Основные положения социологической концепции О. Конта

Как один из возможных ответов на вопрос, почему у Конта нет достаточно разработанной гносеологии, может быть упомина­ние о том, что основной целью его научных изысканий было пос­троение позитивной науки об обществе. «Социология, — говорил Конт, — есть единственная основная цель всякой положительной философии»2. Науки, из которых состояла его классификация, рассматривались Контом по отношению к социологии как поле деятельности для нашего разума, «возделывая» которое последний мог приобрести целый ряд полезных привычек и нужных понятий, чтобы приступить к исследованию самых сложных из всех сущест­вующих явлений — социальных.

Конт привел ряд аргументов в пользу принципиальной воз­можности социологии, построенной на принципах позитивизма. Главный из них вытекал из его утверждения о всеобщей закономер­ности всех явлений. Явления общественной жизни, подчеркивал Конт, не составляют исключения, а подчиняются определенным законам, функционирующим в социальной действительности. Доказательство необходимости такой науки являлось для Конта не менее важным, чем обоснование ее возможности. Он проана­лизировал философско-исторические взгляды своих теоретических предшественников и пришел к выводу о том, что законы обще­ственной жизни не были ими раскрыты.

1 Конт О. Дух позитивной философии. С. 19.

2 Там же. С. 72.