ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

Все люди равны, но одни более равны, чем другие. Джордж Оруэлл Люди больше всего на свете любят на наклеить на другого человека ярлык, который раз и навсегда освобождает их от необходимости думать Сомерсет Моэм Мы рассмотрели свойства однополой любви и ее носителей и обнаружили,что и те, и другие - очень разные. К этому выводу приводят практически всенауки. Биология показывает, что сложное взаимодействие генов, гормонов инервных путей порождает множество разнообразных типов сексуальности,предрасполагающих индивидов к тем или иным сексуальным сценариям и формамповедения, которые в одних случаях представляются взаимоисключающими, а вдругих - взаимодополнительными. История, антропология и социология показывают, что разные общества икультуры отличаются друг от друга не только количественно, по степени своейтерпимости, но и качественно; они по-разному конструируют половые исексуальные идентичности и регулируют связанные с ними чувства и отношения.При этом в любом сколько-нибудь сложном обществе существует не один, анесколько нормативных сценариев, что делает индивидуальные вариациисексуального поведения не только возможными, но и неизменными. Психология показывает, что траектории индивидуального развития и ихконкретные результаты также не являются единообразными. В зависимости отсвоей биологической индивидуальности и особенностей воспитания мальчики идевочки оказываются более или менее маскулинными или фемининными, и этооказывает влияние на выбор любимых занятий и товарищей по играм, а также насамосознание и сексуально-эротические предпочтения, которые постепеннокристаллизуются в относительно стабильную сексуальную ориентацию. Но любаясексуальная ориентация многомерна и имеет множество индивидуальныхвариантов, будь то образ идеального сексуального партнера, эмоциональнаяокрашенность любовных чувств, предпочитаемая сексуальной техника или стильжизни. Ученые отказываются обсуждать вопрос о "правильной" и "неправильной"сексуальности, предоставляя людям право делать свой собственный выбор. Чтоони, кстати сказать, делали и раньше, что бы по этому поводу ни говорилисвященники, врачи и жрецы морали. Однако эта проблема не столько научная, сколько политическая. Стигма идискриминация в свое время загнали гомосексуалов в гетто. Освободительноедвижение геев и лесбиянок добивается признания их особой идентичности игражданских прав. Эти задачи - я хочу подчеркнуть это максимальноопределенно и резко - до сих пор нигде в мире (и тем более в России!) нерешены. Но что будет дальше, в исторической перспективе? Демократический плюрализм не устраняет индивидуально-групповыхразличий, он даже способствует их умножению. Но как только эти различияперестают быть базой для социальной стратификации, привилегий для одних иневыгод для других, их значение постепенно уменьшается, как для большинства,так и для меньшинства. Каждый из нас имеет множество социальных ролей и идентичностей, нонаибольшее значение имеет та из них, в которой человек чувствует себянаиболее уязвимым и ранимым. По мере того, как люди начинают свободнее итерпимее относиться к собственной сексуальности, ослабевают и гонения наинаколюбящих. Главное звено этого долгого и трудного процесса - не сочувствие(сочувствовать можно слабым, больным и угнетенным), а безразличие (мне всеравно, с кем ты спишь и каким способом) и уважение к праву человека наиндивидуальность и самореализацию. Ненависть к гомосексуалам, как и другие подобные идеологические системы(антисемитизм, ксенофобия, расизм, сексизм), коренится не столько виндивидуальной, сколько в общественной психологии. Термин "гомофобия", какчаще всего называют этот социально-психологический феномен, неудаченвследствие своей "психиатричности". Он подразумевает, что иррациональныйстрах и ненависть к однополой любви и ее носителям коренятся, как любаяфобия, в индивидуальной психопатологии - подавленных собственных сексуальныхимпульсах, общей враждебности и недоверии к окружающим людям, склонностиреагировать на стрессовые ситуации преимущественно с помощью защитныхмеханизмов и т.д. Хотя все эти процессы и "комплексы" безусловно реальны,они совсем не обязательны. Чтобы ненавидеть геев или евреев, не обязательно быть невротиком илипсихотиком. Яростно-зоологический антисемитизм генерала Макашова,несомненно, имеет какие-то личные причины, но для солидаризировавшейся с нимКПРФ, которая продолжает в этом вопросе старую линию КПСС, это скорееидеология и циничный политический прием. В специальной литературе слово "гомофобия" сейчас заменяется термином"гетеросексизм", который американский социальный психолог Грегори Херекопределяет как идеологическую систему, которая отрицает, принижает истигматизирует любые не-гетеросексуальные формы поведения, идентичности,отношения или общины. Более "мягкая" форма этого явления - гетероцентризм(по аналогии с европоцентризмом), который не отрицает альтернативных формсексуальности, но считает их периферийными вариациями или девиациямиподразумеваемой гетеросексуальной "нормы". Уровень гетеросексизма в обществе зависит от целого рядамакросоциальных факторов. Причем по всем этим параметрам наша странанаходится не в лучшем положении. Во-первых, от общего уровня социальной и культурной терпимости.Авторитаризм и нетерпимость к различиям несовместимы с сексуальным, как ивсяким другим, плюрализмом. С точки зрения тоталитарного сознания,инаколюбящий - прежде всего диссидент. Советское общество, пытавшеесяунифицировать ширину брюк, длину волос и музыкальные ритмы, не могло бытьсексуально терпимым. Важнейшая предпосылка сексуального плюрализма -политическая и культурная терпимость. Во-вторых, от уровня сексуальной тревожности. Чем более антисексуальнойявляется культура, тем больше в ней сексуальных табу и страхов. А есличеловек не может принять свою собственную сексуальность, наивно ждать отнего терпимости к другим. Если в СССР вообще "секса не было", как могла внем существовать однополая любовь? В-третьих, от уровня сексизма и полового шовинизма. Главнаясоциально-историческая функция гетеросексизма - поддержание незыблемостиполовой стратификации, основанной на мужской гегемонии и господстве.Обязательная, принудительная гетеросексуальность защищает институт брака ипатриархальных отношений; женщины для нее - существа второго сорта, главнаяфункция которых - деторождение и сексуальное обслуживание мужчин. В светеэтой идеологии независимая женщина - такое же извращение, как однополаялюбовь. Кроме того, культ агрессивной маскулинности помогает поддерживатьиерархические отношения в самом мужском сообществе, в котором "настоящие"мужчины должны господствовать над "второсортными". Всячески культивируемаяненависть к "гомикам" - средство поддержания мужской групповой солидарности,особенно у мальчиков-подростков, которым она помогает утвердиться всобственной проблематичной маскулинности. Принцип, что можно повысить свойстатус, "опустив" другого мужчину, выходит далеко за рамки сексуальныхотношений. В-четвертых, от характера традиционной идеологии, особенно религии.Христианское определение однополой любви как неназываемого порока,вытекающее из общего отрицательного отношения к миру чувственности, один изглавных идейных истоков предубежденности и гонений. Рано или поздно, Церквипридется покаяться в этом грехе так же, как в религиозной нетерпимости. В-пятых, от общего уровня образованности и сексуальной культурыобщества. Хотя образованность сама по себе не избавляет людей отпредрассудков и предубеждений, при прочих равных условиях, она облегчает ихпреодоление. Однако важна не только общая, но и сексуальная образованность,включающая в себя понимание множественность функций и смыслов сексуальногоповедения. До тех пор, пока человек считает сексуальность только аспектомрепродуктивного поведения, любая нерепродуктивная эротика будет казаться емусомнительной, даже если он сам ее практикует. Сексуальное образование -необходимая когнитивная, познавательная предпосылка сексуальной терпимости. В-шестых, от ситуативных социально-политических факторов. Как и всепрочие социальные страхи и формы групповой ненависти, гетеросексизм обычноусиливается в моменты социальных кризисов, когда кому-то нужен зримый врагили козел отпущения и легко создать атмосферу моральной паники.Социально-психологические механизмы этого явления хорошо обрисоваланглийский социолог Стэн Коэн: "Некое обстоятельство, явление, лицо или группу лиц начинают определятькак угрозу общесоциальным ценностям и интересам; средства массовойинформации изображают их стилизованным и стереотипным образом; моральныебаррикады заполняются издателями, епископами, политиками и другимиправоверными людьми; социально-признанные эксперты оглашают свои диагнозы ирекомендации; вырабатывают или, чаще, применяют специальные способы борьбы;после этого явление исчезает, подавляется или ухудшается... Иногда паникапроходит или забывается, но в другие времена она имеет более серьезные идлительные последствия и может производить изменения в правовой и социальнойполитике или даже в том, как общества рассматривают себя". Для возникновения очередной волны моральной паники нужны два условия:а) наличие социального кризиса и б) наличие социальной группы илиорганизации, готовой и способной спровоцировать общественное негодование инаправить его по нужному адресу. Сексуальность и тем более -гомосексуальность как нельзя лучше годятся на роль козла отпущения. Яркий пример разыгрывания этой карты - современная тактика российскихкоммунистов, черносотенцев и церковников, "антисексуальные" инвективыкоторых имеют явно политический, антидемократический, антирыночный иантизападный характер. Особенно показательно в этом плане отождествление имипонятий "нравственных ценностей" и "национальной (читай - государственной)безопасности". Кроме социальных, гетеросексизм имеет и определенные психологическиефункции. Эта установка помогает организации и ретроспективному оправданиюличного сексуального опыта, формированию своей социальной и сексуальнойидентичности, поддержанию самоуважения, групповых ценностей и единства своейгруппы перед лицом внешнего врага (хорошие, правильные "мы" против плохих,неправильных "они"). Психологическое обследование арестованных за избиение геев молодыхпарней показывает, что многие из них страдают от недостатка личнойавтономии, участие в групповом избиении ни в чем не повинных людей являетсядля них чем-то вроде ритуала взросления и средством повышения собственногоавторитета в группе. Самый акт избиения часто бессознательно переживаетсякак сексуальный, сопровождается половым возбуждением и имеет неосознанныйгомоэротический характер (как сексуальное единение с группой и ее лидером). Очень важна Эго-защитная функция гетеросексизма в борьбе личностипротив собственной латентной гомосексуальности. Самыми рьяными гомофобамичасто бывают мужчины, которым есть что скрывать или которых подозревают вгомосексуальности. Например, многолетний шеф ФБР Эдгар Гувер и некоторые егоближайшие помощники, беспощадно преследовавшие геев, втайне имелисексуальные связи с мужчинами. Очень интересный эксперимент провели недавно американские психологи.Замерив отношение группы молодых мужчин к гомосексуальности, они затемпоказывали им слайды с изображениями голых мужчин, причем сексуальныереакции испытуемых (эрекция члена) фиксировались с помощью специальногоприбора - плетисмографа. У мужчин, относящихся к гомосексуальности спокойно,равнодушно, при этом ничего не колыхалось, тогда как у многихгомоненавистников эти изображения вызывали эрекцию. То есть мужская наготаих волнует и возбуждает. Возможно, именно этот, зачастую неосознанный, факти вызывает у них чувство ненависти к объектам своего морально неприемлемогоинтереса. Как показал еще Фрейд, ненависть часто бывает иноформой любви. Все это имеет далеко идущие социально-психологические последствия.Подобно тому, как культ агрессивной маскулинности калечит не только женщин,но и мужчин (если "мальчики не плачут", значит мужчина не должен проявлятьсвои чувства), гетеросексизм не только загоняет в гетто геев и лесбиянок, нои обедняет жизнь "натуральных" мужчин и женщин, табуируя их жизненно важныепереживания и порождая иррациональные страхи. В некоторых случаях этодействительно напоминает фобию и требует психиатрического вмешательства. Но если корни гетеросексизма настолько глубоки и разветвлены, можно лиего преодолеть и искоренить? Хотя изменение и преодоление этих установок происходит трудно имедленно, процесс тем не менее идет. В 1990 г. в Европе самое враждебноеотношение к гомосексуалам было зафиксировано в католической Португалии, гдес мнением, что "гомосексуальность никогда не может быть оправдана",согласились 78% процентов опрошенных; за ней, со значительным отставанием,следуют католические Ирландия, Италия и Испания. Зато в Голландиикатегорически осуждают однополую любовь лишь 12% опрошенных. С мнением "Я нехотел бы иметь гомосексуалов своими соседями" согласились больше половиныопрошенных португальцев и только 11% голландцев и датчан. АмериканскоеНациональное обследование 1993 г. показало высокую враждебность кгомосексуальности, которую не могут оправдать 64,8% опрошенных; но этоменьше числа людей, осуждающих внебрачные связи; отношение кгомосексуальности очень сильно (разница в 10-15 раз) зависит от общихсоциально-политических установок опрошенных. Отношение к однополой любви всюду зависит от религиознойпринадлежности, общей социальной терпимостью и степени информированностилюдей. Интересно, что там, где геи и лесбиянки более видимы, к ним относятсязначительно лучше, чем там, где о них знают только понаслышке. Но важнее всего - возрастные и образовательные факторы. По данныммноголетнего международного исследования жизненных ценностей, молодые людиот 18 до 24 лет всюду значительно терпимее пожилых (по сравнению с теми, ктостарше 65 лет, - вдвое). Это объясняется большей общей терпимостью иобразованностью молодежи, а также тем, что молодые люди чувствуют себяувереннее, полнее принимают собственную сексуальность и потому допускаютбольше вариаций в поведении и установках других людей. При опросе 1600 молодых европейцев от 16 до 24 лет (1996) самымитерпимыми оказались голландцы (89%), а самыми нетерпимыми - поляки (48%).Однако количество людей, готовых признать однополые браки и разрешитьгомосексуалам усыновлять детей, значительно меньше, а 18% считают СПИД"голубой" болезнью. Те же самые тенденции наблюдаются и в России. Хотя враждебность кгомосексуальности еще очень велика, за последние 10 лет она заметноснизилась. Это убедительно показывают опросы ВЦИОМ. Количество желающих "ликвидировать" гомосексуалов уменьшилось с 31% в1989 (здесь и дальше приводятся данные только по России, а не по Союзу, каквыше) до 22% в 1994 г. За их "изоляцию" вместо 32% высказались 23%.Напротив, за "помощь" высказались 8% вместо 6%, а за то, чтобы предоставитьих самим себе - 29% вместо 12%, рост в 2,5 раза. Характернысоциально-возрастные параметры ответов. Предоставить гомосексуалов самимсебе готовы 40.8% людей моложе 24 лет и только 12.3% тех, кто старше 55.Среди людей с высшим и незаконченным высшим образованием этот вариант ответавыбрали 43.4%, а с образованием ниже среднего - 20.4%. В июне 1993 г. на вопрос ВЦИОМ "Как бы вы оценили по шкале от 1 до 5поведение людей, которые имеют гомосексуальные связи?" отрицательный полюс("это заслуживает осуждения") выбрали 69.4% мужчин и 71.6% женщин, аположительный ("не вижу в этом ничего предосудительного") - только 8.8% и7.8%. Но в младшей возрастной группе, от 16 до 25 лет, такие полярные ответысоотносятся как 54.3%: 18.5%, а в старшей (старше 55 лет) - как 82.6%: 4.1%.В июле 1994 г. на вопрос ВЦИОМ "Как вы относитесь к гомосексуалистам?"благожелательную позицию ("очень положительно" и "скорее положительно")заняли около 9%, нейтральную - 23%, негативную ("очень отрицательно" и"скорее отрицательно") - 46% мужчин и женщин; 12% затруднились ответить. Навопрос "Как вы считаете, должны ли гомосексуалисты обладать равными со всемиправами"? голоса разделились: около 38% сказали "да", 41% - "нет" и 21%затруднились ответить. От возраста и образования зависит не только степень терпимости, но ипонимание природы гомосексуальности. В опросе ВЦИОМ в мае 1998 г.(егоданными открывается эта книга) только 18.3% россиян призналигомосексуальность "сексуальной ориентацией, имеющей равное с обычной правона существование". Но среди людей от 18 до 39 лет так думают 31%, а средитех, кто старше 55 лет - 3.7%, почти половина из них считает ее"распущенностью, вредной привычкой". Понятно, что договориться между собой эти люди не смогут. Не в силахубедить молодежь, сторонники насильственных, авторитарных методов пытаютсяприбегнуть к силе, восстановить цензурные гонения и прочее."Народно-патриотический" фронт кликуш и лицемеров сейчас агрессивен, какникогда. Но время работает против них. Что бы ни происходило в обществе сегодня,в долгосрочной перспективе его лицо будут определять более молодые иобразованные люди, которым идеология аятоллы Хомейни, даже вправославно-коммунистическом варианте, несозвучна. Не потому, что имнравится однополая любовь - большинству людей она чужда и непонятна - апотому что они не видят в ней угрозы. А вместе с ростом социальной терпимости будет меняться поведение исамосознание геев и лесбиянок. Любое угнетенное меньшинствопротивопоставляет тезису о своей неполноценности антитезис о своемпревосходстве. Но эту идею мало кто принимает всерьез. В опросе ВЦИОМ (май 1998 г.) с мнением, что гомосексуальность -"признак особой одаренности, таланта" согласились только 0.5% опрошенных(лишь в группе 18-24-летних эта цифра повышается до 2.1%, причем некоторые,возможно, ответили так из озорства). Это значительно меньше самогоминимального числа геев и лесбиянок в обществе. От того, что ты спишь с мужчинами, ты не станешь ни АлександромМакедонским, ни Чайковским, ни Кузминым. Творческие потенции доказываются нев постели. Дело вообще не в уровне притязаний, а в понимании множественности своейиндивидуальности. Людям викторианской эры было мучительно трудно принятьсвои гомоэротические наклонности, поэтому они старались преуменьшить ихзначение. В середине XX в. маятник качнулся в противоположную сторону:сексуальная ориентация превратилась во всеобъемлющую гей-идентичность.Человек начала XXI в. может позволить себе быть множественным и разным, незадаваясь вопросом "почему?" и не нуждаясь в том, чтобы втискивать себя впрокрустово ложе однозначных и жестких определений. Нежелание российских законодателей расстаться со знаменитым "пятымпунктом" советского паспорта коренится вовсе не в развитом национальномсамосознании, а в его слабости и в желании подкрепить свою проблематичную(чего в ней только не намешано!) этническую идентичность административно,отмежевавшись от инородцев. С сексуальной ориентацией дело обстоит принципиально так же. Осознаниеее многомерности влечет за собой не столько рост поведенческой илиидентификационной бисексуальности, сколько нежелание категоризировать себя идругих по этому признаку. Инаколюбящие, как и инакомыслящие, образуют особую категорию толькотам, где есть подразумеваемая обязательная норма для "таколюбящих" и"такомыслящих". По мере того, как ослабевает социальная необходимость что-тоскрывать, уменьшается потребность притворяться, изображать идемонстрировать. У однополой любви становится больше индивидуальных "ликов"и значительно меньше - стандартных "масок". Тех, кого это не устраивает,надо просто посылать по известному адресу, который, между прочим, тоже имеетсексуальные коннотации.