Искусство Древнего Египта

   

Искусство Древнего Египта

Искусство Древнего Египта.

 

О Древнем Египте как целом государстве можно говорить, начиная примерно с 4-3 тысячелетия до н.э. Тогда, в результате объединения Верхнего и Нижнего Египта, образовалось единое государство со столицей в Мемфисе, занимающее известную нам северо-восточную часть Африки. Началось образование династий фараонов, развитие наук и искусства, продолжавшиеся вплоть до 4 в. до н.э (до завоевания Египта Александром Македонским). Это было рабовладельческое государство с деспотическим стилем правления.

Мифология Древнего Египта.
Как в любом древнем искусстве, мифология Др.Египта определила основные мотивы в его культуре. Одним из верховных божеств Др.Египта был бог Хапи. Он был божеством Нила (Нил по др.египетски тоже Хапи), символом созидательной силы воды среди пустыни. Так, Др.Египет иногда называли Страной Хапи. Он изображался в виде мужчины с синеватым цветом кожи (цвет воды), часто изображались принятые в честь разлива Нила жертвоприношения.

 

Изображение бога Хапи.

 

Вообще мифология Др.Египта – это культ животных, поклонение им. Боги отождествлялись и изображались в виде животного или человека-животного. Несколько примеров:

 

Богиня войны Сахмет: голова львицы, тело женщины.

 

 

Бог письма и счета: голова чибиса, тело мужчины, мог отождествляться с павианом.

 

 

Бог солнца Ра: голова птицы, тело мужчины.

 

 

Богиня неба Нут могла отождествляться с коровой.

 

 

Бог загробного культа (бальзамировщик) Анубис: шакал.

 

 

Загробный культ Ба и Ка. Ба: тело птицы и лицо женщины.

 

Все искусство Др.Египта так или иначе связано с загробным культом, оно получило свое развитие благодаря этому культу. Архитектура: гробницы, пирамиды, усыпальницы. Живопись (фрески): их украшение, и изображение загробной жизни усопшего. Скульптура: статуи усопшего и его слуг, которые должны служить ему в загробном мире.

Помимо приверженности загробному культу, искусство Др.Египта строго канонизировано (от греч. κανών – правило).

Каноны распространялись на следующие аспекты искусства:
• сюжеты: боги и фараоны, жертвоприношения, жизнь в загробном мире;
• композиция (дальше рассмотрим подробнее);
• архитектура: ее назначение и пропорции (дальше рассмотрим подробнее);
• в цветах: например, мужское тело всегда было темным, а женское светлым. И всегда инкрустировались глаза.
• в пропорциях изображениях человека: рисовали фигуру человека по клеткам (примерно 10х10см), их соотношение было точно вымерено и всегда одинаково (см.рис 8). Человек изображался не таким как мы его видим, а таким как мы его знаем: в полный рост, голова в профиль, глаз в фас, плечи в фас, одна нога впереди другой (ноги тоже в профиль). Чтобы подчеркнуть сословную разницу персонажей, использовался разный масштаб фигур: чем значительней человек по происхождению, тем крупней его фигура.

 

Типичное изображение человека в Др.Египте.

 

 

Палетка фараона Нармера. Крупная фигура фараона и мелкая фигура раба.

 

Условно самый яркий период искусства Др.Египта можно разделить на: Древнее царство (28-23вв.до н.э.), Среднее царство (21-18вв.до н.э.) и Новое царство (16-11вв.до н.э.) – именно их мы рассмотрим подробнее.

Древнее царство.

Архитектура. В архитектуре Древнего царства можно было видеть: жилища (не сохранились в силу отсутствия монументальности, кроме дворцов), гробницы,…   Мастаба: внешний вид и в разрезе.

Среднее царство.

Архитектура. Говоря об архитектуре Ср.царства, обязательно надо упомянуть о заупокойном храме Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри. В нем хорошо…   Реконструкция заупокойного храма Ментухотепа I.

Новое царство.

Архитектура. Собственно назначение архитектуры не изменилось: заупокойные храмы и усыпальницы. Но если раньше они были в одном комплексе (иногда…   Храмовый комплекс в Карнаке.

Скульптура.

Колоссы Мемнона как пример скульптуры Нового царства.   Каноны скульптуры остались теми же. Сохранились особенности скульптуры Ср.царства. И пришла неслыханная…