окружающего социального и природного мира. Это осадки, «которые соответствуют инстинкту, являющемуся самым могущественным инстинктом человеческого рода и служащему, возможно, фундаментальным основанием цивилизации»1. Осадки данного класса лежат в основе всякой новаторской деятельности человека, творчества во всех сферах жизни. Например, как указывает Парето, в силу данных осадков интеллектуалы соединяют «добро, прекрасное, истину, человечность, альтруизм, солидарность»2.
Осадки II класса включают 8 видов и 3 подвида3. Они объясняют стабильность и устойчивость отношения людей к различным явлениям, например отношения человека с другими людьми, социальными классами, местностями, живых к мертвым, персонификации идеальных образований и т.д. Осадки этого класса обусловливают консерватизм. Благодаря им объединенные осадками I класса такие образования, как добро, прекрасное, истина, человечность, альтруизм, солидарность, приобретают независимое существование и даже могут быть персонифицированы. Осадки II класса являются прямой противоположностью осадков I класса.
Осадки III класса включают 2 вида4. Они соответствуют «сильным чувствам, связанным с определенными действиями, которые могут не иметь никакого отношения к этим чувствам, но удовлетворяют потребность действовать»5. Действия в свою очередь усиливают исходные чувства. Осадки этого класса проявляются, например, в религиозной экзальтации, в экстатических действиях.
1 Pareto V. Compendio di sociologia generate. P. 158.
2 Ibid. P. 163.
3 (На) Постоянство отношений человека с другими людьми и с местностями;
(Hal) Семейные отношения и отношения коллективности;
(На2) Отношения к местностям; (НаЗ) Отношения социальных классов; (Пб) Постоянство отношений живых с мертвыми;
(Пв) Постоянство отношений мертвого и вещей, которые ему принадлежали при жизни;
(Иг) Постоянство абстракции;
(Пд) Постоянство единообразия;
(Не) Чувства, трансформированные в объективную реальность;
(Нж) Персонификации;
(Из) Потребность в новых абстракциях.
4 (Ша) Потребность действовать, проявляющаяся в комбинациях;
(Шб) Религиозная экзальтация.
5 Pareto V. Compendio di sociologia generate. P. 172.
СОЦИОЛОГИЯ ИТАЛИИ
Осадки IV класса включают 6 видов и 11 подвидов1. Этот класс осадков включает стремление к единообразию поступков людей и социальных отношений, отрицание нового, чувства социальной иерархии, аскетизм и т.д. Данный класс осадков в чистом виде проявляется в таких феноменах социальной жизни, как мода, табу и т.д.
Осадки V класса включают 4 вида и 4 подвида2. Этот класс осадков выступает дополнением предшествующего класса. В него входят осадки, соответствующие чувствам противоречия нарушению равновесия, равенства низшим и т.д.
Осадки VI класса. Они обусловлены сексуальными потребностями людей. Эти осадки в латентной форме проявляются в очень многих социальных феноменах, особенно у современных народов.
Осадки разных классов находятся в состоянии динамического равновесия: осадки разных классов воздействуют друг на друга и попеременно вытесняют друг друга, циркуляция происходит и внутри различных видов и подвидов каждого из классов осадков. По
1 (IVa) Отдельные общества;
(IV6) Потребность в единообразии;
(IV61) Единообразие в применении к себе;
(IV62) Единообразие в применении к другим;
(IV63) Боязнь нового;
(IVb) Жалость и жестокость;
(IVbI) Жалость к самому себе, вызванная наблюдением над другими;
(IVr) Аскетизм;
(ГУд2) Инстинктивное отвращение к страданию;
(ГУдЗ) Обоснованное отвращение к бесполезным страданиям;
(IVe) Причинение себе зла ради блага других;
(IVel) Риск жизнью;
(IVe2) Отказ от собственного блага ради других;
(1Уж) Чувства иерархии;
(ГУж1) Чувства высших;
(1Уж2) Чувства низших;
(ГУжЗ) Потребность одобрения со стороны коллектива.
2 (Va) Чувства, которые противостоят нарушениям равновесия;
(V6) Чувства равенства у низших;
(Vb) Восстановление целостности при помощи действий, направленных на объекты, которые были деформированы;
(VbI) Реальные субъекты;
(Vb2) Субъекты мнимые или абстрактные;
(Vr) Восстановление целостности при помощи действий по отношению к обидчику;
(Vrl) Реальный обидчик;
(Vr2) Мнимый или абстрактный обидчик.
434 История социологии
Парето, во всяком индивидууме, социальной группе или обществе одновременно присутствуют осадки всех 6 классов, разные субъекты же различаются пропорциями различных осадков. Наиболее важными из всей системы осадков являются осадки инстинкта комбинаций и постоянства агрегатов. Их анализу Парето посвящает в «Трактате по общей социологии» наибольшее внимание.
Очевидна близость теории осадков Вильфредо Парето и концепции личности Зигмунда Фрейда, что уже неоднократно отмечалось исследователями. Фрейдовское «Оно» в широком смысле соответствует осадкам в целом, а в узком — VI классу осадков, осадкам сексуальности.