например, автомобиля более содержательно, т. е. больше по содержанию, чем понятие машины. Ведь чтобы сформулиро­вать понятие автомобиля, нужно использовать понятие машины.

Тогда как при определении машины понятие автомобиля использовать нет не­обходимости. Сравнивать по величине можно лишь подчиняющее и под­чиненное понятия, но не иные. Специфическим элементом содержания понятия является коннотация, т. е. те этические и эстетические оттенки, окраски и ассоциации, которые мы вкладываем в понятие (особенно в русском языке), приводящие иног­да к изменению его словесной формы. Чтобы понять, что же это, доста­точно сравнить такие слова, как дядя и дядюшка, дела и делишки и т. п и попытаться сказать, чем же они отличаются друг от друга. б) Экстенсиональность понятия.

Понятие всегда относится к каким-то объектам вне его, обозначает какие-то вещи явления, предметы. Именно те, которые имеют признаки, обобщенные в понятии. Такие предметы составляют особый класс. Класс предметов определяют как совокупность объектов, имеющих один или несколько общих характеристических при­знаков, отраженных каким-либо понятием. Чтобы перейти к объему понятия, нужно провести различие между предметами реальными и абстрактными.

Случается, что кое-какие признаки и черты приписываются ему и ошибочно. Словом, предмет в своем реальном бы­тии и предмет как объект мысли — это не одно и то же. В последнем случае мы имеем дело с особым мыслительным явлением, которое называют абстрактным предметом. Предмет, о котором известно только то, что он подходит под то или иное понятие, и больше ничего, есть целиком мыслительное образование и называется абстрактным предметом.

Совокупность абстрактных предметов, соответ­ствующих одному и тому же понятию, составляет его объем. Понятию, однако, соответствуют не только отдельные конкретные пред­меты, но и их категории. Поэтому в трак­товке объема понятия можно отметить два подхода. Первый заключается в том, что объем понятия, составляют все другие понятия, для которых оно является общим. Например, понятие машины является общим для таких понятий, как автомобиль, грейдер, экскаватор и т. д. Такой объем можно было бы назвать объе­мом разнообразия, потому что он показывает, как велико число разно­видностей данного явления, как разнообразно оно. Bторой подход можно выразить такими словами: объем понятия — все предметы, к которым относится данное понятие.

Объём понятия не может состоять из реальных предметов, а может состоять лишь из мыслей. Мы сказали бы так: объем понятия составляют утверждения о наличии (существовании) конкретных пред­метов (или их категорий, понимаемых как одно целое), которые обладают свойствами, подходящими под данное понятие, что позволяет быть реальным и данному понятию.

Объемы, составленные из утверждений о существовании предметов, соответствующих данному понятию; могут быть названы количественными. При обращении с объемами понятий возможна следующая ошибка: части предмета могут полагаться частями объёма. Получается сколько у предмета частей, таков и его объем. Но части предмета — это не экземпляры, не категории и разновидности предмета.

Плавник не есть разновид­ность рыбы, потому объемы этих двух понятий не соприкасаются. 3.1 Логика содержания. Формальная логика. Это логика объемов, она сосредоточивает свое внимание на экстенсиональной стороне мышления. Для нее мышление — это всякого рода операции с объемами понятий и суждений. От их содержания она отвлекается. Потому-то она и формальна. Она ищет способы определения истинности высказываний, основываясь только на отношениях объемов (или, как говорят, только в экстенсио­нальном контексте). Отсюда следует, что должна существовать и логика содержания, кото­рая сосредоточивалась бы на интенсиональной стороне мышления, на содержании понятий и суждений и на взаимодействии этих содержаний. Логика со­держания должна идти в русле теории познания, выяснять, как внешний мир правильно отражается в мышлении, Пустые объемы.

Иногда говорят, что объемы тех или иных понятий являются пустыми. Объем (класс), согласно распространенной точке зре­ния, может быть пустым в двух случаях: - когда предметы, отраженные в понятии, противоречат физической возможности.

Это либо вещи вроде вечного двигателя, либо порождения фантазии (кентавры, русалки и т. п.). - когда речь идет о само противоречивых понятий. И те, и другие понятия, говорят, имеют свое содержание, но объемы их пусты. Эти понятия называют еще ложными. Онтологическая модальность понятий. Существует понятие модаль­ности. Модальность - способ существова­ния какого-либо объекта или протекания какого-либо процесса (онтоло­гическая модальность) или же способ понимания, суждения об объекте, явлении или событии (гносеологическая или логическая модальность). Логическое существование — это существование вообще, в самом ши­роком смысле слова существование, безотносительно, каким способом и в качестве чего. Эти виды существования пере­крещиваются, и мы можем наметить основные виды (классы) существо­вания вещей: • чувственно-объективное – это вещи, которые нами ощу­щаются и которые физически реальны.

Таковы предметы, которые мы видим вокруг себя солнце, облака, деревья, другие люди и т. д. • чувственно- субъективное - это наше настроения, мысли, фантазии, мечты, образы и т.п.; • скрыто-объективное - это то, что есть физически, но что не дано нам в ощущениях непосредственно, прежде всего, физический и биологичес­кий микромир, иные планеты и космические миры; • скрыто-субъективное - это то, что называют бессознательным содер­жанием нашей психики, различные комплексы и установки.

Объем того или иного понятия существует лишь в каком-то из этих четырех классов. Будучи перенесенным, не в свой класс, он оказывается пустым, т. е. его элементы лишаются такого признака, как существование.

Сделаем вывод — абсолютно пустых объемов нет. Пустота объема относительна. Тот или иной объем может быть пустым, лишь с точки зрения принимающей какой-либо класс существования за единственный и игнорирующий все остальные. 4.