Г. Стеганография.

В основе этого искусства лежит попытка скрыть само существование секретного сообщения, а потому его приемы заслуживают самого широкого употребления. Здесь могут быть использованы: "подкладочное письмо", когда запись сокрыта какой-либо защитной оболочкой, "хоббийное кодирование", с использованием кроссвордов, музыкальных нот и шахматных партий, "жаргонные шифры", в которых вроде бы невинные слова имеют совершенно другой смысл...

Ориентирующими примерами данных методик (оставив в стороне возможности, даваемые электроникой...) могут служить:

— запись наколом букв в конкретном месте некой книги или газеты (концы слов отмечаются при этом наколом между буквами);

— сообщение каких-то данных (набор товаров, оптовые цены...) в определенном порядке;

— письмо посредством узелков, где каждая из букв кодируется размером в сантиметрах (А-1 см, Б-2 см...) или в диаметрах мизинца и отмечается отдельным узелком на нитке или на обвязывающем сверток шпагате; читают текст наматывая нитку на палец;

— запись на боковой поверхности колоды карт, подобранных в конкретном порядке (колода после этого тасуется);

— записи на оборотной стороне этикеток флаконов, банок или бутылок;

— текст под наклеенной почтовой маркой;

— запись на внутренней поверхности спичечной коробки, которая для этого разламывается, а после склеивается по новой;

— запись внутри вареного яйца (берут смесь квасцов, чернил и уксуса, записывают ею то, что необходимо на скорлупе обычного яйца, которое потом выдерживают в крепком рассоле или уксусе, чтобы стравить следы с его поверхности; яйцо затем варят вкрутую, причем весь текст оказывается сверху белка под скорлупой);

— задействование "испорченной" пишущей машинки, в которой некоторые буквы ставятся выше или ниже строки (учитывают здесь порядок и число этих букв, а также промежутки их появления; в коде возможен вариант азбуки Морзе);

— записи от руки нот в нотной тетради (ноты имеют здесь значение по азбуке Морзе или иному коду);

— записи в виде кардиограммы или же графика некого технологического процесса (здесь, при использовании азбуки Морзе, пики повыше означают, скажем, точки, а те что ниже — тире, черточки между зубцами сообщают о разделе между буквами, разрывы линии фиксируют конец слова);

— записи лишь в вертикальных столбцах цельно заполненного кроссворда (горизонтальные строки при этом заполняются произвольно, само же сообщение может быть либо прямым, либо кодированным);

— записи по трафарету, при коих на лист почтовой бумаги накладывают трафарет с вырезанными в нем окошками, следуя по которым и вписывают истинное сообщение; все остальное пространство здесь тщательно заполняется "пустым" содержанием, так, впрочем чтобы слова подлинной информации четко входили в текст ясного маскировочного послания;

— шифр "Аве Мария", в кодовом варианте которого каждому слову, а порой и фразе ставятся в соответствие несколько слов явной религиозной тематики, так что передаваемое сообщение выглядит как специфический текст духовного содержания.