СКОЛЬКО ЛЕТ ГРАФУ СЕН-ЖЕРМЕНУ?

 

Жизнь графа Сен-Жермена заставляет задуматься вот уже несколько поколений историков. Граф - одна из самых ярких и таинственных фигур XVIII века.

Элегантный аристократ, хранивший в тайне свой возраст и национальность, стал французским графом в середине XVIII века. По преданиям, он говорил на дюжине языков без акцента (или с неопределенным акцентом, не выдававшим его национальной принадлежности), великолепно импровизировал на скрипке и клавесине. Ходили слухи, что ему несколько сотен лет. Когда посетители в шутку спрашивали слугу графа о каком-либо историческом событии многовековой давности, на котором Сен-Жермен якобы присутствовал, человек объяснял: "Вы забыли, сэр. Я всего лишь век служу у графа". Говорили, что он занимается алхимией, владеет эликсиром жизни, выплавляет алмазы и возглавляет интриги дворов и тайные общества по всей Европе. Его принимали за принца, путешествующего инкогнито, за странствующего иудея. Он принадлежал всему миру. И сегодня некоторые оккультные общества почитают его, утверждая, что он все еще жив и здоров и скрывается где-то в Скалистых горах или Гималаях.

Чем больше мы узнаем о нем, тем меньше понимаем. Он был богат и в то же время ,не имел каких-либо очевидных средств к существованию. Крупные суммы денег появлялись у него вдруг, из неизвестных источников. Граф постоянно путешествовал, без видимых причин появлялся, а иногда исчезал на несколько лет. Таинственный аристократ почему-то утаивал свое имя, возраст и национальность. Казалось, что для него не существует личной жизни. Его привычки были так же аскетичны, как у отшельника, хотя он и выставлял напоказ свои бриллианты и слыл человеком расточительным. На одних граф производил впечатление знатока, на других - шарлатана, но в действительности не делал ничего, чтобы поддержать первое или второе мнение о себе. Даже его враги признавали безупречность его репутации.

Кто же был этот "долгожитель", вызвавший столь противоречивые рассказы о себе? Существовал ли он в действительности? Определенно да, хотя реальный человек был еще более загадочен, чем легенда о нем.

Подлинная личность графа Сен-Жермена долго обсуждалась. Наиболее популярна была версия о том, что граф, является, сыном Фрэнсиса Ракоци из Трансильвании. Это, кстати, в последние годы утверждал и сам Сен-Жермен. Другие говорили, что он был сыном русского торговца тканями или сыном богемского короля и королевы Испании Анны Марии. Было мнение, что Сен-Жермен - это доктор Даниеэль Вольф из Страсбурга или неизвестный итальянский композитор по имени Джиованни. Ка-занова утверждал, что это был скрипач по имени Каталини. Сам граф не оставил после себя каких-либо значительных письменных свидетельств - всего лишь несколько посланий, сонет. Две приписываемые ему книги интересны, но почти точно принадлежат не его перу.

Самые главные источники информации о нем - воспоминания и письма людей, которые его встречали. Граф был все время в движении, а потому его отношения с этими людьми были поверхностными. Кроме того, многие из этих свидетельств спорны: они написаны спустя годы, взволнованны и преувеличены. Некоторые, как сейчас уже известно, были специально сфабрикованы, чтобы разжечь интерес любителей дворовых сплетен. Другие - как, например, известные "Воспоминания Казановы" - являются частично правдой, а частично подделкой.

По собственному признанию графа, имя Сен-Жермен не было его настоящим именем. Среди других псевдонимов были граф Велдон, месье де Сармонт, месье Кастелан, маркиз Белмар или Аумар, шевалье Шоэнинт и граф Салтыков.

Легенда о графе Сен-Жермене могла быть синтезом из историй жизни людей, в действительности носящих имя Сен-Жермен. Наиболее известным был граф Клауди Луи де Сайермейн (имя, созвучное Сен-Жермен), чья военная карьера развивалась в Дании, Франции и России. Возможно, история его жизни отразилась в рассказах о военных подвигах нашего графа. , мы находим упоминания о французском гувернере в Калькутте по имени Пьер-Рено де Сен-Жермен. Это могло привести к распространению слухов о деятельности графа даже в Индии. Некоторые из рассказов о приключениях графа в тайных обществах могли быть навеяны деятельностью Роберта-Франкоса Квэзнея де Сен-Жермен, члена многих лож.

Во времена графа в Париже жили также и другие Сен-Жермены: торговец бриллиантами, ботаник, директор Парижской Оперы. Один военный офицер по имени Сен-Жермен дружил с Жаном-Жаком Руссо в последние годы жизни философа. Еще один Сен-Жермен продавал редкие книги в Голландии в 1730 году, а другой писал песни в Париже в 1706 году.

Еще больше запутывают всю эту историю самозванцы. В Париже, выдавал себя за графа, посредственный актер и шпион милорд Гоувер. Непонятно, зачем он это делал. Возможно, ему за это заплатили враги графа. Рассказы Гоувера о "собственной" жизни были еще более, невероятны. Он, например, утверждал, что лично знал Иисуса Христа.

Одно время выдавал себя за графа и Казанова. Он встретил графа Сен-Жермена в 1757 году, и тот произвел на него такое большое впечатление, что Казанова провел лето 1760 года в Швеции, называя себя Сен-Жерменом.

И все же, каков был реальный граф Сен-Жермен? Первое достоверное упоминание о нем относится к 1745 году, когда он был арестован по недоразумению в Лондоне. На допросе он отказался назвать свое имя и происхождение, добавив, что откроет их только королю. Результат был неожиданным: Сен-Жермена выпустили из тюрьмы. Неизвестно, говорил он прежде с королем или нет, но граф оказался на свободе.

Уже тогда о нем начали распространяться разные слухи. Говорили, что он то ли итальянец, то ли поляк, то ли испанец, что он женился на богатой мексиканке и убежал в Турцию с ее драгоценностями.

На следующий год граф уже зарабатывал деньги как музыкант. Он играл на скрипке и клавесине в салонах, писал арии для оперетт, публиковал песни и скрипичные сонаты. Часть его музыки сохранилась. Она менее эксцентрична, чем его характер, - приятная и профессионально написанная, похожая на раннего Гайдна или Моцарта, в стиле того периода. Особенно популярны были его английские песни. Впоследствии они часто переиздавались в антологиях.

После этого мы потеряли его из виду на 12 лет. Кажется, он оставил многообещающую музыкальную карьеру и исчез.

В 1758 году граф Сен-Жермен появился вновь во Франции с удивительным проектом. Людовик XV предоставляет ему одни из своих замков для создания текстильной фабрики. В письмах королю, касающихся этого дела, Сен-Жермен утверждает, что он потратил годы на разработку новых приемов окрашивания и предлагает результаты своих исследований в качестве подарка Франции. Он не просит денег, только место для работы.

Сен-Жермен стал сенсацией при дворе Людовика XV, и большинство известных легенд о нем сложились именно в тот период. На удивление крепкая дружба с королем подливала масло в огонь слухов о королевском происхождении графа, ведь Людовик не любил общаться с людьми из народа. Графская элегантность и образованность указывали на благородное происхождение, как и его богатство: он любил носить бриллианты и даже дарил их знакомым. Один случай с драгоценным камнем вызвал переполох при дворе. Граф взял у короля на время бриллиант с изъяном и вернул его кристально чистым. Историки полагают, что он подменил камень. Однако бриллиант может быть очищен химическим путем, например, кипячением в кислоте. Возможно, Сен-Жермен знал это.

Многие хвалили его музыкальные способности и владение языками, поэтому мы можем принять это за истину, хотя, вероятно, слегка преувеличенную. Список языков, которые знал граф, варьируется, но обычно включает в себя основные европейские, что не было удивительным для образованного аристократа того времени. Сведения о том, что он в совершенстве говорил на китайском и санскрите, менее убедительны. Кто из дворовой знати мог это проверить?

Несомненно, граф Сен-Жермен был очаровательным собеседником. Из уст в уста передавались отзывы о нем, как об остроумном, эрудированном и обаятельном человеке с энциклопедическими знаниями в области истории. Он в равной степени чувствовал себя в своей тарелке в оккультной философии и дворовых сплетнях. С подозрительным знанием тонкостей он рассуждал о событиях столетней давности, подстрекая, сплетников рассказывать, что он сам присутствовал при тех событиях. Казалось, граф поощрял подобные слухи, но никогда не подтверждал их.

На приемах он ничего не ел. Это тоже было сенсацией, но могло иметь простое объяснение. Согласно некоторым свидетельствам, он придерживался спартанской, в основном, овощной диеты.

Молва о его "эликсире жизни" возникла вследствие того, что он часто пил лечебный напиток и иногда давал его придворным дамам. Рецепт напитка сохранился. Это был чай из листьев сенны, фенхеля и цветов бузины. Мощное слабительное. Принимая во внимание обычное питание при дворе (чрезвычайно обильное), напиток мог сохранять здоровье. Кроме того, дамам он советовал чаще пить воду, чем вино, что было воспринято мужьями как возмутительное шарлатанство.

На единственном сохранившемся изображении - гравюре, еде, данной по утерянной картине неизвестного художника, - граф выглядит как человек средних лет, модно одетый, в стиле тех времен, немного круглолицый. Его лицо приятно и чисто выбрито.

Неизвестно, что стало с его текстильной фабрикой во время всей этой шумихи вокруг графа. В любом случае, приятная жизнь Сен-Жермена при французском дворе вскоре закончилась. Он был вовлечен в политический конфликт высочайших особ государства. Король, его могущественная любовница мадам де Помпадур и военный министр всячески пытались оттянуть начало неминуемой войны с Англией. Министр иностранных дел, энергичный человек по имени Шоизель, который, по сути, руководил слабым, безвольным королем, напротив, жаждал ее приближения. Почему-то для встречи с британским послом в Голландии фракция мира выбрала именно Сен-Жермена. Когда Шоизель узнал об этом, он приказал арестовать графа. И король не препятствовал ему.

Это маленькое приключение так же загадочно, как и все, что' связано с Сен-Жерменом. Почему именно он был выбран для столь деликатной миссии? Он не был дипломатом и не был даже французским гражданином (или, по крайней мере, говорил, что не был).

Может быть, он был секретным агентом? Если так, то не очень хорошим. Прежде, чем вмешался Шоизель, он весьма небрежно выполнил свое задание, испортив отношения с англичанами.

Чтобы избежать ареста, граф Сен-Жермен скрылся в Англии, а затем перебрался в Голландию. В 1762 году он появился в России. Случайно это произошло в том же году, когда Екатерина Великая свергла своего мужа. И сплетники не преминули вовлечь его в дворцовый переворот.

На следующий год Сен-Жермен уехал в Бельгию. Он приобрел имущество и новое имя - месье де Сармонт. И снова граф попытался заинтересовать официальных лиц своими промышленными процессами, к которым он прибавил обработку дерева, кожи, масел и изготовление красок. Должно быть, богатство его уменьшилось, потому что на этот раз он запросил часть прибыли. Скорее всего, Сен-Жермен получил слишком мало денег на развитие производства, государство украло пару рецептов графа, после чего обе стороны почувствовали себя обманутыми, и дело расстроилось.

Карл Кобензл, бельгийский служащий, который заключал сделку с графом, впоследствии рассказывал, что Сен-Жермен во время одной из бесед с ним открыл свое инкогнито. Кобензл сказал, что это очень известный человек, но имя так и не назвал.

Кроме того, поведал он, граф мог превращать железо в металл, напоминающий золото. Так что два устойчивых слуха - о королевском происхождении и занятиях алхимией - пришли от самого графа через Карла Кобензла.

После бельгийского периода Сен-Жермен вновь исчез из виду, на этот раз на 11 лет. Утверждали, что он уехал в Россию или Италию. Однако по некоторым сведениям, в 1774 году он находился в Баварии. Его описывали как пожилого итальянца, который проводил свои дни, изобретая краски и подавая бедным. Граф носил униформу русских генералов и имя Цароджи.

Следующее, документально подтвержденное появление Сен-Жермена было в Германии в 1У76 году. Как обычно, он посещал салоны, изумляя всех, кого встречал. Он снова попытался заинтересовать государство своим каталогом химических процессов. Должно быть, все эти годы, он много работал в лаборатории: к уже имеющимся, прибавились рецепты косметики, ликеров, бумаги и слоновой кости.

Агенты Фридриха Великого донесли, что граф показывал им свои секреты, хвастался, что был в Африке и Азии и сравнивал себя с богом. Король принял Сен-Жермена за чудака. И новая попытка графа продать свои процессы закончилась не лучше, чем предыдущие. Те же агенты утверждали, что Сен-Жермен открыл свое настоящее имя и назвался сыном принца Ракоци из Трансильвании. Впервые было произнесено это имя, в подтверждение слухов о королевском происхождении. Неужели граф решил, наконец, открыть тайну своего рождения? Если так, то почему? И говорил ли он правду?

Примерно в то же время Сен-Жермен познакомился с принцем Карлом Гессе. Карл был серьезным человеком 35 лет, полностью поглощенным своими обязанностями по управлению герцогством Хольстейн и членством в масонской ложе. Принц заинтересовался графом и вскоре стал его учеником и покровителем. Вместе они занимались изучением химии и лечебных трав. Согласно воспоминаниям Карла, Сен-Жермен сказал, что ему 88 лет и что он сын принца Ракоци.

Жизнь в Хольстейне текла размеренно. Карл и граф время от времени трудились в лаборатории и раздавали свои лекарства бедным.

Химические технологии, которые так высоко оценивал граф, оказались действительно применимыми. Многие производители хвалили его краски, критикуя лишь их дороговизну. До нас не дошли рецепты красок графа Сен-Жермена.

Спустя несколько лет после долгих дней, проведенных в неотапливаемой лаборатории, граф слег с воспалением легких. Во время болезни он сказал Карлу, что оставил запечатанное письмо, которое надлежало вскрыть после его смерти. Карл захотел узнать, что в том письме, но граф отказался говорить, ответив лишь: "Я был бы слишком несчастен, если бы осмелился сказать вам об этом, мой дорогой принц". Его боль была столь неподдельной, что Карл не настаивал.

Граф не поправился. Он скончался 27 февраля 1784 года после затянувшейся болезни, когда принц был в отъезде. Документы о его смерти сомнительны, хотя имеется свидетельство доктора и запись о похоронах. Если возраст, который он называл Карлу, был правильный, то ему было чуть больше 90 лет. Это намного меньше, чем гласит легенда, но все же достаточно необычно для того времени.

Имущество Сен-Жермена оказалось на удивление скудным: несколько костюмов и предметов туалета, два пистолета, шпага и немного денег. Не было ни драгоценностей, ни книг, ни рукописей, ни музыкальных инструментов. Он не оставил долгов. Карл так и не нашел запечатанного письма.

После смерти графа легенда о нем продолжала обрастать новыми подробностями. Некоторые сомнительные воспоминания конца XIX века превращают графа в действующее лицо некоего водевиля, где он читает мысли, заколдовывает змей, пишет двумя руками одновременно и неожиданно исчезает. Появление Роберта-Квэзнея де Сен-Жермена на масонской конференции разожгло слухи, что граф все еще жив. Фальшивые "Воспоминания Калиостро", в действительности созданные, наемным писакой по имени де Лючет, повествуют о том, что Сен-Жермен был наставником Калиостро по оккультизму и основателем масонства. Столь же фальшивые воспоминания графини Адомар, сейчас обычно приписываемые журналисту Ламот-Лангон, рассказывают о популярной истории, в которой граф Сен-Жермен предупредил королеву Марию-Антуанетту о надвигающейся революции.

Сен-Жермен продолжал появляться. Без сомнения, кто-то выдавал себя за него. Он был в Египте во время кампании Наполеона в 1790-х годах. Его видели в Париже в 1835 году. Теософ С.В.Лидбитер утверждал, что встретил его там же в 1926 году. Другой человек видел его на горе Шаста в Калифорнии в 1930 году. И снова в Париже графа встречали в 1930-х и 1940-х годах. Он даже появлялся на Французском телевидении под видом парижанина Ришара Шанфрея.

Кем бы ни был граф, он по-прежнему заставляет работать воображение людей. Писатели представляли его вампиром и тайным любовником мадам де Помпадур. Оккультные и религиозные организации считают его предтечей и тайным главой. Но даже, если, отбросить многочисленные домыслы, то Сен-Жермен был самым необычным долгожителем XVIII века.

 

"ВЫХОДЯТ НА АРЕНУ СИЛАЧИ..."

 

"Нет веса, который не могли бы поднять эти русские", - писала газета "Тайме" в 1961 году. И это действительно так. Земля русская издревле славилась своими богатырями. Сейчас сказания об Илье Муромце, Алеше Поповиче, Святогоре, Самсоне-богатыре воспринимаются как сказка. Однако есть в ней и доля истины: были сильные люди на Руси. Были и есть. В прошлом веке эстафету былинных героев приняли знаменитые силачи Иван Поддубный, Александр Засс (Самсон), Никита Ломовой, а потом Якуба Чеховской, Николай Жеребцов, Григорий Кащеев. Продолжают удивлять и рекорды атлетов современности.

Во все века народ любил смотреть, как силачи демонстрируют свои способности. Говорят, что они легко гнули подковы, рвали цепи и ломали телеграфные столбы. Делали они это не принужденно, без видимой натуги, улыбаясь. Приглашали на арену желающих повторить подобные трюки, предлагали награду. Но как ни старались добровольцы, у них ничего не получалось. Убеждались, что одной силы мало. У силачей были СВОИ секреты, которыми, они пользовались для предохранения от трави, или, в случаях, когда, исполнение номера требовали сил, намного превосходящих человеческие. Хотя настоящие мастера своего дела и так работали на пределе возможностей.

Чего только стоил, знаменитый номер с четверкой рысаков Атлет становился в центре ярмарочной площади. Справа и слева к нему подводили по паре лошадей. Вожжи от каждой пары атлет захватывал локтевым сгибом согнутой в локте соответствующей руки, а руки цеплял в замок на груди. Потом добровольцы из публики с гиканьем погоняли лошадей. Те, конечно же, рвались в разные стороны, и если бы силач разжал руки, то неминуемо разорвали бы его на части. Как говорится, зрелища не для слабонервных. Цирковой артист Всеволод Херц, воспроизводивший этот номер несколько раз, впоследствии вспоминал, что он требовал огромного напряжения: кровь стучала голове, перед глазами плыли круги, немели руки.

В репертуаре силачей были и другие интересные номера. Например, ладонью с размаху забивали в доску гвоздь. Гнули стержни длиной около 25 см и 25 мм в поперечнике. Ломали бревна-кругляки длиной 5-6 метров. Атлет взваливал бревно себе на плечи, а на его концах повисало до десятка зрителей. Под их тяжестью оно ломалось. Поднимали лошадей весом около 200 кг и носили их по арене. Ложились под движущийся транспорт, гнули рельсы.

Что же двигало этими людьми? Прежде всего, это дань традициям. Наши деды и прадеды любили помериться силами на ярмарках, деревенских праздниках. А потом... Достижение богатырской силы требует колоссальной работы над собой. Конечно, человек изначально должен родиться сильным, чтобы проделывать силовые трюки, но без постоянной напряженной тренировки не сможет добиться значительных результатов. Зато каждая победа дает ни с чем не сравнимое удовлетворение. Всеволод Херц вспоминал, что после трюка с лошадьми он испытывал "непередаваемое ощущение гордости, что смог выполнить этот труднейший номер". Настоящие профессионалы силового жанра, которые выступали на аренах цирков, ярмарочных площадях и в балаганах самозабвенно любили свою работу и получали от исполнения силовых номеров огромное удовольствие.

Вот так же самозабвенно предан своему увлечению и нынешний силач из Псковской области Геннадий Иванов. Сила была дана ему от рождения - передалась от отца. Тот был чрезвычайно могуч, хоть никогда этим не гордился. Узнал Гена о том, что отец его не слабого десятка, случайно, на строительстве соседского дома, когда тот взял под мышку бревно, которое не могли унести пятеро мужиков.

С тех пор заболел Генка "богатырством". И первым образцом для подражания стал для него местный силач, тракторист Иван Семенов, который легко отрывал от Земли вес в полтонны. В 16 лет Генка уже сам поднимал полуторатонный трактор.

Однажды возле дома сломался колхозный трактор. Пора как раз была горячая, посевная. И вот шофер, чтобы не ехать за домкратом, зашел в дом: подсобите, мол, мужики. Геннадий вышел один и, подойдя к трактору, осторожно приподнял его.

Потом поднимал телегу, нагруженную сеном, прицеп. Прицеп поднял слишком быстро и резко, и тот, сорвавшись, повредил ему позвоночник. Но Геннадий не отступился, напротив, начал усиленно тренироваться. Однажды в Пскове на ярмарке вышел на помост, взял толстый металлический прут, завязал из него узел и попросил кого-нибудь развязать. Желающих не нашлось. Вообще, любит он на ярмарках "пошутить":

просит запрячь в сани двух лошадей, наваливает груз, чтобы его было не сдвинуть, а потом запрягается сам и - поехали!

В своих тренировках Геннадий взял за основу описания силовых упражнений в былинах, имея глубокое убеждение, что Илья Муромец, Самсон, Святогор - не сказочные собирательные персонажи, а реально жившие когда-то люди. Например, читал Геннадий в сказке: "Метали во степи богатыри палицу", а себе давал задание: "Кинуть тяжесть на расстояние". Или; "Хватит с коня рукою - не подымится", а Геннадий себе помечал: "Поднять тяжесть с коня рукою". Занимался только с народными силомерами - подковами, наковальней, кувалдой. К концу первого месяца тренировок у него уже набралось более сотни былинных упражнений.

А потом Иванов нашел в библиотеке книгу "Тайна Железного Самсона" о легендарном силаче Александре Зассе. Этот человек разработал свою особую систему статических упражнений - изометрию. Засс уехал из России и знаменитым Железным Самсоном стал уже в Лондоне. Поэтому из идеологических соображений изометрия в нашей стране была объявлена "вредной", и о ней забыли. А вот псковский силач взял ее на вооружение и сразу же увеличил силу на 20 кг, а через семь месяцев - на 140. Колоссальный эффект!

Утро Геннадия начиналось с аутогенной тренировки. Он говорил себе: "Я сильный, я самый сильный, у меня руки, как стальные клещи. Я могу оторвать от земли вес в тонну, в две тонны". Потом около часа он занимался йогой, а вечером, после работы, - изометрией. Он несколько усовершенствовал упражнения Засса, смастерил себе тренажеры из цепей, пружин, досок и металлических реек, а к ним приспособил обычные напольные весы. Получились тренажеры-силомеры. Сказочный Иван-царевич съедает зажаренного Бабой-Ягой бычка, да еще и барашком закусывает. Конечно, рацион Геннадия несколько иной, но вот съесть за раз, как минимум, три вторых блюда Иванову приходится, чтобы не терять форму. И габариты у него соответствующие: рост 185 см, вес - 140 кг. Как-то раз сделал стойку на голове в коридоре. Не рассчитал - упал. Так в коридорной двери все стекла вылетели, а за ними - и в кухонной.

Предлагали Иванову выступать в цирке, но он отказался. Однако создал свою собственную программу, которую назвал "Силовой фольклор разных эпох и народов". В нее включены некоторые из рекордов Засса, Кащеева, Жеребцова. Всего 21 номер. Геннадий выходит в русском народном костюме, и под удалые песни, сгибает и ломает подковы, скобу, рвет колоду карт, "целует" кувалду, вдавливает гвоздь в дубовую балку, рвет цепь, сдвигает, сидя, с места воз, над которым только что бился десяток крепких мужиков, и, в заключение, поднимает прикрепленную, к ремню на поясе, платформу весом, свыше 2 тонн. Подобный трюк проделывал и Засс. С помощью лямок, надетых на плечи, он держал платформу, на которой стояли 14 человек.

Мечтает Геннадий поездить со своей программой по родным краям, деревням и селам, чтобы не только удивить народ своей силой, но и собрать местные предания о могучих кузнецах, мельниках и просто крестьянах. "Таких, как я, - тысячи, - утверждает Геннадий. - Только про них никто не знает. Ну, живут они себе где-нибудь в деревеньке и живут. Плохо им, что ли? Силачи народ скромный".

Еще один влюбленный в свое дело человек - артист цирка Валентин Дикуль. Его амплуа - силовое жонглирование. Одной рукой поднимали гирю весом в 80-90 кг русские силачи Г. Лурих, С. Елисеев, Г. Гаккеншмидт, а Дикуль не просто поднимает - он ими жонглирует. А еще он удерживает на плечах "пирамиду" весом в тонну. Но самый удивительный его трюк - удерживание автомобиля "Волга". А это 1570 кг!

Выдающимся силачом ему помогли стать труд и упорство. Из безнадежно больного инвалида первой группы, обреченного из-за перелома позвоночника на пожизненную неподвижность, он сумел сделать себя не только здоровым, но и очень сильным.

Штангиста Юрия Власова называли "самым сильным человеком в мире, самым сильным человеком всех времен". В отличие от многих других атлетов, и в частности, от Пола Энердсона, весившего 170 кг, Власов был изящно сложен. Он не хотел "наедать вес", а пытался найти новые формулы силы, докопаться до сути самого процесса управления силой. Он признавал один закон - мужество тренировок. Атлет обнаружил, что человек часто не знает, какими резервами силы он обладает, особенно в экстремальных условиях.

И еще один источник побед Юрия Власова - благородные традиции русской силы. Без них он вряд ли стал известен всему миру. "Сила - ради гордости и чести. Та самая крепость чувств, которая не ржавеет в невзгодах, та физическая и душевная стойкость, когда человек - всегда человек. Торжество силы без этого смысла - занятие не столь уж отличное от развлечений животного", - таково мнение Власова.

Что ж, по-видимому, в этом и заключается секрет выдающихся русских силачей. Только соединение физических и духовных возможностей человека дает ему колоссальную силу. Немудрено, что многие нынешние штангисты, борцы, культуристы не в состоянии повторить рекорды знаменитых атлетов. Они забывают о главном компоненте силы, на который когда-то обратил внимание поэт Державин: "Сила в том, чтоб дух пылал".