рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Автоматизированного обучения теоретическим дисциплинам

Автоматизированного обучения теоретическим дисциплинам - раздел Образование, ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА   Основные Принципы Построения Методики. Учиты...

 

Основные принципы построения методики. Учитывая большую трудоемкость разработки и изготовления обучающей программы для любого курса интенсивного автоматизированного обучения, возникла потребность разработать такую унифицированную методику, которая позволила бы с минимальными потерями времени создавать на ее основе учебный автоматизированный курс по любой заданной теоретической дисциплине. Исходные предпосылки для создания такой методики могут быть основаны на использовании в системе таких универсальных методических приемов, которые можно было бы использовать при изучении любой теоретической дисциплины независимо от ее конкретного профиля.

Ц е л ь т а к о г о к у р с а - приобретение знаний по конкретной учебной дисциплине на заданном уровне.

З а д а ч а к у р с а - приобретение знаний посредством активизации самостоятельной учебной деятельности учащихся индивидуально и в коллективе с поэтапной организацией учебной деятельности (от рецептивной до творческой).

В качестве поэтапных универсальных видов общеучебной деятельности выбраны следующие: ускоренное чтение учебных текстов, составление опорных конспектов на различных уровнях обобщения, ролевые игры в диалоговом общении с использованием опорных конспектов, коллективная творческая проблемно-исследовательская деятельность в ситуации соревнования. Такому автоматизированному курсу должно предшествовать освоение методики в виде пробного обучения с целью освоения используемых в методике основных видов учебной деятельности и адекватного формирования учебных групп. Методика используется таким образом, что организация всех последовательных этапов учебной деятельности осуществляется с помощью универсальной фонограммы с пооперационными инструкциями. Содержание учебного материала, подлежащего усвоению, дается в виде диафильма, который может быть снят по любому подобранному преподавателем учебному тексту (учебнику, тексту лекции, специально подготовленному материалу и т.д.). Технологически изготовление такого диафильма занимает минимальное время. Управление воспроизведением на экране такого диафильма осуществляется по сигналам, подаваемым с магнитофона. Магнитная лента с дикторским текстом инструкций и служебными сигналами перевода кадров диафильма в разработанной системе едина и универсальна для любой теоретической дисциплины. Учитывая специфику дисциплины и реальный контингент учащихся, в методике используется и заранее заданный (принудительный), и свободный (задаваемый учащимися) режим предъявления и переработки учебной информации.

Поэтапное восхождение по уровням усвоения от уровня “готовности к обучению” до уровня “творчество” учащиеся проходят за счет выполнения указанных видов учебной деятельности. Учебная информация подается большими объемами: не менее 20-30 страниц текста за одно предъявление (информационная стимуляция). Информация усваивается поэтапно. На первом этапе текст дается в полном объеме для ознакомительного чтения, затем для более подробного чтения. При конспектирования сначала из каждой страницы извлекается только основной смысл, затем при последовательных предъявлениях полного объема текста даются расшифровки каждому ключевому слову, понятию и т.д. При пересказе текст закрепляется в продуктивной деятельности, а при формулировании проблемных вопросов и последующих ответах на эти вопросы активизируется творчество. всего за курс обучения каждая страница текста предъявляется на экране около 10 раз и всякий раз при разных видах учебной деятельности. В курс обучения заложено более 50 видов деятельности преподавания и учения. Программа составляется с таким расчетом, что учащиеся могут выбрать наиболее интересный для них вид деятельности из заранее запрограммированных. Всего на изучение одной страницы текста при такой системе уходит 10-15 мин.

Обучение теоретическим дисциплинам по такой методике осуществляется в несколько этапов.

В свете рассмотренной теории поэтапного формирования умственных действий оптимальный процесс интенсивного обучения должен содержать ряд этапов (различных видов деятельности).

Формирование ориентировочной основы действия. На данном этапе формируется система познавательных действия, включающая возможность преодоления информационных барьеров и усвоения приемов саморегуляции состояния. Ориентировочная основа дается в обобщенном виде на модели пробного обучения для всех этапов (в полном виде), она формируется самостоятельно учетом индивидуальных особенностей обучаемых по данным инструкциями показателям: скорости усвоения зрительной информации, скорости выполнения упражнений психической саморегуляции, навыкам рациональной работы с текстом (выделение главного при конспектирования и пр.), навыкам осознанного выделения нужной информации из большого объема неосознанного текста, снижение порога осознанного восприятия значимых сигналов, навыкам ролевого общения и коллективной творческой деятельности. Коротко суть этого этапа можно выразить формулой: “Научить интенсивно учиться”.

Формирование действий в материализованном виде.На данном этапе учебная информация предъявляется обучаемым в исходном материализованномвиде (в виде зрительного текста и фонограмм в максимально наглядной и доступной форме). При изучении теоретических дисциплин используются все средства наглядности - рисунки, схемы, диаграммы, пояснения и т.д.

Формирование внешнеречевого действия. На данном этапе учащиеся осваивают деятельность по конспектированию в форме письменной речи или в виде громкой речи при изучении иностранного языка (перевод с родного языка на иностранный).

Этап выполнения внешнеречевого действия в сокращенной форме с выполнением многих действий про себя. На этом этапе в ситуации ролевой игры обучаемый, выполняющий роль учителя, с помощью внутренней речи сравнивает ответ ученика с эталоном, оценивает ответ и оптимально направляет его. Действие на данном этапе начинает сокращаться и автоматизироваться. Наступает процесс применения знаний.

Автоматизированное внутриречевое действие. На этом этапе осуществляется творческое автоматизированное использование действий, сознанию открывается лишь продукт этого действия. Идет процесс творчества - создания новой информации.

Этап освоения методики. Подготовка к обучению. На данном подготовительном этапе учащиеся проходят сеанс суггестивной стимуляции - аутотренинга с последующей самооценкой выполнения отдельных упражнений. После прохождения сеанса аутотренинга АТ-О при суммировании баллов, соответствующих реализуемым упражнениям, количественно оценивается показатель суггестивности. Учащимся, не набравшим необходимое количество баллов (менее 25 по шкале сеанса АТ-О), можно дать дополнительные упражнения.

Затем обучаемым предлагается набор упражнений для освоения приемов ускоренного чтения. Группу желательно сформировать с показателями эффективности чтения не менее 150 - 200 слов/мин. При низкой скорости чтения можно дать учащимся специальный набор упражнений ускоренного чтения. После этого учащимся предлагается сеанс пробного обучения на примере освоения - последовательно на всех уровнях одной страницы учебного текста. В этом сеансе пробного обучения осваивают ускоренное чтение учебных текстов, приемы конспектирования на четырех различных уровнях обобщения. Пользуясь конспектами, учащиеся пересказывают друг другу учебные тексты.

На заключительном этапе учащиеся делятся на две соревнующиеся команды. В ситуации соревнования они составляют проблемные вопросы по изучаемому тексту, а затем разыгрывают в различной форме ответы. После прохождения пробного сеанса учащиеся делают количественную самооценку приемлемости для них данной методики и дают социологический портрет группы. Используя данные суггестивности, скорости чтения, самооценки и взаимной оценки активности учащихся, может быть сформирована учебная группа.

Ускоренное чтение. После прохождения этого этапа предполагается сформировать у обучаемых знания, соответствующие 1-му уровню усвоения.

В процессе обучения и использования навыков ускоренного чтения обучаемые увеличивают скорость чтения, развивают способности структурировать учебный материал, выделять главное. При ускоренном просмотре учебных текстов осуществляется информационная стимуляция.

Для упрощения дальнейшей работы с текстом перед съемкой учебного текста на диафильм преподаватель может подчеркнуть двумя линиями ключевые слова; одной чертой - наиболее важные понятия; пунктиром дать пояснения. Эта предварительная обработка текста поможет учащимся составить конспекты, рефераты дикторского текста, который звучит во время экспозиции каждой страницы текста. Реферирование текста на основе выделенных понятий возможно с помощью ЭВМ.

Во время обучения текст предъявляется учащимся несколько раз для ускоренного чтения. При первом просмотре текста учащимся предлагается за отведенное время (приблизительно 1 мин.) понять основной смысл страницы. При повторных просмотрах предлагается понять содержание страницы.

Основная функция такой работы состоит в создании ориентировочной основы деятельности, в то, чтобы в сжатом виде запечатлеть смысловые вехи логического плана учебной информации.

Ускоренное чтение следует рассматривать, с одной стороын, как систему обучения, направленную на изменение читательской деятельности по восприятию зрительной информации, а с другой - как способность читать со скоростью и уровнем усвоения, определяемыми целью и задачами чтения, характером и сложностью текстового материала.

Деятельностный подход предполагает изменение качества содержания всех структурных компонентов чтения как деятельности, а также стимулирует умтсвенную деятельность по переработке информации в процессе чтения, позволяет самостоятельно контролировать степень понимания и запоминания учебного текста.

Программно-техническое обеспечение этапа ускоренного чтения при обучении теретическим дисциплинам строится на принципах суггесто-кибернетического метода.

В качестве основных материалов используются описательные курсы изучаемой дисциплины в полном объеме учебника. Учебник моежт быть представлен в виде диафильма или слайдов. Учебная информация может предъявляеться также в виде учебных кинофильмов.

Фонограмма представляет собой набор инструкций по усвоению и использованию приемов ускоренного чтения. В инструкции говорится о способе усвоения учебных текстов - чтение с минимальным числом фиксации взгляда на отдельных словах, просмотр текста “сверху вниз”, расширение поля зрения. В конце дозированного интервала времени в фонограмме дается краткое резюме каждой страницы - две-три фразы. На просмотр каждой страницы отводится 1 мин. Это время дозируется гонгом. Работа с текстом сопровождается фоновой музыкой. В начале и в конце сеанса записан короткий фрагмент аутогенной тренировки. Обучаемые получают инструкцию нажать кнопочный датчик один раз, если текст страницы носят в общих чертах и это соответствует воспроизводимому фонограммой резюме. Если текст понят и усвоен полностью, обучаемый нажимает на кнопочный датчик два раза. Текст каждой страницы учебника предъявляется обучаемому два-три раза.

С помощью полученных навыков ускоренного чтения, независимо от начальной скорости, учащиеся могут усваивать большой объем информации по изучаемому курсу (в едином ритме чтения). Группа учащихся достигает 1-го уровня усвоения, необходимого для дальнейшего прохождения курса интенсивного обучения.

Опорное конспектирование.Этот этап обучения является логическим преобразованием структурированного материала в опорный конпект по целым разделам: материал анализируется и структурируется в виде конспекта, где даются разные уровни обобщения.

При разработке этого раздела стоит задача обучить учащихся составлению конспектов, правильному сокращению слов и выражений. Необходимо также добиваться автоматизма и быстроты действий у испытуемых, выработать у них определенные автоматизированные реакции, навыки. Обучаемые должны уметь в условиях дефицита времени законспектировать разделы учебника и впоследствии по этим записям полностью воспроизвести материал.

При разработке правил конпектирования использовались некотороые положения исследований ряда авторов, в частности В.Ф.Шаталова по составлению конспектов. Однако конспектирование имеет существенную особенность: учащиеся конспектируют не рассказ преподавателя, а домаЮ в спокойной обстановке в течение неограниченного времени опорные сигналы по учебнику.

В данном курсе обучения предполагается научить конспектированию непосредственного в процессе обучения как способу формирования ориентировочной основы действий, т.е. самостоятельно наметить смысловые вехи последующей подзнавательной деятельности.

У Шаталова нет жестких правил составления опорных сигналов. Эти конспекты составляются не по формализованным правилам. У него не обязателен выбор того или иного символа, рисунка, условного обозначения. В предлагаемой методике исключается этот недостаток: предлагается система формализованных приемов конспектирования на разных уровнях обобщения.

Для конспектирования листы тетради делятся на несколько вертикальных полос. Конспектирование осуществляется в несколько этапов. На первом этапе при предъявлении всего объема изучаемого материала в первой графе конспектируются основные сведения текста каждой страницы. Затем текст предъявляется последовательно постранично опять в полном объеме, при этом в конспекте заполняется следующая графа. Учащиеся должы при этом связать понятия первой графы символически со следующей графой конспекта. Получается как бы схема, каждая полоса которой расшифровывает понятия предыдущей. Таким образом, в первой графе конспекта записывается план, во второй - главное (смысл), в третьей - пояснения, уточнения. В четвертой графе делаются замечания.

К завершению этапа конспектирования учащийся просматривает текст 5-6 раз.

Успешное усвоение обучаемыми методики конспектирования и сокращения записи текстов позволяет перейти к опорному конспектированию разделов или глав теоретических дисциплин общеобразовательного и профессионального цикла.

Перед обучаемым ставится задача - научиться выделять главное из учебного материала, законспектировать этот материал, используя всю сумму ранее полученных ими знаний, выработать определенные автоматические навыки в изучении, конспектировании полных глав учабника, постановке соответствующих проблемных вопросов, воспроизведении пройденного материала.

При конспектировании учащиеся пользуются знаниями, полученными ранее при просмотре текстов учебника, применяются навыки ускоренного чтения.

На просмотр одного кадра диафильма для конспектирования отводиться 30 с. При обучении описательными теоретическими дисциплинами диафильм снимается по учебным текстам обычных учебных пособий. Для изучения точных теоретических дисциплин требуется подготовка преподавателями специальных текстов на различных уровнях обобщения.

На заключительном этапе учащимся можно продемонстрировать диафильм, смонтированный из лучших образцов конспекта данной учебной группы или конспектов, составленных преподавателями.

Активизация учебной деятельности в диалоговом общении. Этап активизации решает прежде всего задачу овладения комплексом умений и навыков, достаточных для будущей деятельности учащихся на основе полцчения знаний.

Основные психолого-педагогические принципы этапа активизации могут быть заимствованы из методики активизации резервных возмодностей личности: двуплановость процесса обучения; комплексное использование всех средств воздействия на учащегося; индивидуальное обучение через обучение групповое.

 

На этом этапе, являющемся логическими продолжением первых двух этапов (ускоренного чтения и опорного конспектирования), фактически начинается обсуждение опорного конспекта, в результате у обучаемых приобретаются навыки и решения качественных задач, а также выполнения некоторых основных практических работ.

Известны два ряда целей, которые можно заложить в деловую игру - игровые и педагогические.

Последние в свою очередь подразделяются на дидактические (цели усвоения) и воспитательные (цели социального развития личности).

Игровые цели состоят в успешном выполнении принятой роли, реализации игровых действий, получении максимального возможного числа и качества ответов, избежания “штрафов”, получения различного рода “поощрений” и т.д.

Педагогические цели состоят в развитии профессионального мышления, общих и специальных способностей, формирования системы отношений в коллективе и обществе, ценных ориентаций, установок и отношения к труду. Иначе говоря, педагогические цели намечаются развитие творческой личности будущего специалиста. Игровые и педагогические цели должны составлять гармоническое единство.

 

Конспекты обсуджаются по следующей системе. Обучаемые садятся парами таким образом, что игроки № 1 оказываются спиной к экрану, все игроки № 2 - лицом к экрану, учащиеся № 1 и 2 сидят лицом друг к другу. Игроки № 1 имеют в руках свои конспекты, игроки № 2 - кнопочные датчик, соединенный с ЭВМ или блоком счетчиков пульта оператора. В процессе обсуждения конспекта игроки № 1 играют роль учеников, игроки № 2 выполняют роль экзаменаторов. С помощью конспекта учащиеся воспроизводят исходные тексты, по очереди рассказывания их экзаменаторам. Учащиеся с № 1 рассказывают учебные тексты, пользуясь конспектами, их напарники видят исходный текст на экране и сравнивают их ответ с исходным текстом.

Экзаменатор имеет возможность задавать различные направляющие вопросы ученикам и оценивать ответ кнопочного датчика. Дается инструкция - хороший ответ отмечать одним нажатием на кнопку, отличный ответ - двумя, недостаточно понятый ответ нажатием не отмечается. Переход к каждой странице возвещает сигнал гонга, записанный на фонограмму.

В курсе обучения теоретическим дисциплинам на обсуждение одной страницы отводится 1 мин. Сеансы построены так, что через каждые несколько страниц (кадров диафильмов) экзаменаторы (игроки № 2) пересаживаются к следующему ученику. Таким образом, партнеры в течение обсуждения конспектов меняются. Каждый обучаемый имеет возможность поговорить с каждым учащимся своей группы во время обсуждения теоретического вопроса. При повторном предъявлении учебных материалов игроки № 1 и 2 меняются местами. В этой ситуации учащиеся, которые раньше были экзаменаторами. теперь выступают р роли учеников. Если в учебной группе нечетное количество игроков, одна из групп может состоять из трех учащихся - одного экзаменатора и двух отвечающих на вопросы. Обсуждение конспекта сопровождается функциональной фоновой музыкой, способствующей созданию необходимой психологической обстановки при обучении.

Роль преподавателя при организации сеанса обсуждения конспекта сводится к контролю за речевой деятельностью учащихся и корректировке осваемых знаний. После каждого сеанса обучения преподаватель имеет возможность списать с электронного счетчика данные оценки ответов каждого учащегося. Это число оказывается достаточно объективным, так как оно было получено в результате последовательной оценки знаний данного учащегося различными экзаменаторами. Таким образом, в результате прохождения сансов имеется достаточно объективная оценки уровня заниий по каждому учащемуся.

 

Важнейшую функцию в развитии мышления учащихся выполняют вопрос и связанный с ним ответ, которые можно считать единицей диалогического общения. Анализ позволяет выделить некоторые функции вопроса в диалогическом общении:

вопрос к партнеру указывает на искомое игровой задачи или неизвестное проблемной ситуации;

в вопросе мысль спрашевающего получает свое речевое оформление, посредством которого известное отделяется от неизвестного, понятное от непонятного, решенное от нерешенного;

вопрос ставит неизвестное проблемной ситуации на структурное место цели игровой деятельности и тем самым выступает начальным звеном структуры саморегуляции мышления.

Обращение с вопросом к партнеру оказывается фактором вовлечения последнего в совместную деятельность по достижению цели - поиска ответа относительно содержания неизвестного в проблемной ситуации.

Оформленный в живом диалоге и обращенный к конкретному пратнеру вопрос одновременно выполяет все перечисленные функции, стимулирует речь, обращение и мышление.

Ниже приведены основные виды деятельности при диалоговом общении учащихся:

В р о л и “учителя”: слушание; сопоставление с текстом на экране; оценка; побуждение к сравнению, анализу; задание на сопоставление; подсказка; создание проблемной ситуации; актуализация знаний; информационный вопрос; проблемный вопрос; нахождение ошибки; усугубление ошибки; наводящий вопрос; нахождение ошибки; наводящий вопрос; обращение к личности; создание заинтересованности; сосредоточение внимания; формулирование проблемы; обострение противоречий; риторический вопрос; побуждение к выводу; перенос на практику; задание на доказательство; побуждение к обобщению; уточнение подробностей; выяснение значимости; закрепление усвоенного; задание алгоритма; контрольный вопрос; корректировка; исправление неточностей; оценка творчества; изучение конспекта.

В р о л и “ученика”: пересказ с опорой на конспект и без опоры на него; нахождение смысла; обобщение; анализ; структурирование; переструктурирование; выделение главного; связей; определение новизны; сопоставление; формулирование выводов; уточнение неясностей; перенос в новую область знаний; объяснение; доказательство; резюмирование; критика; исследование; символическое отображение; классификация; выдвижение гипотезы; защита гипотезы; поиск аналога; использование наглядности; демонстрация; планирование исследования; определение критериев; моделирование; развитие мысли; догадка; рационализация; исполнение роли; выдача идеи.

Другой формой учебной деятельности являются обучающие игры по решению задач или выполнению упражнений. Учащиеся просматривают страницы текста в соответствии с предложенными номерами и по ним составляют вопросы типа экзаменационных. учащимся дается инструкция сформулировать различные упражнения на смекалку, составить практические задачи и другие задания, выполнение которых поможет им закрепить знания по изучаемой дисциплине. Задание учащиеся могут придумать сами или воспользоваться готовыми вопросами из задачников, вопросников по самооценке, своих конспектов, экзаменационных билетов и т.д. Вопросы рекомендуется построить в виде блок-схемы (фазограммы) с частично или полностью пустыми блоками. Учащиеся в письменном виде формулируют вопрос, как правило, один. Затем они обмениваются листочками с напарниками и пишут ответы на свое задание. На листочках все учащиеся ставят свою фамилию. Таким образом, преподаватель имеет возможность проверить, кто составил данное задание и кто подготовил вариант ответа. Учащимся предлагается писать аккуратно с условием, что любой учащийся может понять записанный вопрос и предлагаемый вариант ответа. В течение сеанса обучения сначала учащиеся № 1 (“ученики”) отвечают на предложенные им в письменном виде вопросы. Ответы должны быть устными, но при этом учащиеся могут пользоваться тетрадями, рисовать на бумаге схемы, решать различные задачи, пользоваться учебными справочными материалами и т.д. Пока игроки № 1 отвечают, игроки № 2 смотрят в листки с вариантами ответов и направляют вопросами работу “учеников”. На каждый ответ дается 1 мин. По удару гонга, записанному на фонограмме, учителя оценивают ответ своих учеников нажатием на кнопку - одно нажатие ответ хороший, два нажатия ответ отличный. Незаконченный ответ не оценивается. У каждой пары учащихся одна кнопка на двоих, нажимает ее только учащийся, выполняющий роль учителя. После того как один учащийся ответил своему напарнику - “учителю”, их роли меняются, другие игроки отвечают своим экзаменаторам на поставленные вопросы, пользуясь направляющими репликами своих напарников. После гонга, записанного на фонограмме, все задания, т.е. листочки передаются на соседний по кругу стол. таким образом, в течение одного сеанса каждый учащийся просмотрит задачи, составленные всеми учениками, и ответит на все вопросы, предлагаемые коллективом учащихся.

Роль преподавателя в данном сеансе сводится к контролю за выполнением заданий, корректировке знаний учащихся, уточнению инструкции о деятельности учащихся.

 

В соответствии с принципами подготовки, планирования и анализа современного урока учебная работа в парах строится по принципу оптимальной организации и обеспечения этого вида учебной деятельности. При этом одновременно обеспечивается и усвоение учебной информации, и усвоение способов и различных видов учебной деятельности. Таким образом, работая в парах учащиеся приобретают опыт подготовки, организации и проведения различных видов занятий. При этом активизируется самостоятельная учебная деятельность в различных режимах - преподавания и учения. Учащиеся имеют возможность выбрать наиболее оптимальный с их точки зрения метод преподавания и учения, всесторонне активизируют свою учебную деятельность. Работающие в каждой паре “учителя” при просмотре текста на экране должны провести следующие виды анализа учебного материала:

п о н я т и й н ы й - вычленить основные понятия факты, необходимые для правильного определения целей и задач, выбора методы обучения;

л о г и ч е с к и й - определить противоречивые стороны информации. Нужно предусмотреть учебные ситуации, в которых могут возникнуть догадки, интуитивные находки при выдвижении гипотезы и решении проблемы;

п с и х о л о г и ч е с к и й - определить проблемность учебного материала, психологическую готовность учащихся к самостоятельной познавательной деятельности. Необходимо определить приемы и способы создания проблемных ситуаций, типы проблемных ситуаций, средства усиления новизны материала, возбуждения интереса к теме;

в о с п и т а т е л ь н о й значимости учебного материала - выделить понятия и представления, влияющие на формирование научного мировоззрения, на эстетическое, атеистическое, идейно-политическое воспитание учащихся. Можно дополнить учебный материал фактами из истории науки, практики коммунистического строительства, делать выводы;

д и д а к т и ч е с к и й - “учитель” должен уточнить, какие понятия должны усвоить ученики и какие способы действий сформировать, четко определить дидактические задачи, объем учебного материала (для обязательного усвоения и информационного).

Метод обучения в парном диалоговом общении выбирается в зависимости от характера изучаемого материала и общей дидактической цели урока, уровня обученности и психологической ситуации. Если содержание учебного материала характеризуется высоким соотношением новых и опорных знаний, при этом эти связи многоэтапно опосредованы, то применима группа методов продуктивного (проблемного) характера (эвристическая беседа, ответы на вопросы). Если содержание изучаемых понятий имеет вспомогательное значение, учащиеся имеют низкий уровень опорных знаний, связи носят абстрактный характер, то более применима группа репродуктивного характера (пересказ текста с его обработкой). В соответствии с указанными принципами должна быть организована деятельность “учителей” в каждой паре, их вопросы к “ученикам”, способы организации и обеспечения учебной деятельности, а также контроля за усвоением учебных материалов, единство учения, развития и воспитания.

Этап игровой учебной деятельности в парах обеспечивается следующими программно-техническими средствами: игровая ситуация создается комплексом аудиовизуальных средств обучения, с помощью обучающей фонограммы передаются инструкцией различные ситуации игровой учебной деятельности. Зрительным рядом подкрепляются речевые инструкции фонограммы. Если учащиеся на поняли объяснения диктора, они имеют возможность увидеть эту же инструкцию в виде текста на экране. При обсуждении конспекта в парах используются диафильмы учебного пособия, которые ранее обучаемые проходили на этапе ускоренного чтения пособия, которые ранее обучаемые проходили на этапе ускоренного чтения и опорного конспектирования. С помощью аудиовизуальных средств распределяются роли и организуется ситуация взаимодействия обучаемых в паре. На этапе решения как моделирующее устройство, которое может высветить на экране при необходимости вариант правильного решения задачи. ЭВМ может быть использована как контролер программированного обучения. При отсутствии в паре одного из игроков (если учебная группа содержит нечетное количество игроков) в качестве экзаменатора может выступать ЭВМ. В ситуациях обучения в парах могут быть использованы кинофильмы, содержащие постановку проблемных ситуаций. Одна из форм проведения уроков в ситуации парных обучающих игр - использование заранее составленных опорных конспектов и фазограмм. В этом случае экзаменаторам дается вариант заполненного полностью опорного конспекта (фазограммы), а ученикам предлагаются варианты или частично, или полностью заполненного конспекта. Ученики при направляющем воздействии “учителей” заполняют в дозированное время предложенные им опорные конспекты и фазограммы. Одним из вариантов постановки также может быть составление фазограммы. Учащиеся, играющие роль учителей, имеют возможность задать различные вопросы “ученикам”, кроме направляющих ответ-вопросов и вопросов экзаменационного характера. Могут проводиться различные конкурсы: самый оригинальный способ использования информации, содержащейся в данном разделе учебника, в быту, технике, в профессии; самое быстрое (рациональное, смелое, краткое, неожиданное, оригинальное) решение задачи или выполнение практической работы; лучший “каверзный” вопрос; лучшие объяснения “на пальцах”. Кроме того, “экзаменатор” может дать выбор учащемуся несколько вариантов решений, чтобы учащийся выбрал правильный из них. Вопрос экзаменатора может быть уточняющего характера. С помощью аудиовизуальных средств в парах могут быть созданы различные игровые ситуации для ролевой игры. В паре можно предложить различные роли типа “простак”, “специалист”, “бухгалтер”, “оппонент”, “профессор”, “директор”, “технолог”, “Главный инженер” и т.п. С позиции данных ролей могут быть обсуждены различные вопросы, предлагаемые для обсуждения в записках или с экрана.

При оценке ответов “учителя” надо учитывать скорость реакции “учеников”. Наивысшую оценку получает ответ, не требующий наводящих вопросов, без задержки во времени.

Активизация коллективной творческой деятельности. Это заключительный этап в системе интенсивного обучения теоретическим дисциплинам. Активизация творческой деятельности на данном этапе существенно отличается от активизации на других этапах обучения. Необходимо не просто усвоить информацию, а изменить способы мыслительной деятельности, раскрепостить механизмы творчества, осуществить неалгоритмизированные ранее процессы.

Основные принципы этого этапа активизации - двухплановость процесса, глобальное использование всех средств воздействия на психику учащихся, индивидуальное обучение через групповое. Этап активизации коллективного творчества осуществляется в ситуации соревнования команд (бригад). Роль режиссера в таком соревновании может выполнять ЭВМ. При реализации данного этапа вся группа делится на две команды (бригады). Учащиеся садятся в кресла по команде, все задания и инструкции даются с помощью аудиовизуальных обучающих программ, при этом выбранные каждой командой капитаны способствуют оптимальной организации учебной деятельности. В курсе программы задается ситуация соревнования типа телевизионной передачи “КВН”, передачи “Что? Где? Когда”, “Многоборье” и т.п.

Сеанс коллективного творчества начинается с формирования двух равноценных команд (бригад) и выбора каждой командой своего капитана (бригадира). Затем формируется жюри, в состав которого входит преподаватель, а также представители команд.

По условиям игровой коллективной деятельности желательно, чтобы команды содержали одинаковое количество игроков. В начале сеанса проводится психологическая подготовка участников игры. Для этого сначала одному из капитанов предлагается организовать веселую разминку для все участников игры. Жюри оценивает его находчивость и оригинальность. Игра проводится в несколько раундов с различными по характеру заданиями. В начале сеанса всем игрокам предлагается придумать по одному-два занимательных вопросов по пройденному курсу, выбрать остроумные, неожиданные вопросы. Задания или вопросы можно брать из книг, задачников, экзаменационных билетов, справочников, конспектов. Можно сформулировать то, что осталось непонятным и учащиеся хотели бы это уяснить. Затем капитаны собирают листки с вопросами, проверяют, чтобы на каждой записке была указана фамилия автора. Капитаны обмениваются листками и раздают всем игрокам своей команды листки, полученные от команды соперников. Каждый игрок должен посмотреть задание и написать на обратной стороне листка свою фамилию в том случае, если он готов ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без подготовки. Затем капитаны собирают вопросы у игроков и передают их в жюри. Жюри необходимо рассортировать задание по степени трудности и оценить творчество команд. Все задания разбиваются на три типа: большинство игроков расписалось в готовности их выполнить; единичные игроки берутся выполнять. В процессе сеанса, пока жюри обрабатывает задание, один из капитанов по команде, поданной с фонограммы, устраивает веселую разминку для всех игроков. В качестве разминки может быть песня, танец, подвижная игра или что-либо оригинальное. Жюри оценивает творчество команд.

Игровая деятельность начинается с первого тура. В первом туре берутся задания, к выполнению которых готовы большинство игроков. При выполнении заданий или ответа на вопрос отвечающий выходит вперед и громко читает задание, затем дается краткий и толковый ответ. Для выполнения заданий каждый отвечающий может привлечь весь коллектив из своей команды в разных ролях. Можно выбрать себе коллег с соответствующей ролью - “знайка”, “незнайка”, “скептик”, “оптимист”, “знаток”, “находчивый”, “развлекатель”, “отвлекатель”, “эрудит”, “консультант”, “теоретик”, “испытатель”, “специалист”, “заказчик”, “пессимист” и т.д. Каждый в соответствии с избранной ролью может дополнить ответ и принять участие в выполнении задания. При выполнении задания разрешается пользоваться различными наглядными средствами, в том числе и рисунками, графиками, схемами и т.п. Можно сыграть сценки или изобразить решение в пантомиме или любым другим способом. В первом туре за каждый правильный ответ команде начисляется один балл. Жюри оценивает ответы и нажимает на кнопочный датчик стольно раз, сколько баллов присуждается каждой команде. Таким образом, на больших счетчиках перед экраном можно видеть текущий счет соревнования каждой из команд. За вялость выполнения задания жюри может снимать очки. После окончания первого тура жюри оценивает текущий счет соревнования, оценивая разминки, приветствия капитанов и результаты ответов на вопросы по первому туру. Затем начинается второй тур - ответы на вопросы, по которым примерно половина игроков готова дать ответ без подготовки. Отвечающий читает задание, с помощью партнеров дает ответ или выполняет задание, а затем спрашивает мнение автора задания. Во втором туре задания жюри может поставить не более трех баллов за правильный ответ. После окончания второго тура жюри подводит текущий счет соревнования. В третьем туре даются самые трудные задания, требующие наибольшего творчества, эрудиции, выдумки, фантазии, остроумия. Авторы задания могут оценивать ответы по пятибалльной системе. При ответе можно организовать сценки, пантомимы, пользоваться различными техническими средствами, плакатами, рисунками, раздаточными материалами и т.д. После окончания третьего этапа жюри подводит общий счет соревнования, учитывая, что задания по третьему этапу оцениваются по пятибалльной системе.

В заключение проводится конкурс творчества. В результате прохождения теоретического курса у учащихся могли появится идеи, желание что-либо усовершенствовать. Каждое рацпредложение жюри имеет право оценить до 10 баллов. Капитан собирает свою команду, и, посовещавшись некоторое время, составляет список рацпредложений, которые будут выдвигаться на конкурсе. Затем начинается соревнование рационализаторов. В ситуации “генерации идей” игроки формируют свои предложения. Каждый из рационализаторов выходит вперед и громко читает свое рацпредложение, другие учащиеся их развивают далее. Жюри оценивает эти рацпредложения, ставит соответствующее количество баллов и отбирает предложения, представляющие реальный интерес.

 

В соревновании команд типа КВН можно включить также различные конкурсы. Например: идеи из мира фантастики по данной проблеме; реализовать идеи данной науки с минимумом материальных затрат; изобразить изучаемую дисциплину с помощью мимики и жеста; спектакль (балет, опера, рок-опера), внедрение изобретения с действующими лицами; социальный портрет группы; лучшее изобретение, поделка и т.д.; лучший капитан, бригадир, оппонент, критик, консультант.

 

Ниже приведены примеры заданий командам по организации коллективной активной учебной деятельности в ситуации соревнования команд.

Составление занимательных вопросов: самый “интересный” вопрос по курсу; вопрос об использовании в быту, проблемный вопрос; вопрос на обобщение; вопрос на сообразительность; находчивость; двусмысленный вопрос; вопрос на исследование; “хитрый” вопрос; оригинальное задание; вопрос на обострение противоречий; вопрос-подсказка; “Что бы это значило?”; задание на доказательство; задание на рацпредложение; вопрос на догадку; задание по художественному творчеству; “самый трудный” вопрос по теме; объяснить сложное “на пальцах”; задать ситуацию для ролевой игры; “самый главный” вопрос курса; найти “необычное в обычном”; дискуссионный вопрос; вопрос на память; вопрос на внимание; вопрос “невежды”; загадка; “неразрешимый” вопрос.

Примеры реализации заданий и ответов на вопросы в ситуации соревнования команд: ответ как на экзамене; самый краткий ответ; самый оригинальный ответ; ответ в символической форме; ответ в ролях; как бы ответили разные оппоненты: “незнайка”, “эрудит”, “специалист”, “директор”, “юморист” и т.д.; ответ, понятный даже ребенку; рацпредложение; ценная мысль; идея; пантомима; ответ на вопрос новым вопросом; ответ - программа действий; ответ наводящими вопросами автору вопроса; ответ-исследование; письменные ответ (решение задачи); ответ в сравнениях; коллективный ответ; ответ “на пальцах”, простейший эксперимент; ответ с помощью технических средств; дискуссия по вопросу; “конференция идей”; конкурс на лучший ответ; ответ - шутка; миниспектакль; пародия; экспромт; ответ с использованием театрального реквизита и декорации.

 

На данном этапе обучения можно предложить различные конкурсы, например:

1.На лучшую формулировку сущности предмета, рассматриваемого вопроса за несколько секунд (за одну минуту или десять минут).

2.На самое популярное изложение главы (раздела, предмета в целом) для детей.

3.Символическое изображение главы (раздела, предмета). Эмблема.

4.Знание цифр, дат, афоризмов, поговорок применительно к данной изучаемой дисциплине (разделу, параграфу, вопросу).

5.Самый занимательный (сложный, наивный, остроумный) вопрос по изучаемой теме.

6.Самый толковый (полный, остроумный, находчивый) ответ.

7.Наилучший кроссворд из терминов изучаемой дисциплины (раздела, параграфа, вопроса).

8.На лучшего “лектора” по разделу (дисциплине).

9.На лучший опорный конспект.

Лучшие “находки” конкурсов могут быть использованы на заключительном этапе обучения во время финального соревнования команд. Перечень вопросов и конкурсов может варьироваться в зависимости от изучаемой дисциплины и контингента.

 

Многие приемы, используемые на данном этапе стимуляции творческой деятельности, взяты из методики индуцирования психоинтеллектуальной деятельности, описанных в работах В. Чавчанидзе и Альтшуллера. В качестве зрительного ряда используют таблицы алгоритма изобретения Альтшуллера. Диафильмом дается матрица понятий, рассмотрение которой позволяет увеличить количество предлагаемых решений проблемы.

В заключение, например, проводится “конференция идей” - отбор и совершенствование предложений, выдвинутых на предыдущем этапе “генерации идей”.

Конференция осуществляется в условиях групповой творческой деятельности обучаемых. На данном этапе запрещена негативная критика. Однако при совместной работе всего коллектива обучаемых разрешается развивать предложения каждого обучаемого. В процессе “генерации идей” учащиеся рассматривают записи по заданиям разных этапов обучения в своих тетрадях и обсуждают по очереди предложения каждого из участников конференции. Управляющая суггестивная формула и инструкции в данном сеансе воспроизводятся с магнитофона, даются в виде слайдов, но основную часть учебного времени обучаемые общаются между собой.

При коллективной учебной деятельности обратная связь и корректировка осуществляется жюри. В составе жюри могут быть как преподаватель, так и сами учащиеся. Жюри анализирует сеанс обучения.

 

Анализ урока целесообразно осуществить в следующих аспектах: дидактическом, психологическом, воспитательном, методическом, организационном.

При оценке деятельности команд экспертная оценка работы команд осуществляется с учетом следующих видов анализа: 1)дидактический анализ предполагает анализ деятельности команд по постановке цели, соблюдению дидактических принципов, логике изложения учебного материала, активизации познавательной деятельности и самостоятельной работы, обеспечения принципа единства обучения и воспитания; 2) психологический анализ предполагает оценку психологического климата в течении сеанса, отношения внутри команды и между командами, педагогического такта капитанов команд, наличие юмора, интереса учащихся к теме, эмоционального настроя; 3) воспитательный анализ проводится с целью изучения степени воспитательного воздействия дидактического процесса на учащегося. В воспитательном аспекте оценивается чувство коллективизма, волевой настрой команд, эмоциональный настрой, идейно-политическая направленность и научность подхода, а также другие воспитательные аспекты; 4)методический анализ учебной деятельности предусматривает изучение деятельности учителей и учащихся, капитанов, членов самого жюри, т.е. взаимодействия общей учебной деятельности в структурных компонентах сеанса, а также этический и эстетический аспекты анализа; 5) анализ организационного аспекта учебной деятельности предусматривает изучение приемов организации занятий в ситуации соревнования команд, наличие и отсутствие пауз в работе. Здесь учитывается рациональное использование времени сеанса, системность применения всех средств обучения. По всем указанным пяти аспектам члены жюри должны дать заключение с количественной оценкой в баллах текущего результата соревнования команд.

 

Этап активизации творчества имеет программно-техническое обеспечение для информационного насыщения, которое осуществляется с помощью фильма киностимуляции, например, с базовым словарем родного языка. Игровые ситуации задаются с помощью диафильма и фонограммы. Могут использоваться фонограммы, кинофильмы, диафильмы, раздаточные дидактические материалы. Сценарий всего курса может закалываться в ЭВМ, который служит электронным справочником или электронным режиссером. Машина оценивает текущий счет соревнования.

В результате данного этапа достигается наибольший уровень усвоения информации - уровень творчества. Этот этап может быть использован для активизации творческой деятельности рационализаторов, изобретателей и руководителей.

Этапу активизации коллективного творчества предшествует различная подготовка. Заочный труд может включать в себя такие задания, как подготовка заключительно спектакля, шоу, соревнования типа “клуба веселых и находчивых”, выполнение различных домашних заданий, оформление газет, стендов, радиогазет, фотомонтажей, изготовления приборов, макетов, схем, костюмов и т.д. Жюри также оценивает творчество команд при подготовке к данному соревнованию.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

На сайте allrefs.net читайте: "ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Автоматизированного обучения теоретическим дисциплинам

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эта работа не имеет других тем.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги