ДОВОДКА ГИТАРЫ ДО РАБОЧЕГО СОСТОЯНИЯ

Внимание! Описываемых в этой главе недостатков изготовления на вашей гитаре может и не оказаться. Поэтому, прежде чем предпринимать какие-либо шаги по изменению состояния инструмента, следует тщательно всё взвесить.

И

так, гитара у вас дома, но не спешите браться за игру. Давайте проверим, годится ли она для серьёзной работы, и исправим при необходимости недостатки её изготовления.

Для начала проверим зазор между струнами и грифом, который часто оказывается больше, чем это необходимо. Чтобы играть было удобно, зазор между шестой струной и двенадцатым ладовым порожкомне должен превышать 4-х мм (это максимально допустимая для плодотворной работы величина). Двенадцатый ладовый порожек – это двенадцатая металлическая пластинка, врезанная в гриф (сосчитаем их, начиная от головки грифа). У гитар классической формы, наподобие той, что вы видите на рисунке с частями гитары, двенадцатый ладовый порожек всегда находится в районе закругления кузова. Если этот зазор больше, чем нужно, его следует уменьшить. Причём у гитар с регулируемым грифом и гитар концертных (с грифом, приклеенным к корпусу гитары), эта операция выполняется по-разному:

На гитарах с регулируемым грифом сократить расстояние между грифом и струнами можно путём вращения винта в пятке грифа (в зависимости от модели, потребуется или специальный ключ, или обычная отвёртка). Только не забудьте, не снимая с колков, предварительно ослабить струны.

Если же у вас гитара концертная, то зазор можно исправить, сточив на нужную величину верхний порожек (верхний порожек – это, чаще всего, пластмассовая или костяная пластина, вставленная в прорезь подставки для крепления струн). Для этого ослабим струны так, чтобы они не препятствовали извлечению порожка (порожек может сидеть в пазу достаточно плотно, но не приклеивается никогда). Достав пластину, РОВНО сточим НИЖНИЙ её край (этим краем она примыкает к деке) на определённую величину (скажем, на 1-2 мм), установим на место и натянем струны. Натянуть струны надо так, чтобы чувствовалось их сопротивление, однако не настолько, чтобы они больно врезались в пальцы левой руки (настраивать гитару пока не надо). Снова замерим зазор. Если он окажется достаточным (а это часто обнаруживается только во время игры), то на этом операция заканчивается, если же зазор великоват – стачивайте ещё, но только очень аккуратно и понемногу.

А что делать, если вы перестарались и сточили порожек больше, чем нужно? – Ничего страшного, исправить положение можно, подложив под порожек полоску бумаги или очень тонкой кожи. Но не торопитесь это делать, сначала поиграйте, как сумеете, на шестой, самой толстой струне, по всей длине грифа. Вдруг при меньшем зазоре струна будет звучать нормально (то есть чисто, без значительного дребезжания), тогда оставьте все как есть, потому что, чем меньше расстояние между струнами и грифом, тем легче будет действовать пальцами левой руки.

Когда будете устанавливать пластину верхнего порожка, обратите внимание на то, что её края, как правило, не одинаковы по высоте. И поставить её надо так, чтобы высокий край оказался со стороны шестой струны (шестая струна, по сравнению с другими струнами, колеблется сильней и должна находиться чуть выше остальных струн, чтобы избежать биения о ладовые порожки). Наладив зазор между шестой струной и двенадцатым ладовым порожком, продолжим осмотр.

Теперь проверим зазор между шестой струной и ПЕРВЫМ ладовым порожком. Первый ладовый порожек – это первая, от головки грифа, металлическая пластинка, вмонтированная в гриф – не спутайте её с нижним порожком. Зазор в этом месте грифа не должен превышать 1 мм. Если он окажется больше, чем нужно, то его надо уменьшить, в противном случае прижимать струны к грифу на первом ладу будет затруднительно. Сделать это можно, независимо от типа гитары, только одним способом. Нужно немного углубить канавки, в которых лежат струны, – струны осядут, и зазор станет меньше. Сделать пропил можно обычным полотном от ножовки по металлу. Только не забудьте ослабить струны и, не снимая с колков, отвести их в сторону. Внимание!На одних гитарах придётся осаживать все струны, а на других – лишь некоторые. Но расстояние между грифом и струнами для всех струн в любом случае должно быть одинаковым. И ещё. Шестая струна имеет самый большой диаметр. И вам, чтобы осадить струну, вероятно, придётся не только углублять канавку, но и расширять её.

Следующую погрешность в изготовлении гитары можно обнаружить только при игре. Эта погрешность называется «выступающий ладовый порожек». Все ладовые порожки, со стороны струн, находятся, на исправной гитаре, на одном уровне. Когда это правило нарушается, и какой-либо порожек выступает, слышится характерное дребезжание струны. Этот дефект устраняется путём подпиливания (напильником с очень мелкой насечкой) выступающего ладового порожка (или его части) до уровня остальных порожков. Для этого следует значительно ослабить натяжение струн и развести их в стороны (снимать струны с колков не обязательно), освобождая, таким образом, место для работы. Чтобы не сточить выступающую часть порожка больше, чем нужно, водите напильником с лёгким нажимом, причём ОБЯЗАТЕЛЬНО ВДОЛЬ ГРИФА (поперёк ладовых порожков). В том месте, где ладовый порожек выступает, будет ощущаться лёгкое торможение. Стачивайте до тех пор пока это торможение не исчезнет и напильник не заскользит по металлу без всякого сопротивления. Затем натяните струны и попробуйте играть. Если эта неисправность всё ещё проявляет себя, операцию повторите. Устранив погрешность, поцарапанные ладовые порожки тщательно зашлифуйте.

При исправлении дефектов гитары не торопитесь, сделайте всё аккуратно и без ошибок. Помните, от точности ваших действий будет зависеть состояние вашей будущей техники и, как следствие, скорость усвоения материалы во время обучения.

Теперь поясню, зачем нужна доводка гитары. Если расстояние между струнами и грифом над двенадцатым ладовым порожком окажется слишком большим, то пальцы во время игры будут утопать между струнами настолько, что их невозможно будет вовремя вытащить для исполнения следующего звука. Кроме того, большой зазор между струнами и грифом делает невозможным исполнение некоторых основных приёмов игры на гитаре (таких, например, как «баррэ», когда указательный палец левой руки прижимает все струны или часть их). Если же большим окажется расстояние между струнами и грифом в районе первого ладового порожка, то, при нормальном натяжении струн, вы просто не сможете прижать их к грифу.