Красота

Красота — это нечто дикое; красота никогда не бывает цивилизованной. Как только вы цивилизуете ее, она становится уродливой. Нет способа цивилизовать красоту. Красота по самому своему существу должна быть дикой, потому что красота — часть природы. Это не приобретенное, это врожденное, природное. Вот почему красивы деревья, красивы животные, красивы птицы. Невозможно найти уродливую птицу или уродливого оленя. Природа спонтанно, самопроизвольно красива.

Только человек становится уродливым. И дилемма в том, что только человек старается быть красивым. В самой попытке стать красивым уже проявляется уродливость. Самая идея быть красивым показывает: вы приняли, что вы уродливы; эта идея ориентирует вас на самоосуждение. Одно несомненно: человек, который старается быть красивым, принял свою неполноценность, некрасивость, недостойность. Теперь он пытается спрятать это, прикрыть, улучшить. Человек — единственное животное, которое старается быть красивым, и человек — единственно животное, которое уродливо.

Так что первое, что нужно помнить в жизни: чем ближе вы к природе, к ее дикой стороне, к дикому океану, диким горам или джунглям — тем вы красивее. В красоте есть радость. И из красоты рождается любовь, из красоты рождается творчество.

Только красивый человек может быть творческим, потому что он принимает себя. Он так счастлив быть самим собой, так благодарен за то, что может быть самим собой, что из этого счастья, благодарности и приятия естественно рождается творчество. Ему хочется написать картину, сочинить музыку, сделать этот мир немного лучше или помочь людям расти. Ему хочется сделать что-то, потому что существование сделало для него так много. Творчество рождается из признательности — вот настоящий источник творчества.

Но это возможно только когда вы принимаете себя, когда вы не пытаетесь спрятаться под масками, когда вы не стараетесь создать камуфляж, когда вы не создаете личность, но позволяете своей внутренней сущности сказать свое слово.

У животных нет никакой личности — я не говорю о прирученных животных; у них появляется личность. У дикой собаки нет личности, только внутренняя сущность; но стоит приручить собаку, и она начинает становиться политиком, дипломатом. Она начинает быть личностью; она перестает быть индивидуальностью. Она притворяется. Вы бьете ее, а она продолжает вилять вам хвостом — это личность. Ей хочется разорвать вас на части, но она знает, что вы босс, и она знает свое место. Она знает, что скоро будет ужин и ей придется туго; ее побьют, накажут. Она знает, что она беспомощна, поэтому создает «персону», маску. Она становится фальшивой, начинает притворяться, становится цивилизованной, образованной... и теряет красоту. Красота принадлежит дикому, красота принадлежит безграничному. Океан дик и безграничен; другого берега не видно. У красоты тоже не видно другого берега. Ее можно почувствовать, но не схватить; нельзя удержать ее в руках. Ею можно жить, можно наслаждаться, можно глубоко в нее нырять, но никогда нельзя измерить ее глубину; она неизмерима.

Красота океанична, огромна, невероятно огромна. У красоты есть глубина, как и у океана. Цивилизованный человек живет на поверхности: он пловец, а не ныряльщик. Он прекрасно умеет удерживаться на поверхности. Он очень хорошо знаком с этой поверхностью — ее обычаями, манерами, этикетом и прочим. Под ним невероятная глубина, но он ее не замечает.

Красота принадлежит глубине: чем глубже вы становитесь, тем вы красивее. И тогда красота уже не от этого мира, потому что глубина — это измерение божественного.


 

Существует три вещи, которые могут привести вас к полному краху: первая — это секс, вторая — это рулетка, а третья — это политика. Из них секс — способ самый приятный, рулетка — самый азартный, а политика — самый верный.


 

Мы всегда реагируем исходя из своего прошлого. Оно всегда работало, так что мы думаем, что оно будет работать в любой ситуации; но однажды возникает ситуация, где ваше прошлое просто неуместно, оно не работает. Это настоящий кризис... и также настоящая возможность.

Китайское слово, обозначающее кризис — у них нет слов, у них есть образы — китайская идеограмма, обозначающая кризис, замечательна. Она состоит из двух небольших рисунков, из двух маленьких идеограмм; первая означает опасность, вторая — возможность. Кризис — это опасность и возможность; все зависит от вас. Если вы продолжаете реагировать, исходя из прошлого, вы покончите с собой. В этом опасность. Если вам хватает разума, чтобы понять, что эта проблема нова и, следовательно, ответ на нее тоже должен быть новым — старые ответы не подойдут, — если у вас есть разум, то это великая возможность.


 

Человек почти бессознателен. Я говорю «почти» — бывают моменты, ситуации, когда он становится сознательным; но ненадолго.

Например, внезапно в доме начался пожар. Вы почувствуете, как внутри вас что-то вспыхнуло — некое чувство алертности, какого никогда раньше не было. Даже если вы устали, даже если вы не спали несколько дней; или, может быть, совершили долгое путешествие и надеялись, что первым делом по возвращении домой отоспитесь... Но в доме пожар!

Вся усталость исчезает. Вы забываете весь кошмар путешествия и внутри себя обнаруживаете нечто новое — и, возможно, тут же упустите из-за пожара; вы алертны не к собственной алертности, но к пожару, в котором сгорает ваш дом.

И в обычной жизни бывают моменты, когда люди прикасаются к высшему состоянию сознания, но они их упускают, потому что это высшее состояние сознания приходит в критических ситуациях, и в первую очередь они должны справиться с опасностью, стоящей перед ними. Вряд ли в таких обстоятельствах они станут исследовать, что происходит у них внутри.

Но если вы можете найти — хотя бы в памяти — какие- то моменты своей жизни, когда вы внезапно становились более осознанными, чем обычно, это очень поможет понять, что я имею в виду, когда говорю о сознательности.

Пэдди служил рядовым английской армии во время Второй мировой войны. Однажды генерал вызвал его в свою палатку и сказал:

— Рядовой Мерфи, вы выбраны для выполнения особого задания. Ночью вы спрыгнете с парашютом во вражеский тыл, где вас встретит джип. Водитель даст вам дальнейшие указания.

Ночью Пэдди садится в самолет. Когда самолет приближается к вражеским тылам, Пэдди поворачивается к командиру и говорит:

— Но, сэр, я никогда не прыгал с парашютом. Что я должен делать?

— Не беспокойтесь, — отвечает командир. — Нужно просто прыгнуть. Через три секунды посмотрите вверх, и вы увидите, что парашют раскрылся. Если этого не случится, дерните за аварийный шнур, и раскроется второй парашют. Когда приземлитесь, джип будет вас уже ждать.

— Ладно, — говорит Пэдди и прыгает из самолета. Через три секунды он смотрит вверх, но ничего не происходит. Он дергает за аварийный шнур — все равно ничего не происходит. «Боже мой, — говорит себе Пэдди, стремительно приближаясь к земле, — так я и знал. Можно биться об заклад, что проклятого джипа тоже не будет на месте!»