Таль — Авербах

Рига, 1961

MKKKKKKKKN
I?0+0?@7@J
I@?@?4#@?J
I#@'@?,#$J
I@#$?$?&?J
I?@?@!@?@J
I@?"?*1@!J
I!")@?"!@J
I@?@-.?6?J
PLLLLLLLLO

Черные осуществили од­ну из главных идей классиче­ского варианта испанской пар­тии — продвижение с7—с5 и готовы в любой момент пере­крыть диагональ а2—g8 путем с5—с4. Конь белых под уда­ром, и похоже, они проигры­вают.

23. Се3 : с5!

Начало неожиданной и кра­сивой комбинации. Не годится 23... Ф:с5 из-за 24. Ф:f6 с на­падением на пункты f7 и d8.

23. ... Лd8 : d1

24. Ле1 : d1! Фе7 : с5

25. Фf3 : f6 h6 : g5

26. Cc2—b3!

Этот слон всегда ходит, как говорил Нимцович, «с кинжа­лом под полою»! Позиция чер­ных уже незащитима.

26. ... Лb8—b7

27. Фf6: g6+Kpg8—f8

28. Фg6—h6+.

Черные сдались. Могло по­следовать: 28... Кре7 29. Лd5 Фb6 30. Фg5+ Kpf8 (30... Кре8 31. Фg8+ и 32. Ф:с8) 31. Фh6+ Кре7 32. Фh4+! Kpf8 33. Фh8+ Кре7 34. Ф:с8.

Отметим особую активность слонов, связывающих фигуры соперника. Причины, по кото­рым невыгодно допускать свя­зывание фигур, в пояснениях не нуждаются, и даже мало­опытные шахматисты, проиг­рав из-за связок несколько партий, стремятся в будущем их избегать. Вообще говоря, в дебюте связки коней сло­нами редко бывают опасными, ибо защищающийся может оттеснить слона пешками, ней­трализовать связку посредст­вом установки на эту же диаго­наль своего слона или принять другие меры. Хуже обстоит де­ло, когда попадаешь на «мерт­вую» связку; в партиях на высоком уровне это происходит чаще всего комбинационным путем.