И. Д. Невважай

ПРИНЦИП НЕБЫТИЯ В ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОМ ЗНАНИИ

Хорошо известно, что отрицательные открытия в науке имеют не меньшее значение, чем положительные открытия. Это обстоятельство послужило, например, для Уиттекера поводом рассматривать законы науки в виде «принципов невозможности». Конечно, такое предположение является сильным преувеличением. Отрицательные открытия вторичны по отношению к позитивным открытиям и свидетельствуют, как правило, о фальсифицируемости некоторых утверждений определенной научной теории. Фальсификация теории достигается либо с помощью опыта, либо с помощью доказательства невозможности некоторых существований. В истории науки не редки случаи, когда утверждение о невозможности некоторых существований становятся началом или принципом формирования новой фундаментальной теории. Такие случаи представляют особый интерес для философского анализа. Здесь принципы теории формулируются в виде отрицательных суждений типа «А не существует» или «А не есть Б». Широко известны такие принципы как принцип невозможности вечного двигателя в термодинамике, принцип невозможности передачи сигналов со сверхсветовыми скоростями в теории относительности, принцип неопределенности в квантовой физике.

Идея небытия представляется несколько странной в контексте естественнонаучного знания. Физика, как и другие опытные науки о природе, имеют дело с сущим, и об этом сущем имеют какие-либо знания. Предметом этих наук не является то, что не существует. Поэтому представляется важным и интересным вопрос о том, почему, например, физик приходит к выводу, что нечто «на самом деле» не существует? Что в физике может означать утверждение о несуществовании, каков его физический смысл? С чем вообще связано представление о физически возможном существовании и физически невозможном существовании? В частности, с какими физическими принципами связано решение вопроса о возможном или невозможном существовании? Данные вопросы требуют для своего осмысления философского анализа идеи или принципа небытия в структуре научного знания и познания.