Сферы жизни человека

f   t  
Секс   Работа  
q   b  
Семья   Хобби  

В случае девиаций гиперсексуальное поведение становится не столько средством для достижения удовлетворения, но и самоце­лью. Появляются разнообразные формы отклоняющегося от норм права, нравственности или эстетики сексуального поведения: секс как унижение, секс как гордыня, секс как развлечение, секс как спорт, секс как работа и т.д. В рамках гармоничности целями вступления человека в сексуальные контакты являются, как правило, удовлет­ворение коммуникативной, прокреат йеной и рекреативной потребно­стей, а мотивом — любопытство и интерес, альтруизм или эгоизм и т.д. При гиперсексуальности обычные цели и мотивы отходят на второй план, уступая место эгоистическому мотиву, и сексуальный контакт может использоваться в т.н. несексуальных целях. При де-виантном сексуальном поведении человек склонен получать сексу­альное удовлетворение, сочетая коитус с оскорблением и принуж­дением партнера к вступлению в сексуальный контакт в неподхо­дящей для него форме, время или интенсивности с полным игно­рированием его свободного выбора. Сходное отклоняющееся пове­дение может быть направлено на удовлетворении гордыни человека. Вступление в сексуальные взаимодействия с целью поставить ре­корд по количеству партнеров или по продолжительности одного контакта также носит характер девиации, формируя поведение по типу промискуитета (беспорядочных половых связей). В данном слу­чае поиск объекта удовлетворения сексуального чувства приобрета­ет навязчивый или сверхценный характер, и партнер может обесце­ниваться до уровня “персонифицированного возбуждающего объекта”. Особо с позиции этики и нравственности выделяется проституция, когда основной целью вступления в сексуальные связи становится корысть. Все вышеперечисленные формы отклоняющегося поведе­ния формируются лишь на основе гиперсексуальной ориентации. Они выполняют роль ухода от скучной реальности в мир ярких и необычных сексуальных переживаний. Таким образом, гиперсексуальное поведение входит структуру аддиктивного типа девиантного поведения, хотя может встречаться и при иных типах. Разновиднос­тью гиперсексуального поведения является провоцирующее поведение без истинного желания вступить в интимные отношения. Та­кое поведение включает фривольность в высказываниях, сексапиль-ность во внешности и манерах.

Противоположностью гиперсексуальности являетсяасексуальное девиантное поведение, при котором человек снижает значимость и ценность сексуальной жизни или отрицает ее существенность пол­ностью и исключает из своей жизни поступки, направленные на сексуальные контакты. Он может обосновывать это моральными или мировоззренческими соображениями, отсутствием интереса или ины­ми мотивами. Асексуальность сочетается часто с особенностями ха­рактера в виде акцентуаций и патологических вариантов шизоид­ной или зависимой (астенической) направленности.

Выбор сексуального партнера в норме осуществляется с исполь­зованием возрастного фактора. Адекватной у взрослого человека счи­тается направленность на лицо близкой к нему возрастной катего­рии. Разброс границ обусловлен, с одной стороны, эстетическими критериями, при которых норма оценивается на основании “прили­чия” возрастной разницы сексуальных партнеров; с другой стороны, характеристикой зрелости. Выделяют ряд сексуальных девиа­ций, диагностика которых строится на несоответствии возрастной направленности влечения: педофилия, эфебофилия, геронтофилия.

Педофилией называется направленность сексуального и эроти­ческого влечения взрослого человека на ребенка. Человек с педо-фильной направленностью не находит полного сексуального удов­летворения в контактах со сверстниками и способен испытывать оргазм лишь при взаимодействии с детьми. Формы педофильных контактов различны — от редко встречающихся собственно кои-тальных, до эксгибиционистских актов и петтинга. Данный вид сексуальных девиаций может быть представлен как в рамках пато-характерологического и психопатологического типов отклоняюще­гося поведения, так и при аддиктивном типе. Если в первых случаях мотивами выступают психопатологические симптомы и синдромы (деменция, изменения личности, акцентуации характера), то во втором — попытка испытать особые, необычные, яркие и новые для индивида переживания при контакте с ребенком.

Разновидностью сексуальной ориентации взрослого на лиц бо­лее молодого возраста являетсяэфебофилия — влечение к подрост­кам. Мотивом поведения человека, склоняющегося к выбору парт­нером подростка, является, с его слов, поиск “непорочности”, от­сутствия сексуального опыта и смущения в интимной жизни подростка. Описан стиль сексуального влечения к девочкам-подросткам в сочетании с фетишизмом: объект обязательно должен быть, к примеру, “в школьной форме с фартучком”. При эфебофилии по сравнению с педофилией повышается число собственно коитальных контакты взрослого с подростком. Эфебофилия может входит в структуру делинквентного, аддиктивного, патохарактерологического и психопатологического типов отклоняющегося поведения.

Геронтофилия заключается в сексуальном влечении к партнеру старческого возраста, при этом старческое тело играет роль своеоб­разного фетиша (K.Imielinski). Как правило, встречается только у мужчин. Считается, что геронтофилия базируется на психопатологических симптомах и синдромах, в частности изменениях личности (органического, алкогольного генеза), деменции различного проис­хождения, психопатических проявлениях.

Зоофилия является сексуальной девиацией в рамках вектора на­правленности влечения. Под зоофилией понимают сексуальное вле­чение к совершению сексуальных действий с животным. При этом животное рассматривается человеком с зоофильной ориентацией как заместительный сексуальный объект. Чаще всего при данном виде отклоняющегося поведения используется коитальный генитально-анальный контакт. Зоофилия рассматривается в качестве аддиктив-ного, патохарактерологического или психопатологического девиан-тного поведения. Из болезненных признаков, на базе которых фор­мируется зоофилия чаще других оказывается олигофрения, демен-ция и изменения личности при различных заболеваниях головного мозга. Из патологических характерологических радикалов — шизо­идный и зависимый. Аддиктивное поведение в виде зоофилии встре­чается редко. Фетишизм, или сексуальный символизм — одна из самых распрос­траненных сексуальных девиаций характеризуется замещением объек­та или субъекта сексуального влечения каким-либо символом (час­тью его одежды, личным предметов), который оказывается доста­точным для достижения сексуального возбуждения и оргазма. В ка­честве фетиша может выступать практически любая часть челове­ческого тела желанного объекта (грудь, волосы, голень, ягодицы и пр.). Дифференциально-диагностическими критериями отграниче­ния признаков фетишизма в рамках нормы и при девиации может случить появление самодостаточности и предпочтительности фети­ша самому объекту. Различают такие разновидности фетишизма, как: пигмалионизм (фетишами являются картины, фотографии, ста­туэтки), гетерохромия (фетишем становится цвет кожи партнера), ретифизм (фетишем становится обувь), фетишизм, деформации (фе­тишем становится уродливость человека), некрофилия (фетишем яв­ляется мертвое тело). Фетишизм встречается при патохарактерологи-ческом и психопатологическом типе отклоняющегося поведения, особенно часто при наличии в клинической картине заболевания или структуре характера шизоидных или психастенических черт.

Нарциссизмом (аутоэротизмом) обозначается направленность сек­суального влечения на себя. Он проявляется самолюбованием, за­вышенной самооценкой, повышенным интересом к собственной внешности, половым органам, сексапильности. Часто нарциссизм сочетается с истерическими чертами характера и т.н. нарциссичес-ким расстройством личности, выделяемым в американской класси­фикации поведенческих расстройств. Наиболее существенным ста­новится устойчивый паттерн претенциозности, убежденности в соб­ственной неотразимости в сочетании с гиперсенситивностью к оцен­кам и критике со стороны окружающих. Такой человек склонен рассматривать собственное тело в зеркале, фотографировать или сни­мать на видеопленку себя в обнаженном виде, имитируя при этом позы и действия порнозвезд.

В рамках вектора, оценивающего способы реализации сексуаль­ного чувства, представлены наиболее известные и яркие примеры девиантного поведения: садизм, мазохизм, садомазохизм, эксгибици­онизм, вуайеризм. Именно они часто приводят к столкновению лич­ности с окружением и законом, поскольку нарушают часто и пра­вовые, и этические, и эстетические нормы.

Садизм, мазохизм и садомазохизм являются близкими друг к другу сексуальными девиациями, поскольку проистекают из ги­перролевого поведения (маскулинного или фемининного) и вклю­чают сопряженность сексуального удовлетворения с насилием и агрессией, направленной либо на себя, либо на партнера, либо и на того и на другого вместе. Садистическое поведение проявляется в стремлении подавлять сексуального партнера, унижать его, оказы­вать болевое и психологическое воздействие. Агрессивность у такого человека способствует более высокой степени сексуальных возмож­ностей и наивысшего оргастического чувства. Чем в большей степе­ни унижен, оскорблен и подавлен партнер — тем более яркие во-люстические ощущения сопутствуют этому. Садизм как сексуальная девиация переплетается с удовлетворением потребности властвовать и доминировать в жизни, которая однако, как правило, не полно­стью удовлетворяется. При мазохизме происходит обратный психо­логический процесс. Человек стремится быть униженным и подав­ленным. Лишь это способно вызвать у него оргазм. Часто у одного и того же человека представлены оба направления в удовлетворении сексуальной потребности (садомазохизм). Данные сексуальные де­виации встречаются при любом типе отклоняющегося поведения.

Эксгибиционизмом называют сексуальную девиацию в виде дос­тижения сексуального удовлетворения путем демонстрации собствен­ных половых органов или своей сексуальной жизни окружающим. Суть эксгибиционизма — гиперкомпенсаторное преодоление чув­ства стыда в связи с обнажением с целью снятия эмоционального и сексуального напряжения. В таком случае эксгибиционистский акт следует рассматривать как эмоциональную разрядку после периода каких-либо внутриличностных проблем. Выделяют (Б.В.Шостако­вич, А.А.Ткаченко) несколько этапов эксгибиционистского акта:

1) подготовительный, при котором происходит внутренняя перера­ботка и борьба мотивов; 2) этап нарушенного сознания и 3) этап выхода из состояния. Разновидностью эксгибиционизма является кандаулезизм, при котором достижение сексуального удовлетворе­ния связано с демонстрацией окружающим обнаженной жены или сексуальной партнерши. Известно, что эксгибиционизм чаще встречается у лиц с ананкастическими чертами характера или при раз­личных психических расстройствах, в частности в структуре маниа­кального синдрома. Имеется мнение о том, что эксгибиционистские акты родственным эпилептическим пароксизмам. При иных типах девиантного поведения он практически не встречается.

Вуайеризм — это форма девиантного сексуального поведения, заключающаяся в получении сексуального удовлетворения при под­сматривании, подглядывании (или подслушивании) за обнажением или сексуальной жизнью людей. Важной особенностью вуайеризма, также как и эксгибиционизма считается анонимность индивида, склонного кдевиантному поведению. Нередко данные формы сек­суальных отклонений сочетаются. Вуайеризм может входит в струк­туру аддиктивного поведения, а также быть признаком патохарак-терологического и психопатологического типов отклоняющегося поведения.

Особую группу сексуально отклоняющегося поведения состав­ляют девиации, при которых изменяется, с одной стороны, тради­ционная гетеросексуальная ориентация, с другой — имеется тен­денция к нарушению идентификации собственного пола. К данной группе относят: гомосексуализм, трансвестизм двойной роли и транссексуализм.

Половой идентичностью обозначают (В.Е. Каган) соотнесение личности с телесными, психофизиологическими, психологически­ми и социокультуральными значениями маскулинности и феми-нинности, выделяя следующие формы: 1) базовая идентичность — соотнесение личности с традиционными, восходящими к филоге­нетическим, половым различиям, альтернативным представлениям о маскулинности/фемининности; 2) ролевая идентичность — соот­несение поведения и переживаний личности с существующими в данной культуре и в данное время полоролевыми стереотипами; 3) персональная идентичность — интегрирует первую и вторую и ха­рактеризует соотнесение личности с маскулинностью/фемининнос-тью в контексте индивидуального опыта межличностного общения и совместной деятельности.

Можно расположить сексуальные девиации, сгруппированные отношением к телесному образу, в спектре между адекватной поло­вой идентификацией и нарушенной идентификацией (рисунок 23).

Наиболее известным нетрадиционным для общества поведенчес­ким сексуальным стереотипом являетсягомосексуальное поведение.Под гомосексуализмом понимают сексуальную ориентацию челове­ка, направленную на лиц своего пола без существенного изменения