Платоновская и аристотелевская парадигмы небытия.

Эти парадигмы противоположны друг другу и определяются разными трактовками бытия. Онтология Платона базируется на принципе отношения: бытие конституируется отношением к небытию. Небытие мыслится как существующее иное бытия. Отношение между этими противоположностями ничем не опосредовано. Так в диалоге «Парменид» Платон размышляет о том, как происходит переход от покоя к движению. Состояния покоя или движения существуют во времени. Переход от состояния покоя к состоянию движения происходит «вдруг», скачком и происходит вне времени. Переход есть состояние небытия, которое образует границу между двумя противоположными состояниями. Понятие вневременного перехода содержит в себе идею дальнодействия, то есть действия, которое распространяется в пространстве с бесконечной скоростью. Это действие, которое ничем не опосредовано, не имеет промежуточных элементов и состояний. Оно не дистанцировано во времени, но дистанцировано в пространстве. В этой связи обратим внимание на весьма интересное наблюдение П. П. Гайденко. Она замечает, что такого рода скачки можно представить как переход от N- мерного мира к N+1- мерному миру 3. Содержательно это соображение можно интерпретировать, например, следующим образом. Представим себе точку, которая движется от данного места до другого и обратно с бесконечной скоростью. В любой момент реального времени точка присутствует в любом месте отрезка прямой. Такое движение точки позволяет сконструировать новый объект – отрезок, имеющий большую размерность, чем точка. Таким же образом можно образовать плоскость из движения отрезка. Объекты с большей размерностью не могут быть сконструированы из движения с конечной скоростью объектов с меньшей размерностью. Здесь один род бытия (например, отрезок) есть небытие для другого рода бытия (например, точка), и наоборот. Переход одного рода бытия в другой происходит, согласно платоновской парадигме, вне времени скачком. В этом заключена главная идея физического принципа дальнодействия.

Аристотель предложил альтернативную парадигму, которая строится на основе толкования небытия не как особого рода существования, а как предиката некоторого подлежащего (сущности). Переход от одной противоположности к другой осуществляется не непосредственно, как у Платона, а опосредованно - через подлежащее. Таким образом, между двумя различными состояниями всегда существует третье, которое связывает первые два. Отсюда следует принцип опосредования, с помощью которого Аристотель предлагает объяснять любой переход, изменение или отношение. Согласно Аристотелю отношение не является первичным в определении бытия, оно производно от бытия самого по себе, от соотносящихся вещей как таковых. Если у Платона переход, движение есть отношение, то у Аристотеля всякий переход понимается как свойство движущегося. Поэтому переход, согласно Аристотелю, осуществляется всегда через что-то и посредством чего-то. Здесь можно увидеть зародыш физического принципа близкодействия.