рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Проблемы больших чисел.

Проблемы больших чисел. - раздел Образование, Морозов А. В Исходная Идея Метода Многомерных Матриц В Решении Творческих Задач Заключаетс...

Исходная идея метода многомерных матриц в решении творческих задач заключается в следующем. Поскольку новое очень часто представляет собой иную комбинацию известных элементов (устройств, процессов, идей и т. п.) или комбинацию известного с неизвестным, то матричный метод позволяет это сделать не путем проб и ошибок, а целенаправленно и системно. Таким образом, метод многомерных матриц базируется на принципе системного анализа новых связей и отношений, которые проявляются в процессе матричного анализа исследуемой проблемы.

Нельзя не заметить, что наименование метода "морфологический ящик" является не совсем удачным, так как это название не столько отражает суть метода, сколько создает ореол таинственности и значительности. К тому же часто никакого "ящика" не получается, а в поисках новой идеи удается решить проблему, используя анализ двухмерной матрицы.

Достоинством метода многомерных матриц является то, что он позволяет решить сложные творческие задачи и найти много новых, неожиданных, оригинальных идей.

Недостатками и ограничениями метода многомерных матриц может быть то, что даже при решении задач средней трудности в матрице могут оказаться сотни вариантов решений, выбор из которых оптимального оказывается затруднительным. Данный метод не гарантирует, что будут учтены все параметры исследуемой системы. Применение метода требует определенного навыка и мастерства.

Как уже отмечалось выше, метод многомерных матриц в его начальном варианте может представлять собой двухмерную матрицу, например, 7х7 элементов. Опыт показывает, что магическое число 7 применительно к построению матриц является оптимальным. (Не зря народная мудрость гласит: семь раз отмерь и один раз отрежь!)

Для примера построения двухмерной матрицы анализа возьмем:

а) семь произвольно взятых эвристических приемов решения творческой задачи и

б) семь характеристик технико-экономических показателей объекта (изделия), который необходимо улучшить.

По одной оси матрицы мысленно "отложим" эти эвристические приемы:

1.Прием аналогии поиск аналога и использование всех процедур вывода по аналогии.

2.Прием дробления – поиск компетентного состава системы, расчленение ее на подсистемы.

3.Прием укрупнения - увеличение размеров, показателей, качественных характеристик системы.

4.Прием инверсии – изменение процедур деятельности на противоположные, обращение функций, взгляд на систему с противоположной точки зрения, нежели общепринятая, замена динамики статикой и наоборот.

5.Прием приспособления - адаптация системы или ее отдельных составляющих к внешним условиям, к взаимодействию нового и старого.

6.Прием идеализации - поиск возможностей приближения системы или отдельных ее составляющих к идеальному варианту.

7.Прием локализации - поиски возможностей временного отделения части системы, временное изменение части условий, временное удовлетворение части требований задачи и т. д.

Вторым рядом характеристик при построении матрицы анализа могут быть взяты в нашем примере технико-экономические характеристики системы: 1) вес; 2) надежность; 3) экономичность; 4) удобство эксплуатации; 5) габариты; 6) технологичность изготовления; 7) эстетичность.

МЕТОД СВОБОДНЫХ АССОЦИАЦИЙ

Замечено, что результативность творческой деятельности, особенно на этапе генерирования новых идей, существенно повышается, если широко использовать все новые и новые ассоциации, которые в итоге порождают по-настоящему продуктивные идеи решения проблемы. В процессе зарождения ассоциаций устанавливаются неординарные взаимосвязи между компонентами решаемой проблемы и элементами внешнего мира, включая компоненты прежнего опыта творческой деятельности лиц, участвующих в коллективном решении проблемы, творческой задачи. В результате процесса зарождения новых ассоциативных связей и возникают творческие идеи решения проблемы.

Для усиления антиконформизма необходимо, чтобы каждый член группы стремился предложить и предлагал свое слово, понятие, которое должно быть базисом для установления ассоциативных связей с процессом генерирования новых идей.

Принципы, на которые следует опираться в процессе применения этого метода:

1) свободных ассоциаций;

2) антиконформизма;

3) отсроченного критического анализа.

Приведем пример метода свободных ассоциаций. Допустим, вы являетесь руководителем типографии. Вам необходимо наработать идеи решения следующей проблемы: как повысить эффективность рекламы выпускаемой вами продукции. Руководитель группы на основе метода свободных ассоциаций предлагает, например, слово "студент". Это слово дает несколько ассоциаций и соответственно идей того, как активизировать рекламу продукции типографии. На основе ассоциаций, которые вызывает у членов группы слово "студент" генерируются следующие идеи:

1) необходимо шире рекламировать нашу продукцию среди студенческой, учащейся молодежи;

2) необходимо дифференцированно подходить к рекламе среди студентов, учащихся и других категорий населения;

3) для рекламы необходимо привлекать самих студентов, учащихся;

4) необходимо чаще публиковать рекламу нашей продукции в изданиях, которые читают студенты, учащиеся и т. д.

Затем кто-то из членов группы в качестве слова для зарождения новых ассоциативных связей и генерирования новых идей предлагает слово "телевизор". Это слово также может использоваться как стимул для генерирования новых идей по проблеме: как повысить эффективность выпускаемой типографией рекламной продукции.

МЕТОД ИНВЕРСИИ

Метод инверсии (в психологии его иногда называют методом обращения) представляет собой один из эвристических методов творческой деятельности, ориентированный на поиск идей решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях, чаще всего противоположных традиционным взглядам и убеждениям, которые диктуются формальной логикой и здравым смыслом.

Изобретатели давно обратили внимание на то, что часто в ситуациях, когда логические приемы, процедуры мышления оказываются бесплодными и заходят в тупик, естественно предположить, что оптимальной является принципиально противоположная альтернатива решения. Например, ведется поиск прочности изделия, и для этих целей стремятся увеличить его вес, конструкцию делают цельнометаллическую, в то время как лучших результатов удается достигнуть путем решения задачи в противоположном направлении, например уменьшить вес конструкции, сделав ее полой.

Другой пример. Объект исследуют с его внешней стороны. Это традиционный подход, который исчерпал себя и не дает новых оригинальных решений. В этих ситуациях целесообразно рассмотреть этот же объект с внутренней стороны.

Заметим, что этот метод иногда, например в психологической литературе, не без основания называют также методом обращения. Так, А. Ф. Эсаулов в связи с анализом этого метода приводит классический пример решения задачи методом инверсии: гениальное изобретение ракеты К. Э. Циолковским. В своей повести "Вне Земли" он писал, что "придумал пушку, но пушку летающую, с тонкими стенками и пускающую вместо ядер газы...".

Метод инверсии базируется на закономерности и соответственно принципе дуализма, диалектического единства и оптимального использования противоположных (прямых и обратных) процедур творческого мышления: анализ и синтез, логическое и интуитивное, статические и динамические характеристики объекта исследования, внешние и внутренние стороны объекта, увеличение или, наоборот, уменьшение размеров, конкретное и абстрактное, реальное и фантастическое, разъединение и объединение, конвергенцию (сужение поля поиска) и дивергенцию (расширение поля поиска). Если не удается решить задачу с начала до конца, то попытайтесь решить ее от конца к началу и т. д.

Несомненным достоинством метода инверсии является то, что он позволяет развивать диалектику мышления, отыскивать выход из, казалось бы, безвыходной ситуации, находить оригинальные, порой весьма неожиданные решения различного уровня трудности и проблемности творческих задач.

Его недостатком и ограничением является то, что он требует достаточно высокого уровня творческих способностей, базисных знаний, умений и опыта.

МЕТОД ЭМПАТИИ (метод личной аналогии)

Метод аналогий всегда был важным эвристическим методом решения творческих задач. Процесс применения аналогии является как бы промежуточным звеном между интуитивными и логическими процедурами мышления. В решении творческих задач используют различные аналогии: конкретные и абстрактные; ведутся поиски аналогии живой природы с неживой, например в области техники. В этих последних аналогиях могут быть, в свою очередь, установлены аналогии по форме, структуре, функциям, процессам и т. д.

В ситуациях мысленного построения аналога иногда хорошие эвристические результаты дает такой прием, как гиперболизация, например значительное увеличение или, наоборот, уменьшение масштабов технического объекта или его отдельных узлов.

Чаще всего эмпатия означает отождествление личности одного человека с личностью другого, когда пытаются мысленно поставить себя в положение другого. Не случайно эмпатия, или личная аналогия, в решении творческой задачи понимается как отождествление человека с техническим объектом, процессом, некоторой системой. Когда применяется метод эмпатии, то объекту приписывают чувства, эмоции самого человека: человек идентифицирует цели, функции, возможности, плюсы и минусы, например машины, со своими собственными. Человек как бы сливается с объектом, объекту приписывается поведение, которое возможно в фантастическом варианте.

Таким образом, в основе метода эмпатии (личной аналогии) лежит принцип замещения исследуемого объекта, процесса другим. С учетом сказанного метод эмпатии – это один из эвристических методов решения творческих задач, в основе которого лежит процесс эмпатии, то есть отождествление себя с объектом и предметом творческой деятельности, осмысление функций исследуемого предмета на основе "вживания" в образ изобретения, которому приписываются личные чувства, эмоции, способности видеть, слышать, рассуждать и т. д.

Метод эмпатии применим к различным видам творческой деятельности (в рационализаторской, изобретательской, в управленческой деятельности, в процессе художественного творчества). В условиях применения метода эмпатии необходимо как бы слиться с объектом исследования, что требует огромной фантазии, воображения; происходит активизация фантастических образов и представлений, что приводит к снятию барьеров "здравого смысла" и отысканию оригинальных идей. Метод эмпатии, как правило, широко используется в решении задач художественного творчества. Всем писателям свойственно высокое развитие способностей к эмпатии. Так, Гюстав Флобер говорил: "Мадам Бовари - это я!" А. М. Горький в статье "О том, как я учился писать", адресованной начинающим писателям, характеризуя творческий процесс, особое внимание уделял воображению и эмпатии: "В борьбе за жизнь... и истинную самозащиту природа развила в человеке две мощные творческие силы: познание и воображение. Познание – это способность наблюдать, сравнивать, изучать явления природы и факты социальной жизни, короче говоря: познание - есть мышление. Воображение тоже в сущности своей мышление о мире, но мышление по преимуществу образами, "художественное", можно сказать, что воображение – это способность придавать стихийным явлениям природы и вещам человеческие качества, чувствования, даже намерения. Мы читаем и слышим: "ветер плачет", "стонет", "задумчиво светит луна", "река нашептывала старинные былины", "лес нахмурился", "волна хотела сдвинуть камень, он морщился под ее ударами, но не уступал ей", "стул крякнул, точно селезень", "сапог не хотел влезать на ногу", "стекла запотели", - хотя у стекла нет потовых желез".

Все это делает явления природы как бы более понятными для нас и называется "антропоморфизмом", от греческих слов: "антропос" - человек и "морфе" - форма, образ. Здесь мы замечаем, что человек придает всему, что видит, свои человеческие качества, воображает, вносит их всюду: во все явления природы, во все созданные его трудом, его разумом вещи. Есть люди, которым кажется, что антропоморфизм неуместен и даже вреден, но они сами часто говорят: "мороз щипал уши", "солнце улыбалось", "наступил май" или "дождь идет", хотя дождь не обладает ногами, "погода подлая", хотя явления природы не подлежат нашим моральным оценкам.

МЕТОД СИНЕКТИКИ

Автором метода синектики считается Дж. Гордон, который получил разностороннюю подготовку в Гарвардском, Калифорнийском, Пенсильванском и Бостонском университетах. Сам термин "синектика" обозначает "объединение разнородных элементов". Творческий процесс даже отдельного человека, с точки зрения Дж. Гордона, аналогичен творческому процессу коллектива людей, имеющих в совокупности разностороннюю подготовку.

В первую группу синектиков, которая была организована в США Дж. Гордоном в 1952 г., входили люди разной квалификации и образования: архитектор, инженер, биолог, дизайнер. Неожиданно для всех эта группа сделала много изобретений.

Метод синектики получил дальнейшее развитие и теоретическое обоснование в работах Г. Я. Буша. Суть метода синектики заключается в следующем. На первых этапах его применения идет процесс обучения "механизмам творчества". Часть этих механизмов авторы методики предлагают развивать обучением, развитие других не гарантируется. Первые называют "операционными механизмами". К ним причисляют прямую, личную и символическую аналогии. Такие явления, как интуиция, вдохновение, абстрагирование, свободное размышление, использование не относящихся к делу возможностей, применение неожиданных метафор и элементов игры, считают "неоперационными механизмами", развитие которых не гарантируется обучением, хотя может оказать на их активизацию положительное влияние.

В условиях применения метода синектики следует избегать преждевременной четкой формулировки проблемы (творческой задачи), так как это нейтрализует дальнейший поиск решения. Обсуждение целесообразно начинать не с самой задачи (проблемы), а с анализа некоторых общих признаков, которые как бы вводят в ситуацию постановки проблемы, неоднократно уточняя ее смысл.

Не следует останавливаться при выдвижении идеи, если даже кажется, что уже найдена оригинальная идея и что задача уже решена. Если проблема (творческая задача) не решается, то целесообразно вновь вернуться к анализу ситуации, порождающей проблему, или раздробить проблему на подпроблемы.

В процессе применения метода синектики большое внимание уделяется использованию метода аналогий. Аналогия используется в самых различных видах: как личная (эмпатия), прямая, фантастическая и символическая. Символическая аналогия, например, приняла форму конкретного приема определенного поиска названия, характеризующего в парадоксальной форме определенное понятие.

Приведем пример использования символической аналогии, взятой из книги Г. Я. Буша:

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Морозов А. В

На сайте allrefs.net читайте: Морозов А. В. ББК... М...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проблемы больших чисел.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Морозов А. В.
М 71 Деловая психология. Курс лекций; Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб.: Издательство Союз, 2000. - 576 с. ISBN 5-87852-125-3 Каждый, кто стремится

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1. История развития психологии. 2. Предмет изучения психологии. 3. Отрасли психологии. 4. Предмет и задачи общей психологии. 5. Предмет и задачи социальной психо

Внешние ощущения.
Зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные, осязательные - с их помощью человек познает свойства предметов, которые находятся вне его. Рецепторы этих внешних ощущений расположены на повер

Двигательные ощущения.
Это ощущения движения и положения тела в пространстве. Рецепторы двигательного анализатора находятся в мышцах и связках - так называемые кинестезические ощущения - обеспечивают управление дв

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1. Истоки психики. 2. Формы психических явлений. 3. Материалистическое и идеалистическое понимание сущности и происхождения психики. 4. Физиологические основы психики.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1. Понятие о личности. 2.Соотношение объема и содержание понятий: человек, индивид, личность, индивидуальность. 3. Структура личности. 4. Понятия мотивации и диспозиции.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1. Сущность общения как процесса. 2. Цели и задачи общения, его содержание. 3. Функции и стороны общения. 4. Формы общения. 5. Виды общения и их значение.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1. Коллектив как социально-специфическое понятие. 2. Основные психологические характеристики коллектива. 3. Большая и малая группы. 4. Система понятий, описывающих положе

Проявления эгоизма.
Как избежать конфликтогенов в процессе общения и взаимодействия с другими людьми? 1. Необходимо твердо помнить, что всякое наше неосторожное высказывание в силу эскалации конфликтог

Конфликтная личность - демонстративный тип.
1. Хочет быть в центре внимания. 2. Любит хорошо выглядеть в глазах других. 3. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. 4. Ему легко даются повер

Конфликтная личность - ригидный тип.
1. Подозрителен. 2. Обладает завышенной самооценкой. 3. Постоянно требуется подтверждение собственной значимости. 4. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств

Конфликтная личность – неуправляемый тип.
1. Импульсивен, недостаточно контролирует себя. 2. Поведение такого человека плохо предсказуемо. 3. Ведет себя вызывающе, агрессивно. 4. Часто в запале не обращает вниман

Конфликтная личность – сверхточный тип.
1. Скрупулезно относится к работе. 2. Предъявляет повышенные требования к себе. 3. Предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми раб

Конфликтная личность – бесконфликтный тип.
1. Неустойчив в оценках и мнениях. 2. Обладает легкой внушаемостью. 3. Внутренне противоречив. 4. Характерна некоторая непоследовательность поведения. 5. Ориенти

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1. Понятие конфликта в психологии. 2. Сущность конфликтогенов, их типы. Понятие эскалации конфликтогенов. 3. Конструктивные и деструктивные конфликты. 4. Реалистические и

Валидность < надёжность.
Это означает, что валидность теста не может превышать надёжности теста. Данное соотношение, однако, неверно трактовать как указание на прямо пропорциональную связь валидности и надёжности.

Ключевое слово Символическая аналогия
Храповой механизм Надежная непрерывность Ядро атома Энергетическая непрерывность Мишень Фокальное стремление Раствор Взвешенная неразбериха Как показали исследов

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1. Профессионально-этические принципы психодиагностики. 2. Психодиагностические инструменты (их классификация). 3. Конструирование и адаптация тестовых методик. 4. Поняти

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1. Фазы делового общения. 2. Установление контакта. 3. Ориентация. 4. Умение выйти из контакта. 5. Основные этапы деловых переговоров. 6. Стили делового

Для мужчин для женщин
а) + 10 баллов; а) + 12 баллов; б) + 5 баллов; б) + 5 баллов; в) - 5 баллов, в) - 5 баллов. За каждый вопрос, оставленный без ответа, – 5 баллов. Большинство муж

ВНИМАТЕЛЬНЫ ЛИ ВЫ?
По одному баллу оцениваются ответы "да" на вопросы 2,3,4,5, 6, 8, 9, 13, 14, 15 и ответы "нет" на вопросы 1, 7, 10, 11, 12. 11 и более баллов – вы удив

ВЫ СКЛОННЫ ДЕЙСТВОВАТЬ ИЛИ РАЗМЫШЛЯТЬ?
Каждый положительный ответ приносит один балл, каждый отрицательный - ноль. Однако, в вопросах с 12 по 16 - все наоборот: "да" - 0 баллов, "нет" - 1 балл. От 12

ЧТО ВЫ ЗА "ПТИЦА"?
С помощью теста вы можете соотнести себя с тремя достаточно разными и яркими личностными портретами, названными условно "Голубь", "Страус" и "Ястреб". Обработ

УРОВЕНЬ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА.
В один балл оцениваются ответы "да" на вопросы 2, 6, 7, 8, 14, 16,18, 19, 21, 22 и ответы "нет" на вопросы: 1, 3, 4, 5, 9, 10, 11, 12,13, 15,17,20. Свыше 15 бал

ТЕСТ СПИЛБЕРГЕРА-ХАНИНА. ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ (УРОВЕНЬ РЕАКТИВНОЙ И ЛИЧНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ).
С помощью данного теста определяется уровень тревожности на момент его выполнения (РТ), отражающий реакцию на кратковременную сиюминутную ситуацию и уровень тревожности, отражающий привычное (долго

СИЛА ВОЛИ И ВНИМАНИЕ.
Ответ "да" оценивается в 2 балла; "не знаю" (или "бывает", "случается") - в 1 балл; "нет" - в 0 баллов. От 0 до 12 баллов

ОПРОСНИК Г. АЙЗЕНКА.
Одним из самых популярных и известных психологических тестов по праву считается личностный опросник, разработанный английским психологом Г. Айзенком. Из 57 вопросов – 24 направлены на определение у

СИЛЬНЫЙ ЛИ У ВАС ХАРАКТЕР?
Для подсчета баллов и определения своего результата воспользуйтесь следующим "ключом": 1. "а"-0,"б"-1,"в"-2; 2. "да"-0, "нет

ЕСТЬ ЛИ У ВАС СПОСОБНОСТИ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ?
Для подсчета баллов и определения своего результата воспользуйтесь следующим "ключом": 1. "а" - 6, "б" - 0, "в" - 3; 2. "а"-0, &q

КТО ВЫ: "КАПИТАН"? "РУЛЕВОЙ"? "ПАССАЖИР"?
За каждый ответ "да" на вопросы 1,3,5,7,9,11,13 и ответ "нет" на вопросы 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 15 поставьте себепо 10 баллов. За ответы "не знаю&q

КАК ВЫ К СЕБЕ ОТНОСИТЕСЬ?
Для подсчета баллов и определения своего результата воспользуйтесь следующим "ключом": 1. "а"-1, "б"-3, "в"-5; 2. "а" - 5, "

ВАШИ КОМПЛЕКСЫ.
Для подсчета баллов и определения своего результата воспользуйтесь следующим "ключом": 1. "а" - 0, "б" - 3, "в" - 5; 16. "а" - 0, "б&

ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ СЕБЯ?
За каждый ответ "нет" на вопросы с 1 по 9-й получаете5 баллов, за ответы "да" на вопросы 1 и 10-й -5 баллов (соответственно за остальные ответы

КАКОВ ВАШ УРОВЕНЬ ВЛАДЕНИЯ НЕВЕРБАЛЬНЫМИ КОМПОНЕНТАМИ В ПРОЦЕССЕ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ?
Чем меньше утвердительных ответов на вопросы, тем лучше человек владеет невербальными средствами общения. Если на все вопросы даны отрицательные ответы ("нет"), это не означает, что можно

ПРИЯТНО ЛИ С ВАМИ ОБЩАТЬСЯ?
Если вы ответили положительно ("да") на вопросы 1,2,3,6, 7,8, 9, 10,11, можете засчитать себе по одному баллу за каждый из них. От 1 до 3 баллов – трудно сказать

КОММУНИКАБЕЛЬНЫ ЛИ ВЫ?
Ответ "да" оценивается в 2 балла; "иногда" - в 1 балл; "нет" - в 0 баллов. Общее число баллов суммируется и по классификатору определяется, к какой категории людей вы

ОПРОСНИК КОС (КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СКЛОННОСТЕЙ).
Для того чтобы подсчитать свой результат по шкале "коммуникативные склонности", воспользуйтесь следующим "ключом": поставьте себе по 1 баллу за каждый ответ "да" на 1,

ЛИДЕРСТВО
Вы можете начислить по 1 баллу за ответы "а" на 1, 2, 4, 5, 7, 10, 11,12,15,20,21,22,23,24,26,28,31,32,33,34,37,39,41, 42, 43, 44,46, 48-й вопросы и по 1 баллу за ответы "б" на

Тест № 23.
МНОГОУРОВНЕВЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК "АДАПТИВНОСТЬ" Данный опросник имеет несколько структурных уровней, что позволяет получить информацию различного объема и хара

НАСКОЛЬКО ВЫ КОНФЛИКТНЫ?
Каждый ответ "а" оценивается в 4 балла; "б" - в 2 балла; "в" -в 0 баллов. От 42 до 60 баллов - вы тактичны, не любите конфликтов, даже если м

ОПРОСНИК ТОМАСА-КИЛМЕННА
Для того чтобы выяснить, какие стили поведения в конфликтной ситуации (и в какой степени) характерны лично для вас, необходимо обработать свои ответы, используя следующий "ключ", начисляя

КУДА ВЫ ИДЕТЕ; К СТРЕССУ ИЛИ ОТ НЕГО?
Ответ "А" оценивается в 6 баллов; "Б" - в 4 балла; "В" - в 2 балла. От 26 до 36 баллов – вы очень быстро идете к стрессу. У вас могут даже по

КАКОЙ ВЫ ПСИХОЛОГ?
Для подсчета баллов и определения своего результата воспользуйтесь следующим "ключом": 1. "а"-2, "б"-4, "в"- 1 2. "а"-2, "б&

СТЕПЕНЬ ВАШЕЙ РЕФЛЕКСИВНОСТИ В ПРЕДМЕТНОЙ СФЕРЕ.
Для подсчета баллов и определения своего результата воспользуйтесь следующим "ключом": 1. "а" - 1, "б" - 0; 9. "а" - 0, "б" - 2;

КАКОЙ ВЫ РУКОВОДИТЕЛЬ?
Для подсчета баллов и определения своего результата воспользуйтесь следующим "ключом": 1. "да" - 1, "нет" - 0; 8. "да" - 0, "нет" - 2;

МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ БЫТЬ РУКОВОДИТЕЛЕМ?
Для подсчета баллов и определения своего результата воспользуйтесь следующим "ключом": 1. "а" - 5, "б" - 0; 11. "а" - 5, "б" - 0;

ВАШ СТИЛЬ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ.
С помощью приведенного ниже "ключа" подсчитайте количество баллов по каждому стилю (каждый выбор в паре равен 1 баллу). Тот стиль, по которому вы набрали наибольшее количество баллов (сум

УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ ВЕСТИ ДЕЛОВОЕ ОБСУЖДЕНИЕ?
Ответ "нет, так не бывает" оценивается в 1 балл; "нет, как правило, так не бывает" - в 2 балла; "неопределенная оценка" - в 3 балла; "да, как правило, так бывает&

ОРГАНИЗОВАННЫЙ ЛИ ВЫ ЧЕЛОВЕК?
Для подсчета баллов и определения своего результата воспользуйтесь следующим "ключом": 1. "а" - 1, "б" - 0, "в" - 6, "г" - 2; 2.

СПОСОБНЫ ЛИ ВЫ РЕШИТЬ СВОИ ПРОБЛЕМЫ?
Для подсчета баллов и определения своего результата воспользуйтесь следующим "ключом": 1. "а"-3,"б"- 1, "в"-2; 2. "а" - 4, "

ОПРОСНИК ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ
Для того чтобы определить уровень самооценки, необходимо сложить баллы по всем 32 суждениям: "очень часто" - 4 балла; "часто" - 3 балла; "иногда&

БИБЛИОГРАФИЯ
1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.,1980. 2. Аверченко Л. К. и др. Психология управления: Курс лекций. Новосибирск; М., 1997

Морозов А. В.
Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и средних специальнь: учебных заведений     ISBN 5-87852-125-3  

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги