Итальянское искусство в эпоху Возрождения XVI-XVII века.

Бернини Лоренцо (1598—1680)

Родился в 1598 г. в Неаполе в семье незаурядного скульптора и живописца Пьетро Бернини. В 1605 г. по приглашению папы Павла V Пьетро с семьей переехал в Рим. Здесь юный Лоренцо получил возможность копировать произведения великих мастеров, хранившиеся в залах Ватикана. В церкви Санта-Мария Маджоре Лоренцо помогал своему отцу, смелость и ловкость которого в работе с мрамором унаследовал и довел до совершенства. Уже первыми своими работами будущий мастер привлек внимание папы и кардиналов Боргезе и Барберини, которые стали его первыми покровителями и заказчиками.

В произведениях Бернини много черт, неизвестных эпохе Возрождения. Скульптор стремился показать не состояние героев, а действие, из которого выхвачено краткое мгновенье. Силуэты фигур усложнились. В XVI в. Микеланджело старался сохранить природную фактуру мрамора, порой оставлял большие участки необработанными. Бернини, напротив, шлифовал камень, заставляя его играть множеством бликов. Благодаря этому мастеру удавалось передать тончайшие нюансы: фактуру ткани, блеск глаз, чувственное обаяние человеческого тела.

Новаторские искания юного скульптора отчетливо проявились уже в начале 1620-х гг. Тему поединка между Давидом и Голиафом («Давид»), разработанную до него великими мастерами Донателло и Микеланджело, Бернини решает в подчеркнуто динамичной манере — герой показан не до и не после, а в самый момент схватки со своим врагом. В эти же годы Бернини создал две скульптурные группы для виллы Боргезе — «Похищение Прозерпины» и «Аполлон и Дафна», немедленно причисленные к шедеврам итальянской скульптуры.

Высшее католическое духовенство в полной мере использовало талант Бернини. Этот веселый, остроумный, жизнерадостный человек, осознавая необходимость поддержки со стороны князей церкви для воплощения своих грандиозных замыслов, мог быть любезным и льстивым царедворцем, вести великосветские беседы и смиренно исполнять многочисленные заказы. Во время правления папы Григория XV (1621—23) скульптор изваял три его бюста и получил пенсию и рыцарский крест Кавалера Христа, т.е. был принят в аристократическое общество.

При папе Урбане VII (1623—44) перед скульптором открылось широчайшее поле деятельности, которое он не уступил ни одному придворному мастеру до конца своей жизни. Бернини создал новый канон парадного портретного бюста, в который он вносил простые человеческие характеристики, показывая «главную страсть» своих героев. Портретная галерея, насчитывающая изображения двадцати четырех персон («Портрет Шипионе Боргезе», «Бюст папы Урбана VIII»), — это поразительная по остроте и правдивости повесть о людях его времени. К числу наиболее жизненных и одухотворенных портретов принадлежит «Бюст Констанции Буонарелли», жены одного из учеников Бернини, в которую мастер был страстно влюблен.

В 1639 г. по настоянию папы Бернини женился на Катарине да Биелла, дочери прокуратора при папском дворе. За тридцать три года совместной жизни они вырастили шесть дочерей и пятерых сыновей.

Бернини создал множество надгробных памятников знаменитым людям своего времени. Их патетические эффекты полностью соответствовали церковным требованиям возвеличения католической набожности. В грандиозных мемориальных ансамблях Бернини смело применял новые средства выразительности, обогащая их реалистическим исполнением, что особенно характерно для надгробия папы Урбана VIII (1628—47).

Уже зрелым мастером Бернини создал одну из лучших своих композиций — «Экстаз св. Терезы» для алтаря капеллы семейства Корнаро в римском храме Санта-Мария делла Витториа. Беломраморную группу — святую Терезу и ангела — мастер поместил среди колоннады из цветного мрамора, а фоном стали позолоченные лучи, символизирующие Божественный свет.

Выражение цельности физического и духовного начал в скульптуре Бернини сочетал с гениальным архитектурно-пространственным видением, что позволяло ему идеально вписывать пластические композиции в уже готовые сооружения и создавать масштабные архитектурные ансамбли, столь свойственные искусству барокко (фонтан «Четыре реки»).

В течение более полувека Бернини выполнял работы для собора Св. Петра. Он создал монументальные статуи святых и папские надгробия, возвел кафедру в главном алтаре и киворий (надстройку) над могилой св. Петра — удивительный пример единства скульптуры и архитектуры. Но самое замечательное творение мастера — площадь перед собором (Площадь Св. Петра).

Среди других архитектурных произведений Бернини следует отметить палаццо Барберини (в соавторстве с Карло Мадерна и Франческо Борромини) и небольшую церковь Сант-Андреа аль Квиринале, которую сам Бернини считал наиболее удачной своей работой.

Творчество Бернини во многом определило пути развития всей европейской культуры XVII в.