Заглавие и рекомендация (Titel und Empfehlung).

На­звание книги должно броситься в глаза. Название книги должно привлечь к себе и вызвать желание об­ладать книгой с таким названием. Всеми правдами (а частенько и неправдами) издательство старается при­влечь наше внимание названием и оформлением книги. Но мы не отданы на произвол рекламе. Случай делает нам предложение, но от нас самих зависит, пойдём ли мы на него.

Также дело обстоит и с рекомендацией. С ней мы знакомимся ещё на школьной скамье. Наш сосед по парте протягивает нам "отличную" книгу перед тем, как прозвонит звонок на урок. И сейчас ничего не изменилось. Бестселлер взбирается на вершину успеха на волне массовых рекомендаций. Здесь случай ста­новится психологическим законом. Бестселлер не ре­зультат обдуманного чтения.

Существуют целые жанры книг, написанных для "случайного читателя", например детективные романы и прочая лёгкая развлекательная литература. С другой стороны, существуют и виды литературы, предназна­ченные исключительно для вдумчивого чтения: учеб­ники, научные труды, научно-популярные книги.

"Цепная реакция" в чтении (das "Kettenlesen"). Очень часто случайное знакомство с книгой ведет к плано­мерному чтению: человек случайно натолкнулся на название книги в витрине, или это рекомендация знакомого, библиотекарши или книготорговца или даже экранизация романа, которая в нас рождает же­лание прочесть книгу. У нас появляется желание про­честь ещё и нечто подобное. При этом важно, что в книге, волей случая врученной нам, захватило нас: сам материал или его изображение.

Если это изображение, то мы проявляем живой ин­терес к автору; мы прочитаем его другие произведе­ния и, вероятно, в конце концов обратимся к его личности и методу работы. Если же нас захватил ма­териал самой книги, то впоследствии мы будем искать книги, близкие той по содержанию. Если нас не за­интересовало ни то, ни другое, разочарование неиз­бежно.

Выдающиеся произведение может пленить нас и объективной стороной повествования. Так магнетизм, исходящий от "Мадам Бовари" Флобера, может с пол­ным основанием быть перенесён как на другие его произведения и персонажи, так и на его писатель­скую технику, изучение проблем женской эмансипа­ции или историю культуры Франции. Вдохновленный фильмом "Унесённые ветром" по роману Маргарет Митчелл читатель может обратиться к американской литературе или американской истории.

Этот магнетизм рождает в нас зачатки планомер­ного чтения, как того требует стремление к обшир­ным знаниям и глубокому проникновению в различ­ные отрасли науки.

Если настоящее усвоение содержания книг требует интенсивного чтения, то читать необходимо плано­мерно, чтобы делать прочитанное своим достоянием и суметь ответить на определённые вопросы. При пла­номерном чтении необходимо придерживаться опре­делённых правил.