ЖИВОПИСЬ

Церковь прекрасно понимала огромную силу воздействия искусства на народные массы и, как и в других областях культуры, всеми силами старалась обеспечить сохранение контроля над живописью. Большое место занимала традиция отвлеченно-догматического и аллегорического изображения. Росписи и иконы были перегружены мелкими сценами и предметами, вокруг главных изображений нанизывалась масса клейм со всеми подробностями жития. Помимо этого делались еще пояснительные надписи. Высшая ступень развития живописного искусства в XVII веке связана с деятельностью выдающегося художника Симена Ушакова (1626-1686) и его произведения "Спас нерукотворный" В 1671 г. Многие представители знати стали заказывать свои портреты за границей, но и в самой России тоже появились попытки создания портретов. Русская живопись XVII в. вступила в переломную эпоху, все более выявляя новые тенденции, ведшие ее по пути становления реалистического начала и освобождения от церковно-иконных традиций.

В собрании икон Загорского музея находится ряд ценных произведений русских мастеров XVI в. Некоторые из них местного троицкого происхождения, другие -- московской школы. Иконописное дело в самом монастыре в XVI в. получило уже значительное развитие. Пергаменный монастырский Синодик 1575 г. сохранил большое количество имен местных троицких иконников и олифленников: Иван Мартын (1535), иконник инок Нифонт (1565), По-видимому, троицкими мастерами были написаны иконы „образ. живоначалные Троицы и пресвятая богородица со двема апостолы, видение Сергия чюдо-творца» которые были посланы из Троицкого монастыря в Казань в 1552 г. Несомненно троицкого письма были и те многочисленные иконы, которые преподносились в XVI в. знатным богомольцам. Иконы письма троицких мастеров еще XV и XVI вв., подносившиеся великим князьям и царям Московской Руси, попадали в царскую Образовую, или Образную, палату Московского Кремля. Летописец, сообщая под 1547 г. о великом московском пожаре, в числе других бед называет выгоревшими древние кремлевские хранилища, в которых находились «образы... от много лет собранных». История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность / Т.В. Моисеева. М.: АРТ-БМБ, 2008. - С.43.

О распространении икон с типичными для троицкой иконописной мастерской сюжетами, в частности «Сергиева видения», позволяют судить как письменные источники, так и произведения живописи, дошедшие в крупных музейных собраниях.

Известны многочисленные иконы XVI и XVII вв. с изображением Сергия Радонежского, Никона Радонежского. Русские иконы не были простой имитацией, но имели свой собственный стиль, а такие мастера как Андрей Рублёв подняли уровень иконописи на новые высоты.