С позиции учения Маркса любая общественная проблема приобретает политический характер, если ее решение прямо или косвенно связано с классовыми интересами и проблемой власти.
Иначе говоря, потребности классов определяют содержание политических интересов. По мере развития социальной жизни, появления классов и роста потребности в реализации своих интересов усложняется политическая надстройка общества. Возникают организации и учреждения, аккумулирующие политические интересы определенных классов и групп* что выражается в стремлении завоевать государственную власть. Эти же цели преследуют и появившиеся позднее политические партии. При этом политика в виде практики или идеологии выступает в роли надстройки над экономическим базисом.
Понятия базиса и надстройки раскрывают единство экономических, социальных, политических, идеологических явлений общественной жизни, их обусловленность развитием материального производства. Это не исключает активной роли надстройки, действенного характера государственной власти и права. В конкретных исторических условиях право предстает как «резкое, несмягченное, неискаженное выражение господства одного класса»1. При этом государство стремится сохранить нормы права, способствующие сохранению и приумножению достигнутого правящим классом.
В трудах Маркса и Энгельса понятие «право» теснейшим образом связано с государством. Энгельс подчеркивал, что государство «по общему правилу является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса»2.
' Энгельс Ф. Письмо К. Шмидту // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 37. С. 418. 2 Маркс К. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 171.