Сверхценные психопатологические увлечения

В отличие от психологических при психопатологических сверх­ценных увлечениях источником повышенного интереса и пристрас­тного отношения становятся нетрадиционные для большинства лю­дей предметы, явления или сферы деятельности. Например, это мо­жет проявляться коллекционированием собственных “козявок” или обстриженных ногтей, выделений из юношеских угрей, увлечением в виде записывания номеров проезжающих машин или подсчитыва­ния количества окон в домах.

Синдром “философической интоксикации” встречается, как пра­вило, у подростков при шизофрении. В качестве своеобразного увле­чения выступает повышенный интерес к философской, теософской и психологической литературе с настоятельной потребностью ана­лизировать происходящие вокруг индивида события, а также соб­ственный внутренний мир. Пациент начинает анализировать меха­низмы автоматизированным действий, мотивы поступков окружа­ющих людей, собственные реакции, используя философско-психо-логическую терминологию, неологизмы. Он перестает адекватно воспринимать мир и реальность, пытаясь все втиснуть в схему, склонен обсуждать собственные “открытия” с друзьями, сверстни­ками и взрослыми, записывать свои мысли, читать огромный объем соответствующей литературы. Поведение человека с синдромом “фи­лософической интоксикации” носит навязчивый для окружающих характер. Близкие люди отмечают чудаковатость в поведении под­ростка, нежелание и неумение решать обычные житейские пробле­мы в связи с их постоянным философским осмыслением и склон­ностью теоретизировать по любому поводу.

Сверхценные психопатологические увлечения могут носить ха­рактердоминирующих (сверхценных) или бредовых идей, таких, к примеру, как: идеи высокого происхождения, чужих родителей, эро­тического отношения, реформаторства и изобретательства, которые способны существенно изменять поведение человека. При идеях высокого происхождения индивид, будучи убежденным в том, что фактически он происходит от знатного рода, богачей, политичес­ких деятелей стремиться доказать это на практике. Он ведет себя надменно, переполнен гордостью за себя и кучится высоким про­исхождением. Идеи чужих родителей выдвигаются на основании искаженного болезненного восприятия и интерпретации событий (“я не похож на родителей”, “никогда не видела фотографий матери, в состоянии беременности”). При идеях эротического содержа­ния человек убежден, что один из окружающих (чаще начальник, известный политик, артист или человек, которому симпатизируют многие) тайно влюблен в него и иногда дает об этом знать в виде особых форм поведения, движений, жестов. Идеи реформаторства и изобретательства проявляются в убежденности сделанных индиви­дом больших открытий, способных изменить общество или отдель­ного человека и принести пользу многим.

Особым видом отклоняющегося поведения можно назвать пато­логическое увлечение человеком сутяжнической деятельностью, кве-рулянтством. Характерны является непреодолимое желание жаловаться в различные инстанции и по любому поводу. Кверулянт — это чело­век с повышенным чувством справедливости, желающий добиться правды даже в мелочах, однако не соизмеряющий реально негатив­ные факты и способ борьбы с ними. Так, например, кверулянт способен долгие годы забрасывать письмами Кабинет Министров или президента с сообщением о плохом освещении в его подъезде или мусоре, который несколько дней не убирался с проезжей части дороги, проходящей под его окнами. Кверулянт склонен обращать любые жалобы в письменную форму, пытаться “всех вывести на чистую воду”, посылая в высокие инстанции свои претензии.

К данной группе девиантного поведения относят расстройства влечений, которые способны привести к внутренней дезорганиза­ции личности, а также существенным внешним проявлениям дис­гармонии. Описывается следующая группировка расстройств влече­ний (В.А.Гурьева, В.Я.Семке, В.Я.Гиндикин):

Разница понятий “увлечение” и “влечение” заключается в том, что увлечение характеризуется осознанностью цели и мотива, ин-теллектуализированными эмоциями, их динамика непрерывна, а