Посадка гитариста

Н

е стоит относиться к этой главе пренебрежительно: от того, как вы сидите, в немалой степени будет зависеть и то, как вы играете. Современная 6-струнная гитара (классическая) – не просто инструмент для исполнения простейших аккордов, а инструмент для сольной, виртуозной игры. А поскольку виртуозная игра предполагает не только беглое перемещение пальцев левой руки по всему грифу, но и разнообразие действий пальцев правой руки, выполняющих задачи по обеспечению звучания гитары, требуется освободить руки от поддерживания инструмента. Эту задачу, задачу освобождения пальцев для игры, и решает правильная посадка.

Подберите себе из мебели, что-нибудь, соответствующее вашему росту. Неважно, что это будет, обычный стул, кухонный табурет или предмет мягкой мебели. Лишь бы удобно было заниматься достаточно длительное время и имелась возможность обеспечить правильную посадку.

Посмотрите на рисунок №6. Корпус гитариста прямой. Ноги немного разведены, и нижняя часть гитары помещена между ногами. Левая нога опирается о подставку (в данном случае – футляр для гитары), а правая – согнута в колене и находится рядом со стулом. Предплечье покоится на опоре – корпусе гитары, а кисть свободно свешена. Это классическая посадка. Основными, опорными точками, обеспечивающими устойчивость инструмента при игре, являются здесь: 1 – бедро левой ноги; 2 – внутренняя часть бедра правой ноги; 3 – грудная клетка исполнителя; 4 – предплечье правой руки. Поговорим об этих точках, а также о положении гитары по отношению к исполнителю более подробно.

ПЕРВАЯ ОПОРНАЯ ТОЧКА (бедро левой ноги). Как видно из рисунка, левая нога опирается о подставку. Подставка под левой ногой нужна для того, чтобы приподнять ногу, создав такой уклон бедра (часть ноги, от колена – до таза), который мог бы предотвратить сползание инструмента. Ставя ногу на опору и, тем самым, приподнимая её, мы пытаемся избежать беспрестанного подёргивания гитары в стремлении вернуть её в удобное для себя положение.

Сразу же скажу о подставке, на которую должна опираться ваша левая нога. В продаже имеются настоящие подставки с возможностью регулирования высоты опорной площадки. Но в домашних условиях используются обычно подручные средства, например: толстая книга, или плотная подушечка, или, как на рисунке, гитарный футляр. Да мало ли что ещё, главное – приподнять левую ногу (однако не настолько, чтобы испытывать неудобства)! Если, вдруг, вы захотите сесть на что-то более низкое, чем обычный стул, тогда, возможно, подставка под ногу не понадобится вовсе, так как уклон бедра может оказаться достаточным для того, чтобы гитара не съезжала с вашей ноги.

Далее. Разведём ноги с таким расчётом, чтобы нижняя часть гитары могла поместиться между ними (однако не настолько широко, чтобы дать ей возможность провалиться) и пристроим гитару на бедре левой ноги, придвинув её как можно ближе к туловищу. Обратите внимание – гитара должна опираться о бедро всей плоскостью обечайкив месте её выемки-изгиба (Рис.6), а не стоять на ребре между обечайкой и нижней декой и, тем более, не лежать на коленях наподобие гуслей.

ВТОРАЯ ОПОРНАЯ ТОЧКА (внутренняя часть бедра правой ноги). Внутренняя часть бедра правой ноги (держите её твёрдо) предотвращает проваливание гитары между ногами. Теперь, когда определены две опорные точки, гитара при игре не сможет сместиться ни вперёд, ни вниз.

Чтобы сидеть было удобно, правую ногу согнём в колене и поместим под сиденье стула или поставим с правой стороны от него.

ТРЕТЬЯ ОПОРНАЯ ТОЧКА (грудная клетка исполнителя). Выпрямим спину и слегка наклонимся вперёд, до касания инструмента грудью. Старайтесь сидеть не только с прямой спиной, но и строго вертикально, не отклоняясь ни вправо, ни влево. Подключив третью опорную точку, мы избавились от раскачивания верхней части инструмента вперёд-назад.

ЧЕТВЁРТАЯ ОПОРНАЯ ТОЧКА (предплечье правой руки). Если вы посмотрите на рисунок №6, то увидите, что предплечье (часть руки от кисти до локтя) исполнителя, опирается о гитару (точнее о ребро между верхней и боковой декой) примерно на уровне подставки для крепления струн. Давайте установим в это место предплечье правой руки, а затем свободно свесим кисть и пальцы(выполните это условие непременно!). Если вы всё сделали правильно, гитара ведёт себя устойчиво и не нуждается более ни в какой другой поддержке.

Далее. Теперь отрегулируем уровень головки гитары по отношению к вам. Головка, точнее, самая верхняя точка головки, должна находиться примерно на уровне глаз исполнителя. Но только для человека среднего роста и стандартного размера инструмента. Если же гитара для вас великовата, головку гитары придётся поднять повыше (задняя часть гитары, как следствие, опустится глубже), иначе вы не дотянетесь до первого лада (первый лад, как вы уже знаете, – это пространство грифа от нижнего порожка до ближайшего к нему ладового порожка). Возможно, головка гитары окажется выше головы – не беда, главное, теперь вы сможете играть.

Давайте посмотрим, так ли вы сидите? Для проверки сядьте с гитарой так, как требуется, не забыв проследить за уровнем головки инструмента по отношению к вашим глазам, и свесьте вниз левую руку, перестав поддерживать ею инструмент. Если гитара не теряет равновесия, вы сидите правильно, если теряет – постарайтесь понять, в чём допущен просчёт, и исправьте его. Скорее всего, гитара легла на левую ногу не выемкой обечайки (если бы речь шла о человеке, можно было бы сказать, что в этом месте находится его талия). Или недостаточно глубоко осела между ногами. Или вы забыли прижаться к ней грудью.

Внимание!Данную посадку следует использовать всем, независимо от пола. Если же обстоятельства заставят вас изменить её, взяв гитару, скажем, на бедро правой ноги, сделайте это в виде исключения. Но, во время занятий, на протяжении всего курса обучения, используйте только классический вариант посадки.

Прежде чем приступить к изучению следующей главы, следует освоить посадку, садясь и вставая, садясь и вставая, до тех пор, пока всё не начнёт получаться как бы само собой.