Новое царство.

Фараоны конца Ср.царства уже не обладали мощью властителей Др.царства, им так и не удалось прочно объединить страну. Примерно с 18в. до н.э. начался переход от Ср.царства к Новому. Этот переход снова ознаменовался распадом страны. Египет захватили гигсосы (семитский народ из передней Азии). Столицей захватчиков стал город Аварис в дельте Нила. Их власть продолжалась примерно 100 лет. Гигсосам покорилась вся страна, кроме Фив. Накопив достаточно средств, фиванские фараоны начали борьбу против интервентов. Закончилась эта борьба при фараоне Яхмосе I из 18 династии. Египет начинает процветать и становится сильнейшим государством Древнего мира. В это же время устанавливается общегосударственный культ бога Амона Ра (бог солнца). Искусство Др.Египта в целом вступит в один из самых ярких этапов своего развития, оно будет воспевать мощь государства, подчеркивать его богатство, отличаясь в этот период особой монументальностью.

Архитектура.
Собственно назначение архитектуры не изменилось: заупокойные храмы и усыпальницы. Но если раньше они были в одном комплексе (иногда даже в одном здании), то теперь усыпальница отделяется от него. Фараонов начинают хоронить на Западном побережье Нила в Долине царей. В структуре храма появились варианты: он мог быть наземным, полускальным или скальным (все помещения высечены в скале).
Из наземных храмов, конечно, надо отметить храмовый комплекс в Карнаке и храм в Луксоре (оба находятся на восточном берегу Нила и посвящены Амону).

 

Храмовый комплекс в Карнаке.

 

 

План комплекса в Карнаке.

 

 

Храм Амона в Луксоре.

 

 

План храма Амона в Луксоре.

 

В силу монументальности сооружения в Др.Египте. в том числе и храмы, строились очень подолгу. Иногда что-то пристраивалось к уже существующему зданию, причем пристройка могла посвящаться уже совершенно другому богу или фараону, чем первоначальный храм. Так, на примере храма Амона в Луксоре это видно очень хорошо. Этапы его строительства (см. рис. выше): 1. храм фараона Тутмоса I; 2. первый храм Аменхотепа III; 3. второй храм Аменхотепа III; 4. третий храм Аменхотепа III; 5. храм Рамсеса II.
Как видно из фото, планировка храмов Нов.царства похожа. Все помещения расположены по 1 оси. Путь в храм начинается с солнечного двора, затем проходит через затемненный гипостильный зал и завершается в темной молельне. Чем ближе к ней, тем все более низкими и маленькими становятся помещения.
1. Храмовый комплекс начинался пилонами. Башнеобразное сооружение в форме усечённой пирамиды, они сооружались по обеим сторонам узкого входа в храм. Их украшали мачтами с флагами, статуями и обелисками.

 

Пилоны у входа в храм.

 

2. Дальше шел двор, окруженный колоннадой.
3. Гипостильный зал.

 

Гипостильный зал храма Амона в Луксоре (реконструкция в разрезе).

 

4. Еще один двор меньшего размера.
5. Святилище.

Огромное значение в архитектуре Нов.царства приобрели колонны. Они придавали особую торжественность зданиям, возносили их вверх, организовывали сложную игру свето-тени помещений. Потолок обычно красили синеватой краской и украшали звездами.
Еще один пример архитектуры Нов.царства полускальный храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри (рядом с храмом Ментухотепа I).

 

Храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.

 

 

Планы храмов Ментухотепа I и Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.

 

Очень хорошо просматривается планировка по 1 оси. Строение храма царицы похоже на храм фараона, но отличается большей пышностью.