Потребности в росте

На предшествующих страницах мы перечислили базовые психологические потребности, выделенные Маслоу в его классическом труде "Мотивация и личность" (1954). В результате дальнейших исследований он расширил и уточнил теорию базовых потребностей в книге "На подступах к психологии Бытия" (1962).

То, что добавил Маслоу, – это новый список потребностей более высокой категории, которые он описал как потребности роста (связанные с бытийными ценностями), в отличие от базовых или дефицитарных потребностей. Он говорит, что выражающаяся в потребностях роста высшая природа человека нуждается в низшей как в основе, без которой высшая природа "рушится".

"Основной акцент в гуманистической психологии, – отмечает Маслоу, – ставится на допущениях, касающихся высших потребностей. Они рассматриваются как имеющие биологическую основу, как часть человеческой сущности..."

Человек первоначально мотивирован последовательностью базовых потребностей: когда они удовлетворены, он вернется к уровню высших потребностей, которые начинают побуждать его. Как отмечалось выше, Маслоу использовал по отношению к этому термин "метамотивация".

Эти высшие потребности и люди, действующие на этом высоком уровне, обладают особенностью, которую Маслоу нашел плохо поддающейся описанию. Он обнаружил, что такие люди, вместо того, чтобы бороться или приспосабливаться к жизни, проявляют себя как непосредственные, экспрессивные, естественные и свободные. Внешние ценности не могут быть полностью отделены друг от друга. Все они взаимосвязаны, и, определяя одну из них, необходимо обращаться к другим. Вот список основных бытийных ценностей по Маслоу: цельность; совершенство; завершенность; справедливость; жизненность; богатство проявлений; простота; красота; добро; индивидуальное своеобразие; непринужденность; склонность к игре; истинность, честность; самодостаточность. [...]