Оценка социологических идей Парето и их восприятие

Современный итальянский социолог Ф. Ферраротти охаракте­ризовал Парето следующим образом: «Нет сомнения, что речь идет о сложной личности, в которой отражались с большой четкостью конфликты и напряженность, господствовавшие на европейской сцене между революцией 1848 г. с ее немного легкомысленным мессианизмом и Первой мировой войной с ее катастрофизмом»1.

Сам Парето так охарактеризовал свой вклад в социологичес­кую науку: «Мой «Трактат по социологии» был довольно несовер­шенной попыткой ввести в социальную науку относительность, которая в более зрелой форме уже проникла в физические науки. Развитие постепенно происходит в направлении от метафизичес­кого абсолюта к опытной реальности. Огромный шаг был сделан Галилеем, Коперником, Ньютоном. Другой шаг сделал Эйнштейн. Кто знает, может быть, через век, если хотя бы некоторые экзем­пляры «Социологии» смогут избежать участи быть съеденными мышами, какой-нибудь исследователь обнаружит, что в начале XX века был некий автор, который стремился ввести в социальную науку принцип относительности...»2

Вильфредо Парето, безусловно, является самым круп­ным социальным мыслителем Италии Нового времени после Джамбатисты Вико и одним из классиков мировой социальной мысли. Разностороннюю теоретическую деятельность Парето в качестве экономиста и социолога традиционно характеризуют как фундаментальную попытку создать альтернативу весьма по­пулярному на рубеже XIX-XX вв. марксизму, в связи с чем он, как и М. Вебер, и был назван «Карлом Марксом буржуазии».

1 Perconoscere Pareto. Un'antologia a cura di Franco Ferrarotti. Milano, 1974.
P. 9.

2 Pareto V. Lettre a M. Pantaleoni. bl. II. P. 283.