Постановка правой руки

В

озьмите гитару в руки и сядьте с ней, как положено. Поместите предплечье правой руки на один уровень с подставкой для крепления струн (Точное место соприкосновения корпуса гитары и предплечья правой руки указать, к сожалению, невозможно, так как длина предплечья у каждого исполнителя своя. Поэтому за отправную точку возьмём район, находящийся примерно в середине внутренней части предплечья, а затем, в случае необходимости, изменим его. О том, как скорректировать положение руки «под себя», вы прочтёте ниже). Почувствуйте, что рука имеет опору, и свободно свесьте кисть. Обратите внимание, предплечье находиться сейчас не на плоскости обечайки, а на ребре между обечайкой и верхней декой (так и должно быть).

Установив предплечье, и свободно свесив кисть, посмотрим на пальцы. Они должны оказаться, приблизительно, посередине между концом грифа и подставкой для крепления струн (примерно в том же месте, что на рисунке №6, или 7). Сразу скажу, что играть можно в разных местах этого отрезка, изменяя тем самым тембр звучания гитары, но «ставить» руку следует обязательно в средней части «игрового» отрезка струны. И если ваши пальцы оказались сейчас приблизительно посередине между концом грифа и подставкой для крепления струн, ничего менять не придётся, но если обнаружилось, что пальцы находятся слишком близко к подставке, или даже на ней, то это положение, конечно же, следует исправить. Исправить положение руки нужно и тогда, когда свободно свешенные пальцы оказались над грифом. Скорректировать это можно одним единственным способом. Нужно изменить место соприкосновения правой руки и гитары, придвинув предплечье ближе к себе (но не изменяя при этом ни положения гитары, ни положения собственного тела), если пальцы оказались вблизи подставки. И, наоборот, отодвинуть от себя, если свешенные пальцы оказались над грифом (однако, недопустимо при этом сдвигать локоть настолько далеко, чтобы он, потеряв опору, свешивался за край инструмента (с правой стороны от вас)).

Ещё один момент. В большинстве случаев, направление линий суставов свободно свешенных пальцев окажется примерно перпендикулярно струнам (Рис.7). Так и должно быть (о том, почему угол в 900 по отношению к струнам считается правильным, вы узнаете в одной из следующих глав). Но бывают случаи, когда свободно свешенные пальцы самопроизвольно отклоняются в направлении подставки для крепления струн, нарушая, тем самым, правильное положение пальцев по отношению к струнам. В этом случае положение пальцев по отношению к струнам должно быть поправлено до угла в 90 градусов.

Найдя место для предплечья, запомните его, а затем проделайте всё ещё раз, то есть: правильно сядьте, установите предплечье и свободно свесьте кисть.

Продолжим. Теперь, прямо из этого положения, ничего в нём не меняя, слегка подогнём указательный, средний и безымянный пальцы и коснёмся (только коснёмся) ими первой ­– самой тонкой струны. Обратите внимание, зазор между пальцами должен остаться таким же, каким был у свободно свешенных пальцев – плотно стискивать их или, наоборот, увеличивать между ними расстояние не следует. Если вы не дотянулись до первой струны, предплечье следует подать немного вниз. Если же подогнутые пальцы оказались, наоборот, ниже первой струны, предплечье нужно подать вверх. Но, внимание, при любых перемещениях предплечья, изменяется лишь район предплечья, которым вы опираетесь о ребро корпуса гитары, ладонь же правой руки должна остаться на том же удалении от струн, что была до корректировки положения руки.

Но где же находится точка соприкосновения пальцев и струны? Это очень ответственный момент, так как, от него зависит не только качество звука, но и состояние техники правой руки. Чтобы определить его, временно отнимите правую руку от гитары, выпрямите пальцы и направьте их вертикально вверх, так, как на рисунке №8. Самая верхняя точка (ближайшая, скажем, к потолку) и будет точкой взаимодействия пальцев со струной (далее будем именовать её верхушкой пальцев).

Восстановим положение правой руки. Установим предплечье. Почувствуем, что рука имеет опору, и свободно свесим кисть. Теперь слегка подогнём указательный, средний и безымянный пальцы и коснёмся (не поставим, оказывая давление на струну, а именно коснёмся), верхушкой этих пальцев, первой (самой тонкой) струны. Сделали? Посмотрим теперь на руку – при правильной постановке линия пальцев, кисти и запястья должна образовать плавную дугообразную линию. Давайте поговорим об этой линии, в частности, об изгибе пальцев, более детально. Посмотрите, на рисунке №9 изгиб пальцев такой, будто рука накрыла крупное по размеру яблоко, и ладонь с пальцами повторила форму этого яблока. И если изгиб ваших пальцев примерно такой же, то ничего изменять не надо. Но если плавной округлости пальцев не наблюдается (то есть, они или выпрямлены значительно более того, что вы видите на рисунке, или, наоборот, согнуты наподобие крючков), то конфигурацию пальцев нужно поправить. Делается это при помощи движения предплечья правой руки. Но сдвигать предплечье, изменяя таким образом точку опоры, будем теперь не вправо-влево, как это было при определении центрального положения для свободно свешенных пальцев, а вниз-вверх по следующему плану:

  1. Если ваши пальцы выпрямлены более, чем это необходимо, предплечье надо подать вниз – пальцы округляться.
  2. Если пальцы согнуты более, чем это необходимо (наподобие крючков), предплечье надо подать вверх – пальцы выпрямятся.

Обратите внимание – в результате ваших действий изменению подлежит лишь точка, служащая опорой для предплечья. Но ни положение вашего тела, ни расстояние между струнами и ладонью правой руки изменено быть не должно.