Б-ценности | Патогенная депривация | Специфические метапатологии | |
1. | Истина | Бесчестность | Неверие, недоверие, цинизм, скептицизм, подозрение. |
2. | Добро | Зло | Полный эгоизм. Ненависть, отвращение, омерзение. Доверие одному себе; все для одного себя. Нигилизм. Цинизм. |
3. | Красота | Уродство | Вульгарность. Специфическая "несчастность", беспокойство, потеря вкуса, напряжение, усталость. Филистерство. Уныние. |
4. | Единство, целостность | Хаос. Атомизм, разрыв связей | Дезинтеграция, "мир распадается". Произвол. |
4а. | Превосхождение дихотомий (единство противоположностей) | Черно-белая дихотомичность. Утрата полутонов, степеней. Навязанная поляризация. Навязанный выбор | Видение всего черно-белым, "или-или". Все воспринимается как дуэль, война или конфликт. Низкая синергия. Упрощенный взгляд на мир. |
5. | Жизненность, процесс | Мертвенность. Механизация жизни | Мертвенность. Роботизация. Ощущение полной детерминированности собственной жизни. Утрата эмоций. Скука; потеря вкуса к жизни. Пустота переживаний. |
6. | Уникальность | Одинаковость, единообразие, заменимость | Потеря ощущения себя и своей индивидуальности. Ощущение собственной заменимости, анонимности, ненужности. |
7. | Совершенство | Несовершенство, неряшливость, некачественность, низкопробность | Разочарование (?), безнадежность, отсутствие стимулов к работе. |
7а. | Необходимость | Случайность, окказионализм, непостоянство | Хаос, непредсказуемость. Потеря безопасности. Настороженность. |
8. | Завершенность, конечность | Незавершенность | Настойчивое чувство незавершенности. Безнадежность. Прекращение борьбы и совладания. Бесполезность попыток. |
9. | Справедливость | Несправедливость | Беспокойство, гнев, цинизм, недоверие, беззаконие, "закон джунглей", полный эгоизм. |
9а. | Порядок | Беззаконие. Хаос. Падение авторитетов | Беспокойство. Настороженность. Утеря чувства безопасности, предсказуемости. Необходимость бдительности, настороженности, осмотрительности, напряженности. |
10. | Простота | Вводящая в замешательство сложность. Разделенность. Распад | Излишняя сложность, непонятность, замешательство, конфликт, потеря ориентации. |
11. | Насыщенность. Полнота. Богатство. | Убогость. Безликость | Депрессия, беспокойство, потеря интереса к миру. |
12. | Легкость | Трудность | Усталость, перегрузка, борьба, неуклюжесть, громоздкость, ригидность. |
13. | Игра | Отсутствие юмора | Унылость, депрессия, параноидальное отсутствие юмора, потеря вкуса к жизни. Безрадостность. Потеря способности наслаждаться. |
14. | Самодостаточность | Случайность, окказионализм | Зависимость (?) от воспринимающего (?). Ответственность перекладывается на него. |
15. | Осмысленность | Бессмысленность | Утрата смысла. Отчаяние. Бессмысленность жизни. |
Третья колонка в таблице 4 представляет собой лишь весьма предварительную попытку, которую не стоит рассматривать слишком серьезно, разве только в качестве обозначения области будущих задач. Эти конкретные метапатологии представляются фигурой на фоне общей метапатологии. Единственная конкретная метапатология, с которой мне приходилось иметь дело сколько-нибудь продолжительное время, это первая в таблице (см. Maslow, 1962, глава 5), и, возможно, данная работа должна служить стимулом для дальнейших попыток – я думаю, вполне реальных – по описанию и других метапатологии. Как мне кажется, может оказаться полезным изучение литературы по религиозной патологии, в особенности в рамках мистической традиции. Я догадываюсь, что некоторые подходы к проблеме могут быть обнаружены в мире "элитарного" искусства, социальной патологии, гомосексуальной субкультуры, негативистского экзистенциализма (Wilson, 1967). Клинические истории из области экзистенциальной психотерапии, духовные заболевания, экзистенциальный вакуум, "сухость" и "постность" мистиков; дихотомизация, вербализация и сверхабстракция общих семантиков; филистерство, с которым борются творческие люди; механизация, роботизация и деперсонализация, о которых говорят социальные психиатры; отчуждение, утрата самобытности, склонность к карательным мерам, нытье, жалобы и чувство беспомощности, суицидальные тенденции; описанные К.Юнгом религиозные патологии; ноогенные расстройства по В.Франклу; расстройства характера в терминах психоанализа – эти и многие другие расстройства ценностей служат несомненно релевантным источником информации.
Обобщая вышесказанное: если исходить из того, что подобные расстройства, болезни, патологии или атрофии (происходящие от депривации удовлетворения метапотребностей) действительно снижают полную человечность или потенциал человека, и если согласиться с тем, что удовлетворение, или осуществление Б-ценностей повышает или осуществляет человеческий потенциал, то подобные внутренние или конечные ценности несомненно могут рассматриваться в качестве инстинктоидных потребностей (Maslow, 1965, с. 33-47), лежащих в той же области рассмотрения и на той же иерархической шкале, что и базовые потребности. Данные метапотребности хотя и обладают определенными особыми свойствами, отличающими их от потребностей базовых, находятся тем не менее в той же области изучения и исследования, что, скажем, потребность в витамине С или кальции. Они лежат в области науки, в широком ее понимании, и ни в коей мере не находятся в исключительной компетенции теологов, философов или художников. Духовная или ценностная жизнь тем самым оказывается в мире природы, а не остается каким-то отдельным, противоположным миром. Она подлежит рассмотрению как психологией, так и общественными науками, и, теоретически, рано или поздно должна стать также проблемой и неврологии, эндокринологии, генетики и биохимии, когда эти дисциплины разработают соответствующие методы.