НОТНОЙ ГРАМОТЕ

* Имеется в виду стиль игры, где звукоизвлечение осуществляется пальцами, а не таким, например, приспособлением, как плектр (медиатор).

 

Я

вляясь, по существу, ШКОЛОЙ игры на гитаре, работа написана в форме самоучителя. Побудительным мотивом к её созданию явилось стремление обучить всех желающих профессиональной игре на гитаре, дав им познания и навыки, необходимые для дальнейшего технического совершенствования и творческого роста.

Почти все взрослые люди, учившиеся у меня играть на гитаре, проделывали один и тот же путь: шли сначала в нотный магазин и покупали «Школу игры на гитаре» того или иного автора. И только осознав невозможность обучения по данным пособиям, приходили ко мне. А не состоялось самостоятельное обучение всего по двум причинам, но причины эти, имея глобальный характер, способны свести на «нет» усилия самого заинтересованного человека. Во-первых. Объяснение материала в этих «Школах» столь поверхностно и скупо, что сводится практически к описанию: вам говорят о важности какого-либо приёма игры и о необходимости умения владеть им, но не сообщают о том, каким именно образом этого добиться. Во-вторых. Практически в любой «Школе игры на гитаре» теоретический раздел, содержащий краткие сведения о музыкальной грамоте, находится в самом начале. Именно здесь вы получаете тот необходимый, по мнению авторов, минимум информации, позволяющий самостоятельно разобраться с прочтением нотного текста. Остальной же объём учебного пособия занимают обычно произведения, которые вам предстоит сыграть, опираясь на знания, полученные в теоретическом разделе. И вот новичок с рвением берётся за дело. Изучает, что такое высота звука, длительность звучания нот, размер музыкального произведения. Ему кажется, что он всё понимает. Тогда он торжественно открывает первое в своей жизни музыкальное произведение… и, не сумев с ним справиться, откладывает в сторону, потому что ему забыли объяснить, как применить полученные знания на практике!

В своей работе я постарался учесть ошибки своих предшественников, объясняя материал так, как делаю это на ежедневных уроках ­– детально, скрупулёзно и методично, напоминая забытые моменты и давая практические советы по ходу изучения произведений. Кроме того, теоретические выкладки в самоучителе не оторваны от практических занятий, благодаря чему у обучающегося создаётся ощущение присутствия учителя, чувство, что его проводят буквально «за руку» по всему курсу обучения.

Основным же достоинством данной работы считаю попытку разъяснить и обосновать то, что так старательно обходили молчанием авторы многочисленных «Школ игры на гитаре» в таких, например, темах, как: «Порядок действий пальцев правой руки при исполнении произведений», «Правила исполнения мелизмов», «Техника извлечения ультравысоких звуков с помощью традиционных искусственных флажолетов и искусственных флажолетов нового типа», «Техника смены позиций» и многих других. Молчание большинства авторов при разъяснении некоторых тем понятно и вполне объяснимо, ведь гитара совсем недавно вышла на тот уровень развития, на котором находится сейчас и слишком много ещё белых пятен имеется как в методике обучения, так и в практическом применении некоторых новаторских идей. И я искренне надеюсь, что, благодаря «Практическому пособию», эти пятна, в основной своей массе, исчезнут.

Центральной частью «Практического пособия» являются упражнения, которые, за исключением гамм начального уровня и упражнений, являющихся неотъемлемой частью мировой педагогической практики, ранее нигде не публиковались. Именно с их помощью вы сможете развить ту феноменальную технику, которая позволит вам исполнять произведения любого уровня сложности. Причём не когда-то в отдалённом будущем, а в достаточно короткие сроки (Обучение рассчитано на два – три года. Согласитесь, для того чтобы овладеть профессиональными навыками игры на 6-струнной гитаре, срок и вправду небольшой). На базе этого огромного количества упражнений и была создана уникальная методическая система, дающая, как показывает жизнь, потрясающий по эффективности результат.

Материал изложен поурочно, и в каждом уроке вас ждут не только практические, но и теоретические занятия. Отрабатывая уроки один за другим (всего 165 уроков, с объёмом, достигающим порой двадцати с лишним страниц формата А4 каждый), вы будете, как по ступенькам лестницы, подниматься, повышая свой исполнительский и теоретический уровень, пока, наконец, не доберётесь до самой верхней ступеньки, именуемой виртуозное владение гитарой. Несмотря на то, что обучение займёт длительное время (что понятно, ведь каждый урок нужно отработать так, чтобы полученный навык остался с вами на всю жизнь), результат не замедлит сказаться. И главное, его не надо ждать годами, он проявит себя достаточно быстро: первое произведение будет сыграно вами уже через месяц-полтора (в зависимости от скорости усвоения материала). Так что запаситесь терпением, настройтесь на трудную, но благодарную работу и смело беритесь за дело. В конце обучения вас ждут не только блестящая техника, но и огромный репертуар, состоящий из произведений мирового класса!

 

С уважением, Андрей Носов.

 

Прежде, чем приступить к практической стороне обучения, поговорим, собственно, о гитаре: о классификации гитар, о критерии выбора гитары при покупке; из чего состоит гитара и как исправить (при необходимости) мелкий брак в её изготовлении; какие бывают струны, как их натягивать, и т.д.