ОЦЕНКА ВНЕШНЕГО ОБРАЗА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ

Проектирование одежды на индивидуального потребителя предполагает знание информации о его внешнем образе, который складывается из следующих составляющих:

• основных габаритов фигуры (рост, ширина плечевого пояса, обхват груди и бедер),

• особенностей пропорций (соотношение длины конечностей и туловища, положение линий талии и груди, соотношение диаметров отдельных частей туловища: плеч, талии, бедер),

• особенностей осанки (формы контуров спины и груди, форма и высота плеч),

• формы лица и головы,

• пигментации волос, глаз, кожи лица,

• психофизиологических и социальных особенностей потребителя.

В практике конструирования одежды используются понятия о трех видах фигур: идеальной, типовой и реальной (или конкретной индивидуальной фигуре потребителя).

Идеальная фигура - это образ фигуры, который под влиянием различных произведений искусства, стилей, моды и особенностей быта складывается в определенный период времени. В ХХ веке изменение представлений об идеальной фигуре происходило практически каждые 10 лет. Идеальная фигура характеризуется определенными пропорциями и осанкой, а также особенностями телосложения, которые в периоды господства другого идеала могут считаться отклонениями. Так, например, в Х1 Х-ХХ вв. модными типами осанки считались попеременно выпрямленная, лордотическая, сутуловатая и другие.

Для подачи модной формы одежды художники представляют эскизы моделей на идеальных типах фигур. На этих же фигурах отрабатываются перспектив ные коллекции, так как для их демонстрации соответствующим образом подбираются манекенщицы.

Типовая фигура определяется соответствующими стандартами и размерной типологией /1/. Характеристики типовых фигур рассчитываются на основе соответствующей статистической обработки размерных признаков, полученных путем обширных антропометрических исследований. Разработка проектно-конструкторской документации на изделия массового производства и базовых лекал для использования в ателье осуществляется только на типовые фигуры.

Потребителями одежды являются люди с конкретными фигурами, формы которых в большей или меньшей степени отклоняются от типовых.

Оценка внешнего образа потребителя очень важна на стадии согласования модели с заказчиком, в ходе которой необходимо выбирать такие модельные особенности, которые могли бы скрыть значительные отклонения от идеальной фигуры и подчеркнуть выявленные «достоинства» - особенности телосложения, соответствующие модному образу.

При оценке телосложения заказчика рассматривают его фигуру в фас и в профиль, отмечая пропорции, осанку, а также форму и особенности строения всех антропометрических участков: шеи, плеч, груди, талии, бедер и т.д.

Шея может быть короткой, длинной или нормальной длины, наклоненной вперед или откинутой назад, сплюснутой по бокам спереди или сзади. Параметры строения шеи влияют на выбор формы воротника, выреза и отделки горловины.

Плечи могут быть нормальной (естественной) высоты, низкими (покатыми) или высокими (выпрямленными). Они также могут быть развернутыми вперед, назад и нормально развернутыми.

Осанка фигуры определяется по форме спины. Фигура с нормальной осанкой имеет нерезкие, плавные изгибы позвоночного столба в области шеи и поясницы. Для женской фигуры с нормальной осанкой характерно некоторое преобладание выступа ягодиц над выступом лопаток. Сутулая осанка имеет наклон шеи вперед, округлую форму лопаток и увеличенный разворот плеч. Выпрямленная осанка характеризуется прямой спиной, уплощенной формой лопаток и развернутыми назад плечами.

Форма груди в значительной степени формируется бюстгальтером и поэтому можно выделить лишь три формы грудных желез: нормально развитые, сильно развитые и слаборазвитые. По расположению грудных желез их разделяют на нормальные, высокие и низко расположенные.

Форма живота может быть плоской, овальной и выступающей. Выступающая форма живота, в свою очередь, подразделяется на округлую, вытянутую и отвислую.

Форма бедер определяется при рассмотрении фигуры спереди. При этом необходимо определить как степень выступания бедер относительно талии, так и высоту расположения наиболее выступающей точки бедер относительно линии талии. Различают нормальные бедра, высокие крутые, широкие низко расположенные, широкие нормально расположенные и узкие.

Выступание ягодиц значительно влияет как на выбор модели изделия, так и на баланс его конструкции. Ягодицы могут быть нормальные, уплощенные и выступающие с разной степенью выступания, нормально, высоко или низко расположенные.

Форма рук оценивается по степени жироотложений в верхней части плеча: различают нормальные, худые и полные, а также по углу наклона профильной проекции руки к вертикальной плоскости. Положение руки может быть задним, отвесным и передним.