рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Принятие христианства на Руси и его исторические последствия.

Принятие христианства на Руси и его исторические последствия. - раздел Образование, Восточные славяне в 8-9 веке. И их занятия   Как Повествуют Летописец, Христианство Было Распр. На Руси Из...

 

Как повествуют летописец, христианство было распр. на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный – один из учеников Христа. Рассказы о крещении отд. групп населения Руси (во времена Аскольда и Дира, Корилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показ., что христианство постеп. входило в жизнь древнерусского общ-ва. Летопись говорит, что не только христианские проповедники, но и магометане, вместе с иудеями присылали в Киев законников склонять Владимира (Вл.) к принятию своей веры, и что князь охотно выслушивал их учение. Вл. собрал бояр и высказал им все предложения проповедников. Бояре же сказали, что если он действ. хочет выбрать лучшую веру ему следует отправить своих мудрейших людей в разные земли, дабы они испытали каждую из вер. Нас же больше интер. мотивировка Вл. крестится по греческому обряду. Важно, что кроме догматов, в любой религии сущ. обычаи, традиционно передаваемые из покол. в покол. Такие обычаи для новообращенных порой значат больше, чем священные книги, особ. если эти книги написаны на непонятном языке. Так, главная книга ислама – Коран – написана на арабском языке, славянам непонятном. Обычаи мусульман, н-р не пить вино, не есть свинину, просты, но для славян были неприемлемы. И вот почему. По русскому обычаю, князь делил трапезу с дружиной. Этот показательный ритуал скреплял дружбу князя с воинами, а что могло быть для князя важнее? Менее значимым, но довольно существенным было еще одно обстоятельство. Славяне и русы привыкли к хмельным напиткам, так как вино и пиво снимали усталость походов, но строгий ритуал пиров не допускал “буйства во хмелю”. Конечно, и арабы, приняв ислам, не перестали пить вино, но делали это в узком кругу родных и друзей, в публичные места являлись трезвыми. У них не было ритуалов пиров и соответствующих им стереотипов поведения. В итоге мусульманским муллам Владимир отказал известными словами: “Руси есть веселие пити…”

 

Сложнее причины отказа Вл. немцам-католикам. Его слова не ясны: “Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого”. В середине 10 в. на русь прибыл епископ Адальберт с миссией крещения княгини Ольги и киявлян. Адальберт потерпел неудачу, но “не по своей нерадивости”. Изв., что в середине века на святой престол иногда восходили очень грешные папы. В 955 г. на папский престол воссел 16-тилетний юноша, нареченный папой Иоанном XII. Ватиканский двор стал вертепом продажных женщин. Если бы папа был только охотником, игроком, волокитой и пьяницей, то это было бы еще полбеды. Но римский первосвященник давал пиры с возлияниями в честь Сатаны. Конечно же вести о таких “подвигах” достигали Руси. Хронологическое совпадение бесчинств в Риме и изгнания Адальберта из Киева Случайность быть не может. Языческая Русь принимает христианство в виде православия.

 

Крещение Вл. и его приближенных было совершено в Херсонесе – центре византийских владений в Крыму. Ему предш. участие киевской дружины в борьбе визант. императора Василия II с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства – отдать за Владимира свою дочь Анну. Тогда Вл. осадил Херсонес и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение “варвара”, которого давно привлекала греческая вера. Вл., крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распр-е христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утв. медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде. Принятие христианства имело большое значение для дальн. развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеч. жизни утв. идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в завис. от честного исп-я ими своих обязанностей на земле.

 

“Божий слуга” - государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутри гос. делах, и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло гос. власть и территор. единство Киевской Руси. Изначально церковь была госуд-ной, она поддерж. князя, а князь – ее. Главным принципом было – бойтесь Бога, почитайте князя и будете первыми слугами Бога.

 

Принятие христианства имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув “примитивное” язычество, станов. теперь равной др. христ. странам, связи с кот. значительно расширились. Наконец, оно сыграло большую роль в разв. русской к-ры, испытавшей на себе влияние византийской. Правосл. церковь строила храмы и монастыри, учила людей грамоте и живописи.

 

4 Русь в период феодальной раздробленности

 

 

В середине XII в. Киевская Русь входит в период политической, или феодальной, раздробленности – закономерный результат экономического усиления и политического обособления феодальных владений.

 

Древнерусское государство в это время разделяется на ряд самостоятельных княжеств: Киевское, Черниговское, Переяславское, Галицко-Волынское, Полоцкое, Турово-Пинское, Смоленское, Владимиро-Суздальское, Муромское, Рязанское, Тмутараканское и др. Эти княжества-вотчины, равные по территории крупным европейским странам, имели все права суверенного государства и являлись самостоятельными субъектами международных отношений. Их князья решали со своими боярами все вопросы внутреннего устройства, заключали любые союзы, объявляли войны и подписывали мирные соглашения. С течением времени в этих землях формировались свои отличительные особенности.

 

Вместе с тем политическая раздробленность отнюдь не означала разрыва всех связей между русскими землями, их полного разобщения. Это можно утверждать на основе таких, например, важнейших фактов, как сохранение единого языка и основных направлений культурного процесса, использование во всех землях одного правового кодекса «Русская Правда» (несмотря на создание и своих собственных правовых норм), наличие единой религии и церковной организации, сохранение части торгово-экономических связей, наконец, осознание людьми, жившими в разных княжествах, общности своей исторической судьбы, единства Русской земли.

 

Таким образом, переход к политической раздробленности можно рассматривать как своеобразную форму новой российской государственности, ставшую логическим результатом предшествующего развития и освоения Русью всё новых и новых территорий обширной Восточно-Европейской равнины. В новых условиях появились и новые возможности для дальнейшего политического, экономического и культурного развития русских земель. Не случайно период феодальной раздробленности отмечен экономическим и культурным подъёмом целого ряда земель и княжеств.

 

Процесс дробления территории когда-то единого государства и выделения всё новых княжеств шёл по нарастающей. Как подсчитали историки, уже к началу XIII в. образовалось примерно 50 княжеств, а в XIV в. их число, по некоторым оценкам, приблизилось к 250.

 

Каковы же?

 

К числу основных социально-экономических и политических причин, приведших к распаду некогда могущественной державы, следует отнести:

формирование, развитие и постепенное усиление княжеских и боярских вотчин, которые «закреплялись» за отдельными ветвями великокняжеского рода, а также неустойчивость наследственных связей по родовому признаку;

господство натурального хозяйства, которое вело к замкнутости отдельных территорий и не обеспечивало развитие регулярных хозяйственных связей между ними;

необходимость содержания крупных военных сил и сильного аппарата управления на местах, ибо удельные князья стремились к укреплению прежде всего своих княжеств, захвату земель более мелких феодалов и смердов;

рост городов и образование крупных территориальных административных центров, «стольных градов»;

упадок влияния и могущества самого Киева.

Большой ущерб единству Руси нанесла междоусобица – политические амбиции князей и бояр, их ожесточённая борьба за власть, земли и привилегии.

 

В конце XII – начале XIII в., когда верховная власть великого киевского князя практически сошла на нет, в пределах Руси определились три важнейших политических центра, каждый из которых оказывал большое, а во многом и решающее влияние на политическую и хозяйственную жизнь в соседних землях и княжествах: в северо-восточной Руси – Владимире-Суздальское княжество; в южной и юго-западной – Галицко-Волынское княжество; в северо-западной – Новгородская феодальная республика.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Восточные славяне в 8-9 веке. И их занятия

История славян уходит в глубину времен и первые сведения о них зафиксированы в древнейших письменных источниках Все они с привязкой к определенной... Говоря о предках славян всегда следует помнить что разговор идет не о... Античные авторы знали славян под различными именами венеды анты склавины но прежде всего под именем венедов...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Принятие христианства на Руси и его исторические последствия.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Основные этапы формирования древнерусской государственности. Особенности социально-политического строя Древнерусского государства.
  Киевская Русь как раннефеодальная монархия. Древнерусское гос-во м. охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе гос-ва стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья

Монголо-татарское нашествие и его последствия для Киевской Руси
На конец XII - старт XIII в. в Центральной Азии возникла мощная военно-феодальная Монгольская страна. В 1206 г. ее возглавил Темучин, провозглашенный Чингисханом. Немедленно начались завоевательные

Объединение Русских земель вокруг Москвы и становление единого Российского государства. Противостояние Орде
    В 1236 году северо-восточная Русь подверглась нашествию татаро-монголов. Татарское иго привело к обособлению северо-восточной Руси от Руси юго-западной, которая пост

Иван грозный
Правление Ивана Грозного имело огромное значение для русской истории, для дальнейшего укрепления Русского государства и самодержавной власти. Политика Ивана IV прошла как бы два этапа: реформы 50-х

Социально-экономическое развитие России в XVII в.
  XVIIв. был важным этапом в развитии народного хозяйства России. К середине века разруха - последствие смуты - была в основном преодолена. Происходил дальнейший рост сельскохозяйстве

Смута в россии. династие романовых
Смута в России в конце XVI — начале XVII века стала потрясением, поколебавшим самые основы государственного строя. Можно выделить три периода в развитии Смуты. Первый период — династический. Это вр

Преобразования петра 1
Преобразования Петра I были ярким примером радикальных реформ, проведенных государством без поддержки и даже при сопротивлении широких слоев общества. Они во многом были подготовлены его предшестве

Просвещенный абсолютизм
Вторая половина 18 века в отечественной историографии носит название период просвещенного абсолютизма. Просвещенный абсолютизм - это такой период в истории самодержавного государства, когда в его п

Восстание декабристов
В первой четверти 19 в. в России зародилась революционная идеология, носителями которой были декабристы. Разочаровавшаяся в политике Александра I часть прогрессивного дворянства решила покончить с

Причины отмены крепостного права
  Главными причинами отмены крепостного права в России были следующие:   · во-первых, крепостничество сдерживало развитие промышленности, медленно шло накоплени

ЛИБЕРАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ 60—70-х гг.
  Земская и городская реформы. К крестьянской реформе Россия подошла с крайне отсталым и запущенным местным хозяйством. Медицинская помощь в деревне практически отсутствовала. Эпидеми

Революционное народничество
70-е годы ХIХ века в России связываются с возникновением ряда течений утопического социализма, которое получило название «народничества».   К 70-м годам народничество стало м

Зарождение социал-демократического движения в России
  Крах идеалов народничества приводит некоторых видных землевольцев в ряды марксистов. В 1883 г. в Женеве была создана первая марксистская группа "Освобождение труда". Ее ор

Экономика 19-20в
В конце XIX - начале XX в. мировое общество вступило в новую фазу своего развития. Капитализм стал основной мировой системой, достигнув в передовых странах империалистической стадии.  

Революция
  8 начале XX в. Россия входила в число пяти крупнейших промышленных держав мир

Сущность, цели и средства индустриализации
  Период развития советского общества с 1928 по 1940 г . носит название индустриализации, т. е. это процесс машинизации производства всех отраслей хозяйства (особенно промышленности)

Коллективизация в СССР: причины, методы проведения, итоги.
Началом сплошной коллективизации сельского хозяйства в СССР стал 1929 год. В знаменитой статье И. В. Сталина «Год великого перелома» форсированное колхозное строительство было признано главной зада

Внешняя политика СССР 20-30-е годы
В 20-е годы Советский Союз признали ведущие державы мира. В 1924 г. были установлены дипломатические отношения с Великобританией, Фран-цией, Италией. В 20-е гг. активно развивалось экономическое со

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги