рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Музыка 18 века

Музыка 18 века - раздел Образование, Образование Древнерусского государства. Общественный и государственный строй Киевскойруси 9 - 11 вв Петровская Эпоха Положила Начало Развитию Светской Музыки Нового Типа. Творче...

Петровская Эпоха положила начало развитию светской музыки нового типа. Творчество этого времени пока еще очень незначительно: оно ограничивается в основном простейшими жанрами прикладной музыки - военной, застольной, танцевальной.

На улицах новой столицы - Петербурга - играют военные оркестры; во дворце устраиваются ассамблеи с танцами; музыка звучит и на торжественных празненствах, и на военном параде, и на театральных подмостках. Строительство нового "государства Российского" настойчиво требовало новых, особых, специфических форм музицирования.

Новая функция музыкального искусства особенно полно проявилась в жанрах парадной, торжественной музыки.

В честь Петра I и его полководцев исполнялись специально сочиненные песнопения, носившие названия "панегирических", или "виатных", кантов.

В музыкальном поэтическом отношении панегирические канты были типичным выражением героико-патриотических настроений петровской эпохи.

Они породили особый стиль торжественно-пышной, гимнической хоровой музыки стиль, получивший высшее завершение в хоровых концертах, кантатах и ораториях конца века.

Особой популярностью пользовались танцевальные жанры.

Танцы петровских ассамблей - менуэт, полонез, англез - прочно укоренились на русской почве, а некоторые из них, в первую очередь менуэт, стали излюбленными в дворянском обществе.

Достаточно разнообразным был музыкальный репертуар петровских ассамблей.

В последние годы царствования Петра музыкальные развлечения при дворе приобретают иной характер.

Постепенно к музыке начинают приобщаться наиболее образованные представители русской аристократии. Некоторые из них хорошо владели искусством игры на клавикордах, скрипке и флейте. При дворе входят в моду галантные песни любовно-лирического содержания ("арии"), исполнявшиеся под аккомпанемент клавесина, флейты или скрипки.

Видное место музыка заняла и в театре. Первые годы царствования Петра I положили начало активному развитию театральной жизни в России. Впервые театр стад доступным для сравнительно широкого круга зрителей. Неизменной участницей всех спектаклей была инструментальная музыка. Для оформления театральных постановок, по-видимому, требовалась довольно большая группа музыкантов.

Начав свое существование в первые годы царствования Петра I, русский театр продолжал расти и развиваться в течение всего XVIII века. Театр становится важным центром музыкальной жизни в послепетровскую эпоху, когда искусство завоевывает все более широкое общественное признание.

Эпоха 30-60-х годов XVIII столетия ознаменовалась ростом национального самосознания и укреплением национальных культурных традиций. Огромное значение имела деятельность Михаила Васильевича Ломоносова - первого русского ученого мирового масштаба. Росла и крепла русская литература; расцветала поэзия русского классицизма, представленная в творчестве того же Ломоносова и его ближайших современников В. К. Тредиаковского и А. П. Сумарокова. Успехи русского искусства наглядно проявились в творчестве знаменитого зодчего В. В. Растрелли, в портретной живописи А. П. Лосенко, А. П. Антропова и И. П. Аргунова.

В период 30-40-х годов музыка постепенно выходит из сферы прикладного искусства на самостоятельный путь развития. Осваиваются сложные музыкальные жанры: опера, кантата, соната, сюита. Музыкальные инструменты, в том числе клавикорды, скрипка и арфа, получают все более широкое распространение в дворянском быту. При дворе и в домах знатных вельмож устраиваются камерные концерты. Формируются хоровые капеллы, оркестры и оперные труппы, русские музыканты овладевают исполнительским мастерством. Тем самым развивающиеся традиции бытового и концертного музицирования готовили почву для последующего возникновения русской композиторской школы.

Основным жанром, характеризующим развитие музыкального искусства XVIII века в России, была опера. Не удивительно, что именно в оперном жанре ярче всего проявились впоследствии творческие возможности русских композиторов XVIII века.

Наряду с оперным искусством в России приобретают популярность различные жанры камерной музыки. В середине XVIII века камерные концерты при дворе становятся обычным явлением.

Большим успехом камерное музицирование пользовалось в аристократических любительских кругах. К этому времени заметно выросла и роль придворного оркестра.

В начале 60-х годов оркестр был разделен на две самостоятельные группы музыкантов - исполнителей оперно-симфонической и бальной музыки. Такая дифференциация была несомненным признаком роста исполнительских сил.

Не случайно из среды музыкантов придворного оркестра выдвинулись в конце века такие даровитые русские композиторы, как В.А.Пашкевич и И.А. Хандошкин.

Последняя треть XVIII века характеризуется значительной демократизацией музыкально-общественной жизни. Театральная жизнь выходит далеко за пределы придворного, аристократического быта. Развивается музыкальное образование, нотопечатание и нотоиздательское дело. Музыка становится достоянием более широких кругов русского общества: домашнее музицирование получает распространение в мелкопоместной и городской мещанской среде.

Ведущая роль в музыкальной жизни России по-прежнему принадлежит оперному театру. Однако развитие музыкального театра к этому времени приобретает новое направление: меняется и оперный репертуар, и состав зрителей.

Огромное значение для развития оперного жанра в России имели успехи отечественного драматического театра. Большого подъема театральная жизнь достигла в период 1770 - 1780-х годов, в эпоху деятельности передовых русских драматургов Фонвизина, Николаева, Княжина, Капниста. В 1776 году в Москве состоялось открытие Петровского театра, на основе которого впоследствии возник Большой театр.

Наряду с городскими "вольными" театрами в конце XVIII века широко развертывается сеть крепостных театров, разбросанных по всей России.

Особенно широкой известностью пользовались театры графа Н. П. Шереметева в его подмосковных имениях Кусково и Останкино.

Театр Шереметьева был в первую очередь оперным, причем основу репертуара составляли последние театральные "новинки" - комические оперы французских и итальянских композиторов. На этой сцене шли лучшие произведения Паизиелло, Пиччини, Гретри и Монсиныи.

А в главных ролях блистала знаменитая "первая певица" шереметевского театра Прасковья Ивановна Ковалева (по сцене - Параша Жемчугова, 1768-1803), чье имя вошло в народные предания и было овеяно легендарной славой.

Широкой популярностью в быту крепостнической России пользовался особый вид исполнительства - музыка роговых оркестров.

В конце XVIII века роговые оркестры исполняли также и достаточно широкий концертный репертуар классической музыки (в том числе симфонии Гайдна и Моцарта) и даже участвовали в оперных спектаклях.

К концу XVIII века все более систематический характер приобретает концертная жизнь.

Ораториальные, хоровые концерты пользовались большим успехом у публики. Одновременно устраивались и сольные концерты.

Большим успехом пользовались выступления клавесинистов и органистов В. Пальшау, И. Гесслера, А. Сартори, известных в России также и по своей педагогической деятельности.

Успехи музыкального образования и театрально-концертной жизни

создали прочную Основу для дальнейшего роста музыкальной культуры. Если в начале века домашнее музицирование процветало лишь в узком кругу русской аристократии и было в значительной степени данью «иноземному вкусу», то теперь оно сделалось потребностью.

К музыкальному искусству, несмотря на сословные ограничения, тянутся все более широкие слои населения, и даже представители крепостного сословия теперь составляют едва ли не основную группу музыкантов-профессионалов. К концу XVIII века можно говорить о вполне сложившихся, устойчивых национальных традициях в области музыкального исполнительства, оперного театра, концертной жизни.

Опера XVIII века.

Среди различных жанров профессиональной музыки конца XVIII века опера занимает первое место. Именно опера в эту эпоху становится наиболее развитым, наиболее профессиональным и вместе с тем наиболее массовым видом музыкального творчества. Опера привлекает к себе и широкую аудиторию и лучшие творческие силы. Опера вызывает живые отклики в общественном мнении, в поэзии, литературе и критике. С большой непосредственностью и полнотой она отображает передовые, демократические тенденции русского искусства.

В опере, как и в комедии, затрагивались самые острые, коренные проблемы русской действительности, и в первую очередь вопрос о социальном неравенстве, о тяжелом, бесправном положении крепостного крестьянства.

Русская опера XVIII века - это прежде всего реалистическая опера-комедия бытового плана, тесно связанная со всем укладом русской общественной жизни.

На оперной сцене в конце XVIII века выступает галерея типических персонажей, давно знакомых зрителю по комедиям того времени.

Опера по-своему метко высмеивала отсталые нравы русского общества, бичевала пороки скотининых и простаковых.

Критическая, обличительная направленность определяет главную, основную тенденцию реалистической оперы-комедии XVIII века, вошедшей в круг самых значительных, прогрессивных явлений русского искусства радищевской поры.

Молодое искусство оперы XVIII века со всей очевидностью свидетельствует об удивительном разнообразии путей развития русской композиторской школы.

Опера, со всей сложностью и многообразием ее форм, питала всю русскую профессиональную музыку содействовала развитию других жанров.

В ней коренились основы и русского симфонизма, и русской хоровой классики. Тесно соприкасаясь с народной песней и бытовым романсом, она оказывала воздействие и на профессиональную вокальную лирику.

Активное развитие оперной драматургии в XVIII веке во многом заранее обусловило ту важную роль, которую суждено было играть оперному жанру в творчестве композиторов-классиков.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Образование Древнерусского государства. Общественный и государственный строй Киевскойруси 9 - 11 вв

Процесс исторического развития или движение истории представляет собой безграничный объект исторических исследований Объектом собственно... Термином историография обозначают историю исторической науки в целом а... История как наука опирается на факты В переводе с латинского языка слово факт обозначает то что произошло...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Музыка 18 века

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Образование Древнерусского государства. Общественный и государственный строй Киевскойруси (9 - 11 вв.)
К IХ в. у восточных славян сложился комплекс социально- экономических и политических предпосылок для образования государства. Социально-экономические - родовая община перестала быть экономической н

Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия.
Сходства и различия в истории Руси и Европы Деление «всемирной истории» на Древнюю историю, Историю средних веков, Новую и Новейшую историю одно из традиционных обобщений, которое становит

Соседи Древней Руси в 9-12 веках: Византия, славянские страны, Западная Европа, Хазария, Волжская Булгария.
В IX - XII веках приоритетными направлениями внешней политики русского государства были Византия и кочевые племена низовьев Днепра и Дона. Вообще первые правители русских земель избирали южное напр

Древнерусская культура 9-12 веков.
Период Средневековья имеет особое значение в истории русской культуры. Эпоха Средних веков в России длилась дольше, чем в других европейских странах, и ее "отзвуки" наша культура испытыва

Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России.
Чем были схожи средневековые Русь и Западная Европа, и в чем они, наоборот, кардинально расходились? Широко известно представление о феодализме как о многоступенчатой вассально-ленной иерархии — си

Причины, характер и особенности периода феодальной раздробленности. Русские земли в 12-14 веках.
Феодальная раздробленность Руси - это закономерный итог развития раннефеодального русского общества. Причинами феодальной раздробленности на Руси можно назвать экономические и политические

Предпосылки объединения русских земель. Возвышение Москвы (14 - 15вв. )
Создание Русского централизованного государства - важнейший этап исторического развития нашей страны. С ним связаны преодоление феодальной раздробленности, объединение русских земель под главенство

Развитие культуры в 13 - 15веках
Поворотным событием для истории русской государственности и культуры стало Батыево разорение и последующее подчинение Орде. Фактическое вхождение в состав монгольского государства навязало русской

Эпоха возрождения в Западной Европе.
  Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от «ri» — «снова» или «заново рожденный») — эпоха в исто

Характерные черты и особенности культуры Возрождения.
  Возрождения образуют раннекапиталистические тенденции, и тогда по своему типу культура Возрождения - буржуазная. Социальной базой культуры Возрождения была демократическая среда

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Фольклор 16-17 веков жил традиционными формами. Памятки письменности, дошедшие до нас от 16 века, свидетельствуют о том, что обряды, в которых сохранилось немало следов язычества, повсеместно бытов

АРХИТЕКТУРА
В 16-17 веках переход к товарному хозяйству, усиление центральной власти и расширение границ страны привели к росту старых городов и возникновению новых. Развитие старых городов шло в рамках уже сл

ЖИВОПИСЬ
Церковь прекрасно понимала огромную силу воздействия искусства на народные массы и, как и в других областях культуры, всеми силами старалась обеспечить сохранение контроля над живописью. Большое ме

МУЗЫКА И ТЕАТР
Развитие русского музыкального искусства до 17 в. происходило в двух противостоящих друг другу областях - народной и церковной музыки. К числу древнейших видов народного искусства принадлежали обря

Просвещение
На грани XIX в. в России числилось 550 учеб­ных заведений и 62 тыс. учащихся. Эти цифры показывают подъем грамотности в России и вместе с тем ее от­ставание по сравнению с Западной Европой: в Англи

Русская наука. М. В. Ломоносов.
Нет необходимости подробно рассказывать о жизни М. В. Ломоносова: со школьной скамьи каждый знает о том, как этот сын рыбака-помора тайком от родителей ушел с обозом в Москву, претерпел тяжкую нужд

Народное творчество 18 века
Мятежное поэтическое творчество неизменно сопутствует на­роду на протяжении всей его истории, являясь художествен­ным откликом на крупнейшие события действительности. В различные эпохи народное тво

Культура дворянства.
Русская культура второй половиныXVIII в. отражает черты подымающейся нации. Возрастает общественная роль ху­дожественной литературы, которая постепенно теряет прежний анонимный и рукописный характе

Сентиментализм
На смену класицизму пришел сентиментализм. Он принес с собой внимание к чувствам и интересам простого человека. Создатель жанра сентиментальной повести и сентиментального путешествия в русской лите

Отечественная война 1812 года
  Причиной войны явилось нарушение Россией и Францией условий Тильзитского договора. Россия фактически отказалась от блокады Англии, принимая в своих портах суда с английскими товарам

Россия в период петровский преобразований
  Эпоха Петра - время перехода от сословно-представительной монархии к абсолютизму. Стержень реформ имеет три начала - централизация, унификация государственного аппарата и замен

Россия в эпоху дворцовых переворотов 18 века.
Эпо́ха дворцо́вых переворо́тов — временной промежуток в политической жизни России XVIII столетия, когда переход высшей государственной власти происходил путём соверш

Предпосылки
Ответственным за нестабильность верховной власти в XVIII веке в России оказался Пётр I, который в 1722 году издал «Указ о престолонаследии», которым предельно расширил круг возможных претендентов н

Список дворцовых переворотов в Российской империи
1725 — возведение партией Меншикова на престол Екатерины I май 1727 — Верховный тайный совет передаёт престол Петру II в обход иных претендентов сентябрь 1727 — свержение Ме

Дворцовые перевороты
После смерти Петра I обострилась борьба за российский престол между претендентами, выражавшими интересы различных группировок дворянского сословия. Замещение престола чаще всего осуществлялось с по

Воцарение династии Романовых. Соборное уложение 1649г.
  В январе 1613 г. собрался Земский собор, который избрал нового царя. Дворяне и казаки выдвинули кандидатом на русский престол 16-летнего Михаила Федоровича Романова (1613–1645). Пре

СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 г.
крупнейший памятник русского феодального права, представляющий собой кодификацию всех основных отраслей законодательства. Созданию Соборного уложения предшествовала полоса острейших социально-полит

СТАНОВЛЕНИЕ ИВАНА
25 августа 1530г. на свет появился Иван Васильевич. Легенда гласит, что в час рождения младенца во всем царстве разразилась страшная гроза…. После смерти матери следующие пять лет прошли в непрерыв

РЕФОРМЫ ИВАНА ГРОЗНОГО
1549 год созыв Земского собора. Создание единого государственного управления - приказ, во главе которых стоял приказный судья - бояре и дьячки. Полномочия приказов были четко разграничены.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Во время правления Ивана IV можно выделить два основных этапа, это до опричнины и после нее. Основная часть реформ приходится на первый период. Мы склонны придерживаться традиционной точки зрения,

Реформы 60— 70-х гг. XIX в., их значение.
Вопрос об отмене крепостного права ставился в российском обществе уже в середине XVIII в. Власть признавала необходимым приступить к разработке соответствующих проектов по крайней мере с начала XIX

Приход фашистов к власти
  Приход фашистов к власти. Фашизм в Германии поя­вился сразу же после окончания первой мировой войны в качестве одной из разновидностей реакционных милитари­стских н

Новый курс» Ф. Рузвельта.
«Но́вый курс» (англ. New Deal) — название экономической политики, проводимой администрацией Франклина Делано Рузвельта начиная с 1933 года с целью выхода из масштабного эконом

Великая депрессия
Основная статья: Великая депрессия В XX веке в деятельности американского государства появились новые направления. Одним из них стало регулирование экономики и социальных

Новый курс» Рузвельта
Между тем социально-политическая обстановка обострялась: следовали один за другим голодные походы, демонстрации, другие формы протеста. В таких условиях на очередных президентских выборах 1932 г. п

Коллективизация сельского хозяйства СССР: результаты и последствия.
Коллективиза́ция — это процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства (колхозы в СССР). Проводилась в СССР в конце 1920-х — начале 1930-х гг (1

Итоги коллективизации
Результаты «деятельности» Наркомзема СССР и долгосрочный эффект «левых загибов» первых месяцев коллективизации привели к кризису в сельском хозяйстве и значительно повлияли на ситуацию, повлекшую з

Российская империя в Первой мировой войне (1914-1918)
  Первая мировая война стала проявлением комплекса противоречий между ведущими державами в условиях господства национального финансово-монополистического капитала и сложившихся колони

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги