Предварительные методологические замечания

Здесь следует остановиться на одном, важном для понимания веберовской теории капиталистического общества, методологи­ческом моменте. Напомним, что специфичность познавательной цели любого исследования в области социальных наук состоит, по Веберу, в том, чтобы выйти за рамки исследования, ориентиро­ванного на познание чисто формальных норм социальной жизни и пробиться к пониманию действительности.

В соответствии с этой позицией и свою теорию капитализма, как и социологию в целом, Вебер строит как науку о действитель­ном, а не как о формальном, как науку эмпирическую и об эм­пирическом, а не формальную и о формальном. Социология как формальная наука необходимо должна была бы сосредоточиться на изучении нормативной жизни общества, т. е. на изучении пра­вовых и конвенциональных норм. Вебер же стремится пробиться к действительности как живой и вечно меняющейся реальности. Для того чтобы «ухватить» эту живую и вечно меняющуюся дейс­твительность, этот «вечный поток жизни», он предлагает такой специфический взгляд на нее, как экономика, или хозяйство. «Социальная» точка зрения, т. е. изучение связи между людьми, позволяет с достаточной определенностью разграничить научные проблемы и вычленить собственно социологические лишь в том случае, если эта точка зрения характеризуется каким-либо осо­бым содержательным предикатом»1. Таким предикатом для соци­ологии является, по Веберу, социально-экономический. Именно хозяйственная или экономическая точка зрения «обеспечивает», по Веберу, «наиболее адекватную перспективу» для социологии. Именно экономика становится главным фоном и коррелятом со­циальной жизни.

Тот факт, пишет Вебер, что наше физическое существование и в равной степени удовлетворение наших самых высоких идеальных потребностей наталкивается повсюду на количественную ограни­ченность и недостаточность внешних средств, приводит к тому, что Для их удовлетворения требуется планомерная подготовка, работа, объединение в общество. Изначальная потребность объединения в общество для решения задачи выживания становится тем фунда­ментальным основанием, которое задает базисный смысл и зна­чение социальной действительности.

1 Вебер М. Избранные произведения. С. 364.