Проблема соотношения сознания и материи в истории философии (идеализм, диалектический материализм, дуализм, гилозоизм

)ответ на вопрос №10

Вопрос о сущности материи, о ее соотношении с сознанием является предметом ожесточенной борьбы на протяжении всей истории философии.

 

Субъективный идеализм, принимая за первичное сознание человека, считает, что материи нет вообще ,что она выдумана материалистами для обоснования своих атеистических выводов. Доведенный до своего логического конца субъективный идеализм приводит к солипсизму-к признанию несомненной реальностью только самого себя. Отказ в теории от того, что составляет основу практики – от материальности мира, неизбежно искажает истинную картину мира.

Объективный идеализм представляет материю продуктом развития нечеловеческого, сверхприродного сознания. Это сознание и творит материю из ничего. Хотя материя и существует, но с точки зрения и этого варианта идеализма она не является объективной реальность, ибо производна от сознания и зависит от него.

Из материи как объективной реальности исходит только материализм, в истории которого попытки дать соответствующее определение встречаются неоднократно. Отражая на каждом историческом этапе уровень научного познания своего времени, все эти определения страдали существенными недостатками- сведением материи к какому-то конкретному веществу либо к какой-то одной форме материи. При этом само определение давалось экстенсивным путем, через перечисление составляющих объем данного понятия элементов. В то же время накапливалось и много ценных мыслей о сущности материи и ее важнейших свойствах. К ним относятся выводы об объективности материи, т.е.ее независимости от сознания; о несотворенности и неуничтожимости материи; о вечности существования материи во времени и ее бесконечности в пространстве; о познаваемости материи.

Наиболее развернутое определение материи дал Ленин: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

Такое определение материи направлено против идеализма вообще, ибо быть объективной реальностью – значит существовать независимо от любого сознания, в том числе и сверхчеловеческого. А мысль о том, что объективная реальность дана нам в ощущениях наших, дополнительно направлена против объективного идеализма, игнорирующего роль органов чувств в познании.

Ленинское определение материи направлено также против метафизики. Оно не сводит материю к одной из ее форм: в понятие материя входят все ее формы и виды. Метафизика сводит материю только к вещам, предметам и исключает из материи те процессы, которые происходят между предметами.

Когда Ленин подчеркивает в своем определении ,что материя дана человеку в ощущениях его, т.е.ощущения способны отображать материю, это-противостоянию агностицизму.

что бы мы нового о материи ни узнавали ,какую бы новую форму ее ни открывали, она обнаруживает это свое фундаментальное свойство и предстает перед нами как объективная реальность.