Среднее царство.

Уже в конце периода Др.царства власть фараона значительно ослабела. Конец Древнего – начало Среднего царство ознаменовалось новым распадом государства и переходным периодом, длившемся примерно 200 лет. Снова Египет объединился в 2046 году под властью фиванских правителей, что определило г.Фивы (ныне Луксор) как новую столицу. Фараоном-объединителем стал Ментухотеп I из 11 династии фараонов. Так, и после него во время правления фараонов 11 и 12 династий Др.Египет значительно окреп, превратившись в сильное государство с мощным военным и экономическим потенциалом, завоевательной политикой. Именно в этот период появились первые египетские школы, и т.н. «средний класс» в обществе. В мифологии правил культ Амона и триады богов природы и владыки мертвых Осириса, его сестры Исиды и сына Гора - родоначальника фараонов.
Что же происходило с искусством на этом фоне. Собственно, Среднее царство стало мостиком от Древнего к Новому: многое бралось из прошлого, несколько видоизменялось и существовало в таком виде, а уже в Новом царстве получало дальнейшее развитие.

Архитектура.
Говоря об архитектуре Ср.царства, обязательно надо упомянуть о заупокойном храме Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри. В нем хорошо просматривается сочетание архитектурных традиций Др.царства (захоронения в пирамиде) с обычаями фиванских правителей хоронить в выдолбленных в скалах помещениях. Такое сочетание делает этот храм единственным в своем роде. Его конструкция во многом определила архитектуру будущего Нового царства.

 

Реконструкция заупокойного храма Ментухотепа I.

 

Мы видим пирамиду в верхней части храма. За ней находился двор, в котором шел вход в погребальную камеру. Погребальная камера, как и некоторые другие помещения, вырублена в скалах. Храм стоял прямо на берегу Нила, от воды шел пандус к входу (пропилеям). За ним располагался гипостильный (колонный) зал. К слову, можно рассмотреть непосредственно колонны, использовавшиеся в архитектуре Др.Египта.
Они изготовлялись из известняка или гранита, обильно украшались резьбой, рельефами и росписью. Любая колонна состояла из: базы, ствола, капители и абаки. Сюжеты украшений были все те же: фараоны и боги, жертвоприношения, охота, завоевания и т.п. Иероглифы на колоннах рассказывали о земной и загробной жизни усопшего. В форме самой колонные можно было увидеть стилизованные изображения бутонов и цветов лотоса, папируса и пальмы.

 

Египетские колонны.

 

Скульптура.
В первой половине Ср.царства скульптура оставалась верная изобразительным традициям Др.царства. А вот примерно со 2-ой половины уже можно заметить изменения. У скульптуры появляется психологическая выразительность, более подробная детализация, анатомическая верность, и отображение возраста.

 

Статуя Аменхотепа II (он улыбается).

 

Что касается росписей (фресок) мы еще не можем рассмотреть их подробно, т.к. в период Ср.царства этот вид искусства только начал сравниваться по значимости с архитектурой и скульптурой, только получил свое развитие. Отметим сюжеты росписей, которые добавились к уже описанным выше: охота, рыбная ловля, земледелие, пастбища, птицы и животные, танцы – т.е. вполне земные и жизненные сюжеты.

 

Роспись гробницы Хнумхотепа в Бени-Гасане.

 

 

Птицы на акации, от туда же.