КАК РАБОТАТЬ НАД УПРАЖНЕНИЕМ

Ч

тобы качественно разучить упражнение, важно найти такую скорость, которая позволила бы сыграть его без ошибок. Допустим, вы играете с определённой скоростью и ошиблись один раз, второй, третий. Вывод – эта скорость покаслишком высока для вас. Не упорствуйте, попробуйте играть медленней. Опять сбились? Играйте ещё медленней. Главное опытным путём найти такую скорость, которая позволила бы вам сыграть данное упражнение без единой помарки. Данную скорость следует считать базовой, то есть той скоростью, с которой начинается основная работа над упражнением. С каждым новым кругом (круг – исполнение упражнения с первой струны по пятую и обратно) упражнение следует играть быстрей, потом ещё быстрей, потом ещё и ещё (чем меньше градация изменения скорости, тем надёжней окажется результат), постепенно доводя скорость до предельно возможной. Но если, перейдя на новую скоростную ступеньку, вы начали сбиваться, путаться, оставайтесь на ней до тех пор, пока не добьётесь безошибочного исполнения. Если же после многократного повторения на пониженной скорости ошибки не только не исчезают, а напротив, множатся, следует, перейдя на ещё более низкий скоростной режим, заняться их устранением. Причём не надо считать это временное отступление трагедией, ведь этим действием вы всего лишь напоминаете пальцам порядок их работы. А после устранения ошибок работа над повышением скорости исполнения может и должна быть продолжена.

Хочу подчеркнуть: медленный темп (темп – скорость исполнения музыкального произведения) в начале изучения нового материала является жизненной необходимостью, ключом к разучиванию любого упражнения, позволяющим держать под контролем состояние рук, технику исполнения, качество звука и дающим возможность вовремя замечать погрешности и исправлять их. То есть медленный темп позволяет отработать то, от чего зависит безукоризненность исполнения. А наработка скорости, при условии качественного исполнения в медленном темпе, – это всего лишь вопрос времени.