Штукатурки «толстые».

Известково-песчаные декоративные штукатурки. Состав – известковое тесто, портландцемент, кварцевый песок и пигменты. При помощи разных технологий нанесения декоративной штукатурки (например, набрызгом или созданием комбинированных фактур) можно получить любую фактурную отделку. Такие штукатурки очень экономичны.

Терразитовая штукатурка приготавливается на основе растворов извести, слюды и цемента. Заполнителями являются кварцевый песок и каменная крошка. Нанесение и обработка такого вида декоративной штукатурки производится при помощи гвоздевых щеток, пескоструйного аппарата и т.д. После такой обработки поверхность выглядит, как песчаник.

Каменные декоративные штукатурки намного сложнее. Заполнителем в растворе является каменная крошка горной породы, в качестве вяжущего используют портландцемент для высокой прочности и стойкости. Кроме того, затвердевшую каменную штукатурку после набора прочности обрабатывают ударным инструментом. Только после этих работ она будет напоминать натуральный камень - гранит, например, или мрамор. Можно применять и другой способ обработки - травление соляной кислотой с последующей промывкой водой. При таком способе обработки верхний слой разрушится и получится рельефный рисунок из обнажённого заполнителя.

Сграффито («выцарапанный») - особый вид декоративной штукатурки для получения изображения типа рельефного орнамента. Штукатурка сграффито получила широкое распространение в Италии в XV - XVII вв. Название штукатурки имеет прямое отношение к технике её нанесения, особенностью которой является последовательное нанесение нескольких цветных слоев. Затем, еще на неокрепшей штукатурке (не позже, чем через 5 — 6 часов) производят выцарапывание верхних слоев при помощи лопаток и долот до обнажения слоя требуемого цвета. Штукатурки «накрывочные»

Гладкие штукатурки. Примером высококачественной гладкой штукатурки является «венецианская» штукатурка,обладающая мраморным эффектом. Возле такой штукатурки возникает ощущение, что перед вами стена из чистейшего и прозрачнейшего натурального мрамора. Этот материал способен украсить колонны, карнизы, стены. Мастера по «венецианской» штукатурке - настоящие художники, творящие подлинное искусство. Технология такой штукатурки была известна ещё в Древнем Риме.

Мраморный эффект «венецианской» штукатурки достигается использованием мраморной муки и особой техники нанесения. В состав штукатурки, кроме мраморной муки, входит известь и водная эмульсия. Наносится на предварительно подготовленные поверхности - стена должна быть идеально ровной, так как материал прозрачный и под ним будут видны даже мельчайшие неровности и трещинки. «Венецианку» можно колеровать в любой цвет. Поверхность будет лучше выглядеть и больше походить на мрамор, если смешать два-три оттенка одного цвета. Глубина и прозрачность покрытия достигаются специальной техникой нанесения от четырех до десяти слоев материала небольшими штришками. После высыхания стену покрывают натуральным пчелиным воском: он славится особой прозрачностью и хорошо защищает покрытие от действия влаги. Есть «венецианское покрытие», на которое воск наносить не нужно: все необходимые компоненты эта штукатурка уже содержит. Это, например, материалы фирмы «Спектр-Дизайн» итальянского производства. Работа по созданию такой штукатурки стоит довольно дорого.

«Рельефные» штукатурки. Штукатурки «фактурные» с мелким однородным рельефом, которые наносятся простым шпателем, валиком или пневматическим напылением без какой- либо последующей обработки, или могут разравниваться гладилкой. Поверхность штукатурки, в зависимости от использованного материала и фракции наполнителя и пигмента, становится однотонной или многоцветной. Полученный слой в зависимости от фракции зерна бывает грубозернистый или мелкозернистый, почти гладкий. Мелкозернистое покрытиенапоминает природный камень.

«Рельефные» штукатурки с «глубоким» рельефным рисунком наносятся «способом отображения» — штампом, рельефным валиком, шпательным ножом, специальными кистями, щетками, веничком или просто пальцами.

«Структурная» штукатурка содержит небольшое количество крупнозернистых гранул наполнителя (мелких камушков, древесного волокна). После нанесения штукатурного раствора на отделываемую стену и разравнивания шпателем или гладилкой появляется рельефный рисунок от перемещения зерен наполнителя. Если гранулы наполнителя имеют округлую форму, рельефный рисунок имеет вид бороздок и канавок. Если зерна наполнителя шершавые и имеют неправильную форму - царапин или «бороды». Преимущества такой штукатурки: возможность маскировать изъяны базовой поверхности (микротрещины, вздутия, старую краску); высокая стойкость к механическим воздействиям (ударам, царапинам и т.д.); водонепроницаемость; возможность мытья и чистки любыми моющими средствами, не содержащими растворителей; температуростойкость — от 50 до +75°С; хорошая пластичность, что позволяют создавать различные рельефы; паропроницаемая поверхность, позволяющая стене «дышать»; долговечное; относительно недорогое декоративное покрытие.

Штукатурка «Вариосистемаж». Её основной декоративный эффект обеспечивается «флоком». Отличается от Других декоративных штукатурок тем, что они состоят из нескольких компонентов, последовательно наносимых на стену. Технология нанесения компонентов штукатурки включает в себя операции нанесения на обрабатываемую поверхность сначала клея, затем «флока» («чипсов») и лаковое покрытие. Для лучшего сцепления, по мере высыхания, хлопья прокатывают резиновым валиком. После того, как клей высохнет, наносят завершающее лаковое покрытие, придающее материалу высокую износостойкость и позволяющее его мыть.

«Флок» в переводе с немецкого означает «хлопья снежинки», состоит из мелких цветных частичек, по форме напоминающих чипсы. Использовать их можно для отделки стен, потолка, подоконников, дверей, колонн, карнизов и т.д. «Чипсы» бывают разной формы и размера. Обычно это частички округлой формы, но бывают и бесформенные, как бы обломанные кусочки. Что же касается цвета, то выбор очень широкий. Бывают флюоресцентные «чипсы».

Преимущества штукатурки «вариосистема»:

нетребовательность к идеальности подготовки поверхности; возможность скрывать небольшие неровности и трещины; обладание высокой стойкостью к истиранию, ударам, царапинам; легкость мойки любыми моющими средствами, не содержащими растворителей (мыльный раствор, вода); возможность применения во влажных помещениях.

Для изготовления штукатурок используют различные виды наполнителей, имеющие свои особенности свойств, которые в разной степени передаются штукатурке. Кварцевая крошка имеет среднюю сцепляемость с полимерным связующим, гладкую поверхность, стойка к истиранию и царапинам. Мраморная крошка обладает хорошей сцепляемостью с полимером, однако ее стойкость к истиранию и царапинам невысока. Зерна мраморной крошки имеют шероховатую поверхность. Гранитная крошка также имеет шероховатую поверхность, среднюю сцепляемость с полимерными связующими, хорошую стойкость к истиранию и царапинам. Кроме минеральных наполнителей, в декоративных штукатурках также могут быть использованы и полимерные гранулы, целлюлозные или шелковые волокна.

 

3.2.1.Назначение лакокрасочных материалов.

Лаки из природных смол.
Спиртовые лаки – это растворы природных смол (30-35% к массе лака) преимущественно в высокоградусном этиловом спирте (92-96°). В некоторые лаки добавляют пластификаторы и подцвечивают красителями.

Шеллачные лаки образуют блестящие твердые пленки, которые хорошо шлифуются и полируются.

Берестяной лак дает блестящие, хорошо полирующиеся пленки.

Канифольный лак – раствор канифоли в спирте, его пленка недостаточно теплостойка, хрупка; часто выкристаллизовывается канифоль.

Абиетиновый лак – раствор абиетиновой смолы в спирте, дает пленку темного цвета.

Спиртовые лаки имеют разные номера и марки, маловодостойки, отделка ими требует много времени.

Политуры – растворы смолы (5-15%) в высокоградусном этиловом спирте. Лучшие из них – шеллачные политуры с содержанием 11% шеллака. Шеллачную политуру светлую № 14 применяют для полирования, при этом сохраняются натуральный цвет и текстура древесины. Политуру № 13 используют для первого полирования. Политуры № 15 (красная) и № 16 (черная) содержат соответствующие красители.

Нитролаки – лаки, приготовленные на основе нитроцеллюлозы и смеси различных растворителей с добавлением природных или синтетических смол, пластификаторов и разбавителей; цветные содержат и красители. Пленкообразующими в нитролаках являются: нитроцеллюлоза 4-20% от массы лака, смола 5-8%, пластификаторы 1-12%, в общей сложности 10-40% в зависимости от свойств и назначения нитролака.
Смола в нитролаке увеличивает толщину, усиливает блеск, атмосферостойкость и адгезию лаковой пленки. Для растворения пленкообразующих применяют растворители и разбавители.
Различают нитролаки холодного и горячего (при нагреве до 70-75 ° С) нанесения. Нитролаки холодного нанесения доводят до рабочей вязкости разбавлением растворителями, поэтому количество пленкообразующих в лаке уменьшается, а расход нитролаков (при одинаковой толщине нанесения) увеличивается до 30%.

Лаки из синтетических смол дают высокопрочные пленки с нетускнеющим блеском, надежно сцепленные с древесиной или грунтом.
Образование пленки происходит в результате испарения растворителей и разбавителей или химической реакции в нанесенном слое лака, состоящего в основном из синтетических смол. Растворителями для этих лаков служат ацетон, толуол, бутиловый спирт.

Масляные лаки – растворы природных или синтетических смол в высыхающих маслах с добавлением сиккативов и разбавителей. Внутри помещения отделывают следующими масляными лаками: № 4с, 4т (светлым и темным), № 5ф и 6ф – глифталевыми, № 408 – пентафталевым.

В зависимости от состава и назначения лакокрасочные ма­териалы разделяют на краски, эмали,лаки, грунтовки и шпатлевки. Каждый также вид подразделяется на подвиды.

Лаки - это растворы природных или синтетических пленко­образующих в органических растворителях. В их состав могут входить также пластификаторы, отвердители, катализаторы от­верждения, свето- и термостабилизаторы, антистатики, органи­ческие растворимые красители и другие компоненты. Лаки при­меняются как таковые и в качестве полуфабрикатов для изготовления грунтовок, шпатлевок и эмалей.

Грунтовки, шпатлевки, эмалии краскипредставляют собой сложные системы, состоящие из пленкообразующего, пигмен­тов и наполнителей. В чём же состоит отличие друг от друга? Лакокрасочные материалы отличаются между собой достаточно сильно - и составом, и назначением.

Эмали состоят из дисперсии минеральных или ор­ганических пигментов или их смеси в растворах лаков. Порош­ковыеэмали- это сплав смолы (пленкообразующего) с пигмен­тами. Порошковыми эмалями покрываются качественныестальные двери

.

Содержание пигмента в эмалях - от 80 до 120% в зависимости от их укрывистости и назначения эмали. Эмали имеют хороший розлив, пленка покрытия может быть глянце­вой, например, у эмалей, предназначенных для автомобилей, холодильников, или матовой - для оптических приборов и дру­гих изделий.