Чего никогда не нужно делать при игре

Н

е нужно прислонять запястье правой руки к верхней деке. В этом случае пальцы оказываются согнутыми больше необходимого и вместо того, чтобы, чиркнув по струне, сойти с неё, будут вынуждены втыкаться в струну, вынуждая вас приподнимать кисть. Не следует также проделывать и обратное движение – поднимать запястье так, чтобы пальцы при игре оказались прямыми.

Н

икогда не сопровождайте движение каждого пальца подъёмом кисти («подпрыгиванием»). Кисть неподвижна по отношению к той струне, на которой вы играете! Это правило при классическом способе извлечения звука (в отличие от народной манеры исполнения – например, техники «Фламенко» – тема 160-го урока), является основным и его нужно соблюдать неукоснительно.

Н

е изменяйте конфигурацию пальцев при игре на четвёртой и пятой струне. Изгиб пальцев при игре на этих струнах (впрочем, как и на любой другой струне) должен быть примерно таким же, как и при игре на первой струне.

Н

е держите большой палец правой руки под ладонью. Большой палец при игре должен располагаться несколько левей указательного пальца (если смотреть на руку во время игры), причём БЕЗО ВСЯКОГО НАПРЯЖЕНИЯ. И хотя, действовать большим пальцем начнём только через урок, важно не создать до этого времени вредной привычки – под ладонью большой палец не будет находиться никогда.

Н

е смотрите на правую руку, наклонившись вперёд и опустив голову. Старайтесь сохранить при игре прямой корпус, а за посадкой, и собственными действиями во время извлечения звука, наблюдайте через зеркало.

Домашнее задание:

Играйте чередование указательного – среднего пальца на каждой струне (кроме шестой) как можно дольше. При игре оценивайте постановку руки, подмечая и исправляя возможные её недостатки. Внимательно вслушивайтесь в свою игру, добиваясь одинаковой силы звука от обоих пальцев. Играйте негромко и равномерно. Увеличение громкости исполнения повлечёт за собой излишнее напряжение руки, которое пагубно отразиться на постановке руки и скорости движения пальцев. Ваша задача на этом этапе заключается в создании навыка по извлечению звуков и увеличении подвижности пальце. А усилением звука будем заниматься в своё время.

Начинайте играть на первой струне. Научившись играть медленно, попытайтесь постепенно, ступенями, увеличивать скорость, стараясь задерживаться на каждой скоростной ступеньке как можно дольше. Дойдя до предельной для вас скорости, начинайте замедление, так же, ступенями, постепенно сойдя к первоначальному темпу. Перейдите на вторую струну и проделайте то же самое. Потом на третью, четвёртую и пятую. А, затем двигайтесь в обратном порядке, к первой струне. При переходе со струны на струну, кисть должна следовать за пальцами, стремясь сохранить тот их изгиб, который был при игре на первой струне.

Иногда полезно бывает остановиться и проверить правильность положения руки, прижав ладонь к струнам и оценив полученный, между направлением суставов и струнами, угол.

А что же делать с левой рукой, ведь она пока не принимает участие в игре? Держите её там, где это наиболее удобно. Например, на корпусе гитары или на грифе, но, только не дотрагиваясь до струн – струны в этом упражнении должны быть открытыми (не прижатыми).

И главное, поскольку дальнейшее развитие должно базироваться на твёрдом, незыблемом фундаменте, приступайте к следующему, второму уроку только тогда, когда взяли от текущего урока всё, что только возможно (довели исполнение упражнений до автоматизма, устранили недостатки в посадке и игре). Только такой подход к делу может обеспечить стабильный прогресс в обучении. Берите гитару в руки почаще и играйте подольше. Уверен, заинтересованный человек всегда найдёт время для занятий любимым делом, а именно на таких людей и рассчитана моя работа.